Смерть и война.

Sep 04, 2023 16:58





Война - это территория смерти. Отправляясь на войну, человек вступает в ощущаемую всем его естеством реальность физической гибели. «В громадных битвах, в которых принимают участие тысячи воинов, каждый из них в самом себе переживает душевную войну, душевную драму.



И из этой личной борьбы каждый воин выходит победителем или побежденным».[1] Тревожное ожидание того непоправимого, что может случиться с ним, преследует воина во всё время пребывания на войне. Само существование в области смерти рождает страхи, которые неотступно преследуют каждого. Страх смерти, боли, ранения, увечья, плена, физических и нравственных лишений цепляются друг за друга. Они образуют облако большого страха, обволакивающее душу воина со всех сторон. И чем активнее военная среда по отношению к человеку, тем тревожнее и более разрушительно действие страхов.

Но главный страх - это, бесспорно, страх смерти. Он является нормальной реакцией на реальную угрозу жизни, проявлением естественного для человека инстинкта самосохранения. И особенно остро человек переживает реальную возможность своей смерти, когда сталкивается с гибелью окружающих его людей.

Однако страх можно превратить в своего союзника. Инстинкт самосохранения помогает человеку избегать всевозможных угроз для его жизни и выполнять боевые задачи с меньшими для себя потерями. В книге А. Бека «Волоколамское шоссе», созданной на документальной основе и рекомендованной для чтения в ВВПУ СССР, главный герой приводит слова генерала И.В. Панфилова: «Солдат идёт в бой не умирать, а жить!»[2] .

Преодолевая и подчиняя страх молитвенными и волевыми усилиями, воин превращает страх в союзника, который помогает ему побеждать. Однако беда, если страх овладевает человеком, порабощает его волю, превращает в животное, готовое ради своей жизни переступить через совесть. «Но вот что замечено: на войне снаряд или мина находят того, кто старается улизнуть. Такой человек вроде бы желает избежать опасности, но тем скорее сворачивает себе шею. Поэтому не надо стремиться улизнуть от опасности, и, особенно, за счёт других» [3].

Полное отсутствие инстинкта самосохранения у человека является психическим повреждением, которое ведёт к преждевременной гибели. На войне идёт постоянная борьба со страхом смерти и его преодоление. «Побеждают не трусы, а люди, победившие в себе страх»[4]. Преодолеть же страх воину помогают мотивационные установки, имеющие своим источником те религиозные, идеологические и нравственные законы, в которых он был воспитан.

Страх преодолевается внутренней готовностью пройти сквозь смерть ради того, что так дорого человеку, и решимостью выбрать смерть при отсутствии выхода. Однако главное в такой ситуации - мотивация принятого решения. Именно от неё зависит, станет ли этот шаг (готовность умереть) жертвенным подвигом или будет актом отчаяния. Русский писатель и философ, ветеран Великой Отечественной войны А. Зиновьев в книге «Русская судьба, исповедь отщепенца» заметил, что активная готовность умереть снижает страх смерти и даже совсем заглушает его [5]. Смерть побеждается жертвой. Способность человека к сознательному самопожертвованию выделяет его из животной биологической пищевой цепочки.

Человек учится жертвовать всю свою жизнь. Однако на войне эти уроки усваиваются быстрее. Подчас воин даже не осознает мотивов, следуя которым он идёт на самопожертвование. Иногда это бывает спонтанный, интуитивный шаг. Но именно в готовности человека на жертву видится отблеск Божественного света в его душе. Этот свет даёт нам возможность выстоять в любых, даже безнадёжных ситуациях. Именно этим светом преодолевается страх смерти. Волевым усилием воин способен решительно превознестись над смертью. И часто перед этой решимостью смерть отступает даже в ситуации внешне безвыходной. «Когда ты решился на смерть, тебе ничего не страшно. Решимость на смерть равна по своей силе тысяче телохранителей. Смерть - это безопасность. На войне эмблемой отряда священных добровольцев является череп. Это значит: они решились умереть. Тот, кто ради блага другого человека или ради общего блага забывает о самом себе, приемлет Божественную силу. И посмотрите: если человеком движет жертвенность, то Бог покрывает его»[6] .

Однако не следует забывать, что человек способен жертвовать собой и ради ложных идей и целей, при этом заблуждаясь и творя беззаконие. В этом случае, преодолевая смерть физическую, он вступает в область смерти духовной. Готовность умереть даёт ему силу с мужеством встретить физическую смерть. Но только вера в Истину и соприкосновение с Вечной жизнью дают человеку силы победить смерть духовную. Только пребывание в Истине наполняет смыслом всё существование человека и делает осмысленным его шаг навстречу смерти. Это следование Истине дарит веру и надежду на преодоление смерти и физической, и духовной. И смерть при таком выборе уходит на задний план, побеждённая любовью. Эта любовь есть реальность вечной жизни для человека и сила, данная ему его Творцом. «Знаешь ли ты трёх сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог»[7] .

Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради того, чтобы защитить сочеловека, своего ближнего, подражают Христу. Эти люди - величайшие герои, их боится, трепещет и самая смерть, потому что от любви они презирают смерть и таким образом приобретают бессмертие, находя под могильной плитой ключ от вечности и без труда входя в вечное блаженство»[8]. Идея рождает мотивацию, но для того, чтобы преодолеть страх, необходима ещё сила, укрепляющая человека в его решении бросить вызов смерти. Различные религиозные системы и идеологии предлагают свои источники этой силы: язычники обращаются к богам и духам, атеисты надеются на резервные возможности человека, но верующий православный воин источником силы, укрепляющей его в сражении, видит Бога. Только Бог силен укрепить дух человеческий и дать ему силу преодолеть испытание должным образом. Не обращения человека к демонам, не пустые надежды обрести силу внутри себя делают воина по-настоящему сильным, способным преодолеть не только смерть физическую, но и гибель духовную, но помощь от Бога, «спасающего правых сердцем» (Пс. 7, 11). Непоколебимая вера в Бога, молитва к Нему и борьба с греховными страстями, воспитание в себе христианских добродетелей делают воина победителем, исполненным силы Божией. Православный воин твердо знает, что «если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты - со мною: жезл Твой и посох Твой - они меня ободрили» (Пс. 22, 4).

1 Шумков Г.Е. Рассказы и наблюдения из настоящей Русско-японской войны. Киев, 1905. С. 2.

2 Александр Бек. Волоколамское шоссе. М.: Вече, 2019. С. 44

3 Преподобный Паисий Святогорец. Слово о военной службе. С. 7

4 Григорий Чухрай. «Моя война. Я служил в десанте». С. 86.

5 О.С. Смыслов. «Окопная правда войны». 1941-1945 гг. М.: Вече, 2013. - С. 241.

6 Преподобный Паисий Святогорец. Слово о военной службе. С. 31.

7 Суворов А.В. Указ. соч. С. 45.

8 Преподобный Паисий Святогорец. Слово о военной службе. С. 33.

Из книги: Протоиерей Димитрия Василенкова "На войне"

Война, СВО, капеланы РФ, высказыввания святых отцов, священное предание

Previous post Next post
Up