Министр обороны России Сергей Шойгу, вероятно, станет ключевой фигурой в будущем военного подрядчика
Реакция российского государства на смерть Пригожина была приглушенной
Контроль над российской частной военной компанией «Вагнер», скорее всего, перейдет к Министерству обороны страны, поскольку несколько ветеранов «Вагнера» уже подписали контракт с министерством или другими дочерними военными фирмами, сообщили источники в группе.
Но остаются вопросы о том, насколько российское министерство обороны сможет интегрироваться с частной военной компанией (ЧВК) «Вагнер», которая осуществляет операции на Ближнем Востоке и в Африке, и ответы, вероятно, будут варьироваться от страны к стране.
Прошла неделя после авиакатастрофы, в которой погиб глава Вагнера Евгений Пригожин и ряд других высших руководителей военной части.
Отличительной особенностью ЧВК «Вагнер» было отсутствие какой-либо формальной структуры. Вагнер был социальным явлением, а также продуктом системы управления Владимира Путина и международного спроса. Пригожин процветал в условиях, когда российская политическая элита имела непропорционально большую свободу проводить внешнюю политику, а его ЧВК имела хорошие возможности для получения прибыли от глобальных тенденций в приватизации военного дела.
Хотя у Вагнера было много общего с прошлыми ЧВК, такими как Executive Outcomes или Blackwater в США, она больше отражала историческую российскую систему управления в миниатюре.
В центре сидел Пригожин, окруженный лояльными кадрами, которые разошлись в поисках возможностей. Руководство не всегда давалось, и две или более команд внутри организации часто конкурировали друг с другом. Пригожин правил на стратегическом уровне. На тактическом уровне Совет командиров Вагнера был основополагающим механизмом принятия решений.
Этот механизм гарантирует, что Вагнер сможет в течение некоторого времени поддерживать существующие операции без центра. Но в течение недели, последовавшей за смертью Пригожина, российское министерство обороны под руководством Сергея Шойгу быстро приняло меры, чтобы изменить статус-кво.
«МО возьмет ситуацию под свой контроль. Реальный вопрос в том, будут ли они эффективны».
Совет командиров Вагнера не смог назначить нового лидера, несмотря на наличие нескольких способных людей. Похоже, министерство Шойгу не допустит перехода руководства Вагнера к неизвестному субъекту. Новым спонсором Вагнера, скорее всего, станет человек, близкий к Шойгу, единственный человек, который выйдет из пригожинского «Марша справедливости» сильнее, чем раньше.
Шойгу - политический выживальщик и эксперт в играх, присущих кадровому составу правительства. Он имеет значительный опыт приобретения и подчинения коммерческих предприятий своим нуждам, а политически близкие к нему люди имеют собственную бизнес-империю и помощников. Короче говоря, как и Пригожин, он управляет своей собственной миниатюрной системой управления.
Шойгу не заинтересован в демонтаже Вагнера. С 2017 года «Вагнер» является одним из самых успешных экспортных товаров страны. Например, закрытие Вагнера в Африке было бы равносильно потере влияния Москвы на континенте.
Однако Шойгу позаботится о том, чтобы отношения Вагнера с МО изменились. По словам одного из источников в «Вагнере»: «МО возьмет ситуацию под свой контроль. Реальный вопрос в том, будут ли они эффективны».
Близким к Шойгу в Минобороны, которые возьмут на себя руководство Вагнером, придется выбирать между сохранением старой команды Пригожина и назначением своей, полагает источник. Но они добавили: «Им понадобится много времени, чтобы понять, как все работает. А пока им придется порадовать ребят Пригожина».
Точки соприкосновения Вагнера с Министерством обороны и его разведывательным подразделением, известным под старой аббревиатурой ГРУ, всегда происходили в высших эшелонах власти. Основным контактным лицом Пригожина в МО был первый заместитель министра обороны Руслан Цаликов, который также занимает видную фигуру в собственной империи Шойгу. Поэтому кажется вероятным, что переход Вагнера от одного куратора к другому мог быть скреплен рукопожатием, а не ручкой.
Как подчинение Вагнера российскому Минобороны отразится на местах, зависит от страны и контекста. В Сирии, где у Минобороны есть свое присутствие и история изгнания Вагнера, есть возможность менять персонал. Есть сообщения, что сирийские официальные лица уже сказали Вагнеру интегрироваться в российскую армию или уйти к октябрю.
Тем временем в Ливии заместитель министра обороны Юнус-бек Евкуров посетил ключевого генерала Халифу Хафтара 22 августа - за день до авиакатастрофы, в которой погиб Пригожин - и якобы обсуждал там Вагнера. Однако Ливия всегда была территорией подрядчика. Любые существенные изменения в составе персонала займут больше времени.
Некоторые из высших офицеров Вагнера наверняка будут недовольны перспективой подписания контракта с Министерством обороны. Но, в конце концов, большинству из них нужно оплачивать счета и кормить семьи, и, согласно нескольким источникам, значительное количество ветеранов Вагнера уже подписали контракты с Министерством обороны или связанными с ним военными компаниями.
В таких странах, как Центральноафриканская Республика (ЦАР) и Мали, у Минобороны нет ни персонала, ни знаний, чтобы заменить Вагнера в ближайшее время. Хотя ходят слухи о том, что ЧВК, связанные с МО, такие как ЧВК «Редут» или «ЧВК Конвой», набирают вербовку для Африки, в краткосрочной перспективе это, скорее всего, неосуществимо. Один из источников в ЧВК «Редут», ранее служивший в Вагнере, отметил, что «Редут» стал не более чем общим термином для обозначения отдельных добровольческих подразделений в Украине. Хотя вполне возможно, что версия ЧВК «Редут» может стать активной в Африке, по их словам, «маловероятно, что они полностью заменят Вагнера».
Ребрендинг Wagner для Африки более осуществим. Изменение названия, но сохранение персонала - обычное дело в отрасли. И несколько источников Вагнера в Африке подтвердили, что продолжат работать.
Действительно, для среднестатистического российского наемника мало что изменится. Срочные контракты на службу в ЦАР, Мали, Ливии, Сирии и, возможно, в новых странах будут по-прежнему доступны. Раньше Вагнер вносил в черный список тех, кто переходил в другие ЧВК, такие как «Редут», но люди все равно уходили и уходили. В конце концов, сообщество российских наемников невелико, и хотя имена часто меняются, лица остаются прежними.
Джон Лехнер и Сергей Елединов