14-15. 09 была проведена серия диагностических фокус-групп в крупных городах и мегаполисах ПФО и ЦФО

Sep 18, 2023 11:37





Участники исследования были отобраны в соответствии с полом, возрастом и родом деятельности. Целью исследования являлась диагностика текущего состояния общественных настроений в России.



Мнения респондентов относительно социально-экономической ситуации в России разделились, но в целом большинство (около 2/3 участников), отмечают, что в социально-экономическом плане произошла стабилизация ситуации по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, речь идёт только о том, что остановилось падение уровня жизни, очень немногие из респондентов отметили, что ситуация улучшилась. Часть респондентов отмечает, что социально-экономическая ситуация неоднородна. В одних сферах и отраслях она лучше, в других - хуже. Среди причин стабилизации называют восстановление экономики, её адаптацию к сложившейся санкционной политике западных стран, а также импортозамещение и развитие отношений с некоторыми восточными странами, прежде всего, с Китаем.

Часть респондентов, включая молодёжь, высказывает мнение, опираясь на информацию извне (экспертные суждения), но при этом отмечает, что на себе никаких улучшений не ощущает.
Значительное ухудшение социально-экономической ситуации в краткосрочной перспективе респондентами не прогнозируется, часть полагает, что будут изменения в лучшую сторону.

При этом именно среди молодёжи и лиц старшего возраста социальный оптимизм наиболее высок, большинство молодых людей не считает, что ситуация в экономике ухудшается, а часть пенсионеров ждёт её улучшения.
Большинство лиц среднего возраста полагает, что всё останется как есть, либо будет медленно деградировать.

У части респондентов на фокус-группах в ПФО есть надежда, что произойдут изменения в отдельных секторах экономики, но внятно объяснить в каких именно и почему они не смогли. В отличии от предыдущих фокус-групп респонденты стали меньше использовать эмоциональные оценки при характеристике социально-экономического положения, преобладают рациональные суждения.

Почти все респонденты отмечают, что текущее социально-экономическое развитие страны определяется ходом СВО, полагая, что завершение вооружённого конфликта придаст стимул российской экономике и снизит бремя нагрузки.

При этом, есть прямая корреляция между оценкой хода спецоперации и видением перспектив будущего социально-экономического развития. У респондентов, положительно оценивающих ход СВО уровень социально оптимизма выше, критически оценивающие ход спецоперации - полагают, что экономика будет деградировать.

Респонденты на всех фокус-группах отмечают, что инфляция есть и она заметна, хотя и не носит уже столь обвального характера. Часть респондентов отмечает, что текущий рост цен связан с проведением СВО и учитывая общую обстановку в стране, ситуация вполне приемлемая, могла быть хуже.

При этом среди лиц старшего возраста есть ожидания индексации пенсий, но и они отмечают, что любые прибавки будут «съедены» инфляцией. В целом факт, ползучей и постепенной инфляции осмысливается респондентами либо как нормальный, либо как инвариантный.

Мнения всех респондентов относительно безработицы сходятся.
Участники отмечают, что уровень безработицы в стране не является критичным: абсолютное большинство считает, что он падает. Никого из участников фокус-групп проблема не коснулась напрямую, но при этом в ответах фиксируются опасения на отдаленную перспективу, отмечается скрытая безработица.

Абсолютное большинство респондентов фиксируют освободившиеся места на рынке труда, в том числе на промышленных предприятиях, появление множества новых вакансий, что они связывают с частичной мобилизацией, ростом военных заказов и эмиграцией части специалистов. При этом значительная часть респондентов отмечали низкий уровень оплаты труда на открывающихся вакансиях. Особенно часто об этом говорили представители молодёжи и лица среднего возраста. Лица старшего возраста отмечали сложности с поиском работы для пенсионеров и лиц предпенсионного возраста.

Участники фокус-групп в целом не испытывают опасений из-за наступления товарного дефицита. Потребление осталось на прежнем уровне, но часть отмечают, что выбор продуктов и товаров стал более бедным. При этом претензий к качеству товаров у большинства респондентов нет.

Лишь незначительная часть респондентов отметили, что вынуждены покупать товары более низкого качества и в более низком ценовом сегменте.
Симптоматично, что лица старшего и среднего возраста в меньшей степени фиксируют рост цен, отмечая возможности пользоваться товарами по акциям.

Наибольшее недовольство рост цен вызывает у молодёжи и, частично, у лиц среднего возраста. Кроме того, часть респондентов отметила, что, сохраняя на прежнем уровне потребление продуктов питания, они стали меньше тратить на одежду, бытовую химию и крупные покупки. Это может говорить об изменении структуры потребления у части российского общества.

В целом, социально-экономические маркеры по сравнению с предыдущими фокус-группами претерпели некоторые изменения.

Респонденты постепенно привыкают к текущей социально-экономической ситуации и появляются ростки ожиданий улучшения ситуации в этой сфере. Ощущение катастрофизма у абсолютного большинства отсутствует. Подобная позиция прослеживается у абсолютного большинства участников на всех фокус-группах.

При этом, население фиксирует дефицит рынка рабочих рук, но в значительной массе не удовлетворено качеством оплаты труда, особенно в ПФО. В ЦФО ситуация оценивается более оптимистично.

Все участники отмечают рост инфляции, а многие указывают на снижение потребления некоторых товаров повседневного спроса (кроме продуктов), что может говорить о снижении уровня жизни. Симптоматично также то, что совокупные оценки и лиц среднего возраста более критические, чем у молодёжи и пожилых граждан.

В целом, респонденты по-прежнему более охотно размышляют на социально-экономические темы, чем на вопросы военно-политического характера, что может свидетельствовать как о самоцензурности, так и о том, что проблемы повышения качества жизни являются для людей приоритетными.

Незыгарь

соцопрос РФ, опрос населения

Previous post Next post
Up