Щедрость не знает границ

Sep 21, 2023 06:21





Расшифровка

То, что Россия - щедрая душа, наверное, знают все. Но то, что наша щедрость распространяется и на врагов, догадываются не многие. На днях пришла достаточно неприятная новость, связанная с выходом иностранного бизнеса из России. Которому почему-то позволяют свои активы не просто продать, но забрать деньги и вывести их в свои страны.



Да, кто-то может сказать, они продают свой бизнес не на рыночных условиях, а с существенным дисконтом в 30-50-70%. Но тем не менее. Эти деньги разрешают забирать, обменивать на иностранную валюту и выводить. При этом я бы не назвал данный фактор важным в ходе текущей девальвации. Тут стоит отдать должное Минфину, который несколько месяцев назад ввёл лимиты на покупку валюты для продающих бизнес иностранцев. Собственно, именно благодаря данной мере удается избегать излишней волатильности на валютном рынке.

Итак, что произошло. Британская компания "Mondi" объявила о продаже своего крупнейшего в России актива - Сыктывкарского ЛПК за 80 млрд рублей. Деньги весьма приличные. Сопоставимы со сделкой, которая произошла с компанией Shell. Кстати, тоже английская (точнее, англо- голландская). Напомню, что весной этого года она вышла из проекта "Сахалин-2" и, к сожалению, получила за это деньги.

Возвращаясь к "Mondi", стоит сказать, что 80 млрд рублей - это сумма, судя по всему, с существенным дисконтом, поскольку если оценивать Сыктывкарский ЛПК, то за прошлый год, к примеру, его выручка составила более 1 млрд евро. Но ситуации это не меняет - британской (подчеркну) компании разрешают забирать деньги. К слову, соответствующее разрешение получено от ФАС и от правительственной комиссии по контролю над иностранными инвестициями.

Ну, что касается ФАС, то здесь вопросов, в принципе, нет. Так как их дело - посмотреть, не создаются ли в ходе сделки монополии. А вот непосредственно разрешение по продаже по выводу денег выдаёт та самая комиссия, а конкретнее - подкомиссия правительственной комиссии по контролю над иностранными инвестициями. Которую курирует, между прочим, Минфин.

И мне вот непонятно, для чего выдаются такие разрешения? Ведь если проанализировать причины, по которым иностранный бизнес уходит из России, то можно обнаружить, что они лежат в чистом виде в политической плоскости. То есть компании, как правило, принимают решение под давлением своих правительств или общественности. С коммерческой точки зрения абсолютно никакой выгоды в продаже бизнеса в России нет.

Возьмем ту же британскую "Mondi". 12% выручки этой компании приходилось на российские активы. В частности, на Сыктывкарский ЛПК, который, кстати, выпускает бумагу под брендом "Снегурочка", которая, думаю, всем хорошо известна. Поэтому для британского бизнеса тут никакой коммерческой выгоды нет и быть не может.

И вот если они приняли это решение, исходя из политических факторов, то значит и наш ответ должен лежать в политической плоскости. А это либо введение внешнего управления (по ряду активу, кстати, так и сделали), либо прямая национализация бизнеса. Это будут в чистом виде ответные меры.

А сейчас мы непонятно что и кому хотим доказать. Если Западу, то от того, что мы будем делать из себя этаких джентльменов, которые выполняют обязательства, то что это изменит? Они своё мнение о нас, что ли, поменяют? Нет. Да нам и не надо, чтобы оно менялось. Пусть они нас лучше считают злыми агрессорами. Нам же от этого будет лучше. Чем меньше с ними связей и сотрудничества, тем больше у России шансов на суверенное развитие.

Тут можно, к слову, привести аналогию с ВОВ. Представьте, если бы Советский Союз выполнял взятые на себя обязательства перед Германией. Например, продолжал бы поставлять им уголь. А то сейчас прошло уже полтора года открытого конфликта с Западом, а мы продолжаем играть "по правилам". Ну не в полной мере, конечно. Где-то, благо, действительно, ответные зеркальные меры приняты.
Или может быть мы что-то хотим доказать Китаю, Индии или странам Ближнего Востока? Мол, приходите в Россию, все обязательства перед вами будут исполняться. Но они и так будут работать в России, только если первое - будет соответствующее политическое распоряжение руководства своих государств, и второе - если они увидят коммерческую выгоду в работе в России. А перед запуском того или иного проекта всегда просчитываются политические риски.

Да и вообще, давайте в принципе зададимся вопросом - а нужны ли нам вообще так называемые "иностранные инвестиции"? Потому что если мы так себя ведём, значит мы на них рассчитываем. Но какой смысл всего того, что происходит сейчас, если мы просто поменяем Запад на Азию и доллар на юань? У нас суверенитет от этого повысится? Конечно, нет.

Сейчас же имеется уникальный шанс перейти к развитию, которое основано на своих собственных силах. Которое является, действительно, суверенным и не зависит от других стан и регионов во всем. Начиная от экономической теории, заканчивая наличием собственных технологий.

И при этом я согласен, что ни в коем случае нельзя закрываться и отказываться от сотрудничества с другими государствами. Но об этом никто и не говорит. Это очень примитивное понимание, которое отчасти навязано либеральной прессой. Мол, если вы выступаете против иностранных инвестиций, то вы за изоляцию. Третьего у них, почему-то, не дано.

Однако давайте вспомним хотя бы наш опыт в 1930-е годы. Тогда у Советского Союза не было практически ничего. Ни соответствующих технологий машиностроения, ни квалифицированных специалистов. И СССР активно работал над привлечением иностранных технологий, иностранного оборудования и специалистов.

Но происходило это на совершенно других принципах. Никто не говорил: "приходите сюда, работайте, зарабатывайте деньги и потом уходите, выводите отсюда прибыль". Нет, привлекали технологий с локализацией, и специалистов, которые должны были обучить наши кадры. И всё потому, что в СССР понимали, что такое технологический суверенитет.

А у нас же иностранные инвестиции заключались исключительно в том, чтобы привлечь какую-то компанию и создать ей здесь шикарные условия работы. Яркий пример - АвтоВАЗ. Компания "Рено" сюда пришла. Да, они, конечно, создали работающее производство. Но убили практически всю научно-технологическую базу. И не потому, что работали против интересов России. Нет, им просто невыгодно было здесь что-то создавать инновационное. Зачем им вкладываться сюда, когда это можно сделать в одной точке в Европе и не нести дополнительные издержки.

И в результате, когда "Рено" в прошлом году с нашего рынка ушёл, мы остались с Ладой Грантой без подушек безопасности и АБС. Вот итог иностранных инвестиций. Так что, если с заграницей и работать, то исключительно для привлечения сюда технологий, компетенций и кадров.

Ну а что касается продажи иностранцам бизнеса в России, то ситуация, к сожалению, уже находится на завершающем этапе. Изменить её невозможно. Значительная часть активов уже продана. Деньги утекают за границу. Да, пусть и в меньшем объёме, чем они могли бы получить, продавая бизнес по рыночной цене. Но тем не менее.

Единственный плюс имеется благодаря Денису Мантурову, главе Минпромторга. И его инициативе по введению налога на продажу иностранного бизнеса от 5% до 10%. Который будет зачисляться в Фонд развития промышленности. Откуда впоследствии эти деньги инвестируются в наш реальный сектор экономики.

Однако это, пожалуй, единственный плюс, который я здесь вижу. В остальном, конечно, Россия в очередной раз показала, что она какая-то чересчур уж щедрая душа.

Константин Двинский

вывод капитала, активы бизнеса РФ, политика, финансы РФ

Previous post Next post
Up