И о патриотизме

Oct 07, 2023 08:40


Стоит ли спросить себя: патриот России - кто он?



Давным-давно по меркам жизни телеграма мы здесь пытались определить кто такой русский человек. Пришли к следующему: русский человек - тот, кто владеет русским языком (пусть даже с огрехами), кто принадлежит русской культуре, любит её и считает её своей; кто является православным или с почтением относится к главенствующему месту Православия. Кто, с учётом эти трёх критериев, сам считает себя русским. Хотя бы даже он родился лаосцем и в Лаосе (никакого неуважения к лаосцам тут прошу не узреть).



Определение патриота России имеет пересечения с дефиницией выше, но не во всём.

Можно сказать, что патриот России - тот, кто владеет русским языком (опять же пусть с огрехами), знает и любит русскую культуру в узком значении (не обязательно к ней принадлежит), относится к Православию как изложено выше.



Это тот, кто любит Россию, любит русский народ, равно как и другие народы нашего Отечества. Кто живёт его духом и идеалами.

Кто готов служить России и, если придёт тому время и необходимость, разделит её скорби, жертвуя собой и личным благом.

Кто желает России процветания и созидает её будущее (соответственно благоденствует её процветанием).

Кстати, в отношении процветания. Можно себе представить какого-нибудь поэта-кажется-гражданина или седовласую инфополитцыганку, вещающих из Берлина, что де я патриот(ка) России, люблю её, а потому процветание ей желаю, но процветания через разрушение нынешней государственности и встраивание в глобалистский леволиберальный мир.

Поэтому уточним, что патриот желает процветания России сильной и державной (суверенной, хотя этот термин более узкий, чем «державность»).



К слову сказать, к патриотам в таком определении едва ли можно отнести «ультрапатриотов», готовых осуждать любого, кто вскроет какой-либо недостаток нашей государственной, военной или образовательной организации. Невозможно отнести и приписных обличителей, смакующих каждый такой недостаток, уверяя, что таким образом хотят его исправить.

Применим к поиску определения и метод, именуемый в богословии апофатическим.

Тот, кто любит Россию - не лжёт про неё и про её народ. Что вовсе не означает правдорубно вываливать во всеувидение недостатки, ведь хамов грех остаётся грехом.

Тот, кто любит Россию - не предаёт её, то есть не помогает её врагам (широкий смысл слова предатель - поле для трактовок).

Тот, кто любит Россию - не радуется её поражениям.

Пожалуй, что во время войны апофатические определения приобретают особенное значение.

Продолжим искать определение?

Отдельно стоит порассуждать о том, можно ли быть (остаться) патриотом России в эмиграции, не отказ ли от Отечества эмиграция (дисклеймер: смотря какая, почему и что будет дальше). Предовольно писал об этом раньше, но, наверное, как-нибудь обобщу.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

P.S.

Заместителя председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом СМИ Вахтанга Кипшидзе:

После прочтения этого поста Владыки Саввы и последующих в его продолжение пришла в голову вот такая мысль. Слово "патриот" это калька с латыни, из слов "Родина" или "Отечество", насколько я понимаю, существительных не образуется. Пусть разбираются филологи, почему мы не имеем русского аналога для слова "патриот". Я изложу свою волюнтаристскую версию.

Любовь к Отечеству для русского человека была столь естественна, что потребности в слове "патриот" не возникало. Тех, кто не любили землю отцов, землю своего рода, просто не было или почти не было. Как, например, не было до XXI века потребности придумывать слово для союза лиц одного пола, проживающих в сожительстве.

Не любить свое Отечество - это так же дико, как не любить своего отца,  мать, даровавших тебе жизнь. Совершенно неприемлемо для человека традиционной культуры. Противоположность этого подхода хорошо выражена в фильме Брат-2, где антагонист главного героя метко замечает, что "Родина там, где ж**а в тепле". Выбор, конечно, каждый делает сам.

P.S. За обсценную лексику прошу прощения.

Сергей Перевезенцев:

Само русское слово ««отечество» («отечествие», «отчизна»), производное от праславянского «otec» (отец»), в XI-XVII вв. в русском языке имело несколько значений: 1) род, семья; родовое владение, наследственный удел, происхождение, наследственные родовые права; 2) Родина, как «малая», так и «Родина всех русских людей»; 3) название одного из иконописных типов Святой Троицы и, как следствие, «первое Отечество» или «Небесное Отечество», подразумевающие Царствие Небесное. При этом само Русское государство («Русская земля», «Российское/Московское царство») воспринималось в народном сознании как «отчина», т.е. наследственное владение русских государей сначала из рода Рюриковичей, затем представителей рода Романовых.
В XVIII столетии, когда в России активно формировалось единое национальное самосознание великороссов, в массовом национальном сознании Россия начинает восприниматься не как только «отчина» правящей династии, но в первую очередь как общая для всего русского народа Родина - «Отечество». Причем решающую роль в подобном преобразовании «Отечества» сыграл государь Петр I Алексеевич, который сам во многих указах и законах объявил своим подданным: Россия - это Отечество всего народа, всеобщее, всенародное достояние, поэтому судьба Отечества - это общенародная забота. Именно при Петре I в государевых указах появляется формулировка «слуга государю и Отечеству», подчеркивающая факт того, что всякий «государев» человек теперь служит не только царю, но и своей Родине, Отечеству.
Но главное было в том, что и российские высшие сословия, и российские простолюдины восприняли петровскую инициативу как дόлжное, как будто бы только и ждали этого. Уже очень скоро подданные российского государя стали отождествлять свои личные судьбы с судьбой всей России, а, в свою очередь, судьбу России начали осознавать, как важнейшую часть своей собственной судьбы. Образно говоря, Россия из «государевой отчины» превратилась в общее для всех русских людей «Отечество» и в «свое Отечество» для каждого русского человека. Так понятие «Отечество», как Родина, приобрело значение базисной традиционной духовно-политической ценности.
Превращение понятия «отечество» в одну из главных духовно-политических русских ценностей произошло потому, что, как представляется, начиная с XVIII столетия, понятие «Отечество», как Родина всех русских, стало совмещать в себе все важнейшие предшествующие смыслы, а именно: частное («отечество», как наследственное личное владение); общее («отечество», как Родина); вселенское («Небесное Отечество», как Царствие Небесное). Подобного рода совмещение особенно значимым оказалось для все более рационализирующегося в XVIII-XX вв. русского национального сознания, когда предшествующие религиозные (православные) смыслы исторического существования России все более и более уходили на периферию общественного внимания.
С той поры главная русская ценность в земном бытии - свобода и независимость Отечества; главное дело всякого русского человека - защита своего Отечества, служение своему Отечеству и обеспечение благоденствия своего Отечества; главное чувство - любовь к своему Отечеству.

Дмитрий Конаныхин:

Невозможно, прочитав слова Владыки, не задуматься над базовыми определениями, буквально указателями направления мысли.

Слово "патриотизм" вошло в нашу речь извне, из иного языка, поэтому всяк в него, вольно или невольно, помещает начинку согласно своему разумению. Я попробую поразмышлять, начиная именно от бытового значения слов, не от этимологии, прошу не хватать меня за язык.

Вот, в английском языке для обозначения родины мы находим Motherland, видим женское начало материнской земли, в немецком Фатерлянд мы видим мужское начало земли отцов, а в родной русской речи мы встречаем и женское начало "Родина" (мать, она), и мужское "Отечество" (хоть и среднего рода, но явно мужское начало для носителей языка, от отцов положенное).

Так и с патриотизмом - в Patria мы находим patrius, которое восходит к pater - и, безотносительно к роду, это те, кто нас породили.

Если мы говорим о том, что патриотизм это любовь к Родине (Отечеству), то этого мало, слово "любовь" тоже может запутать своими регистрами - от ревнивой до эгоистичной или безответной, но мы же чувствуем, что здесь что-то большее, не так ли?

Разве мы просто любим тех, кто нас родил? А как мы относимся к их родителям, нашим бабушкам и дедушкам? А к тем, кого мы не успели полюбить? К тем, кто был раньше, для них мы кто? Кто мы им? Всегда ли нам доставалось имущество прадедов? Или прапрабабушкино кольцо? Но ведь мы им не только собой, своими генами и историей обязаны.

Кто же они нам, кто мы им, мы, связанные семьёй, родом, народом?

Мы им уже не просто эмоционально любящие. Мы им наследники. Мы им продолжатели. Мы им верные. Или нет.

Вот и получается, что патриотизм это не просто любовь к Родине.

Беглый "либерал", любящий Родину из далёка - трудится ли он во славу Отечества? Нет, он не разделяет судьбу, он присягает иному народу и сюзерену. Эта любовь бесплодна, она зеркальна, в этом зеркале влюблённый в свои фантазии человек. Или, давайте начистоту, его род попросту работал на чужую родину. Так тоже бывает.

Русский эмигрант, гражданской войной выброшенный за пределы Отечества, - разве отрёкся он от верности помыслам и устремлениям предков? Разве в себе не унёс он частицу старых родов, политически обречённых на смерть, разве не возвращает он домой этот огонь, лампаду предков, в общий свет Отечества? Поэтому вынужденный эмигрант, не отрекшийся от общей судьбы, не окаинившийся убийством брата, он патриот. Не лоялист политическому режиму, но патриот.

Разве советский, весь серпасто-молоткастый лётчик, атеист и комсомолец, бросающий самолёт в гибельную атаку на колонну оккупанта, не патриот? Он продолжает дело предков, он верен их устремлениям и помыслам, он в высшей степени проявляет любовь, рискуя жизнью ради жизни будущего века.

Патриотизм это и деятельная любовь, это и право наследования, это и труд продолжения, это и верность помыслам и устремлениям предков. Не-отречение. Не-присяга чужим.

Как показывают последние позорные события с профессиональными "патриотами", патриотом мало называться, патриотом невозможно слыть, патриотизм доказывается делами, трудом, результатом, подвижничеством, подвигом. Просиживание в президиуме, вопли с трибун, слова о патриотизме - это всё пыль и пустота. Что ты создал, что ты построил, кого ты как воспитал, защитил, научил, что ты превозмог, в вере и верности - тогда пусть тебя люди назовут патриотом.

Патриот это всегда про труд, созидание и продолжение, это всегда действие и деяния верных.

Потрудимся же.

Родина, Отечество, патриотизм

Previous post Next post
Up