Введение во храм Пресвятой Богородицы

Dec 03, 2023 14:09


Празднуется Святой Русской Православною Церковью 4 декабря.



Введение во храм Пресвятой Богородицы со сценами жития. XVI в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

День этот считается великим двунадесятым непереходящим праздником, который в песнопениях церковных называется «предвестием Божия благоволения к людям».





Введение во храм Богоматери. Новгородская икона. Середина XIV в.

С этого праздника начинают петь в церкви во время утрени «Христос рождается...».

Храм, в который вошла Богородица или Место встречи Ветхого и Нового Заветов

Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических текстов (греч. «Протоевангелия Иакова» (гл. 7.2-3) (2-я пол. II в.), лат. Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.)), которые отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение, а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38).



Введение во храм Пресвятой Богородицы. 1534-1538 гг. Худож. Тициан (Галерея Академии. Венеция)

Согласно упомянутым источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Ее Богу, и направились в Иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию - Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15) была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30. 10; Евр. 9. 7) - этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества.



Греция, Николаос Каллергис, 1699 г., Девочку-Богоматерь сопровождают ее родители Анна и Иоаким, оба оживленно жестикулируют. Их окружают юные девушки с горящими свечами в руках; все персонажи группы обла-чены в многоцветные, западного типа одежды. У входа в храм, с левой стороны, стоит Симеон в папском облачении, в тиаре и с пастырским жезлом, а слева к нему приближается еще одна девушка из свиты, показанная в вычурной и довольно неловко переданной позе. Сцена разворачивается перед храмом, обозначаемым аркадой и видимой за ней высокой стеной. В левом верхнем углу, у вершины восходящей лестницы, между двумя боковыми колоннами под отдернутой в сторону красной завесой показаны маленькая Богоматерь и спустившийся с небес ангел, предлагающий ей хлеб. За фигуркой Марии просматриваются семисвечный светильник и небольшая кадильница.

Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы - пребывание при Иерусалимском храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет.



Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.

Праздник Введения в настоящее время входит в число двунадесятых, но установлен он был в Церкви позднее других из этого числа. Возможно, его появление связано с деятельностью императора Юстиниана I, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей Купели, напротив храма.



Икона Введения Богородицы. XV век. Новгород

В VIII в. праздник отмечен в некоторых месяцесловах. Их сдержанные указания, видимо, говорят о том, что первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности. Патриарху Константинопольскому Герману I († 733) приписываются 2 гомилии на Введение , что может свидетельствовать о праздновании Введения в Константинополе того времени. С IX в. праздник получает широкое распространение на Востоке.



Статус праздника постепенно менялся, в Православной Церкви Введение окончательно вошло в число двунадесятых только после XIV в.- Феодор Продром и Никифор Каллист еще не включали его в это число, - но согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI-XIV вв. он отмечается почти так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. Тем не менее даже в печатных.

image Click to view



Типиконах XVII в. отдельные особенности совершения службы Введения указывают на то, что статус этого праздника несколько уступает статусу двунадесятых.



Введение во храм Пресвятой Богородицы/ Фреска Мануила Панселина, начало XVI века.

В качестве даты праздника практически повсеместно принят день 21 ноября, исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение отмечается 29 ноября, и практики отдельных областей Римской церкви, где Введение было подвижным праздником и отмечалось в воскресный день после 11 ноября.

image Click to view

Православные праздники, Богородица

Previous post Next post
Up