Василиск из книги Гая Плиния Секунда "Historia Naturalis", переведенной на немецкий язык и изданной Иоганном Гейденом с иллюстрациями Йоста Аммана в 1584 г.
В мире мифологии и фольклора существует множество удивительных существ, которые вызывают у людей интерес и страх одновременно. Одним из таких существ является Василиск - легендарное существо, которое встречается в различных культурах и имеет свои особенности и характеристики.
Василиск - это мифическое существо, которое обычно описывается как комбинация змеи и петуха. В разных источниках его внешний вид может немного отличаться, но обычно Василиск изображается с змеиным туловищем, покрытым чешуей, и петушиной головой с гребнем. Его глаза считаются особенно опасными, так как, согласно легенде, взгляд Василиска может убивать или превращать в камень.
Василиск, поддерживающий герб города Базеля; печатники Амербах, Петри и Фробен 1511
С течением веков василиск (известный также под названием «кокатрис») становился все более безобразным и пугающим, а в наше время о нем и вовсе забыли.
Василиск (греч. «маленький царь») - обладающее богатой символикой сказочное существо из мира змей. Как василиск является царем змей, так и черт является царем демонов, говорится у св. Августина.
Впрочем, на базарах и ярмарках за «дракона», а, точнее, за «василиска» со «смертоносным взглядом» в средневековые времена шарлатаны и фокусники иногда выдавали и... обыкновенную курицу! Для этого у нее выщипывали почти все перья, красили в зеленовато-синий цвет и облепляли рыбьей чешуей. «Василиск» получался вполне живой и на редкость эффектный!
По мнению Плиния Старшего (VIII, 21), это змея с «белым пятном на голове, похожим на корону или диадему». В средневековых книгах о животных василиск изображается в виде коронованной змеи, перед которой преклоняются ее верноподданные. В средние века он становится четырехногим петухом с короной, желтыми перьями, большими колючими крыльями и змеиным хвостом, который завершается крючком или же второй петушиной головой. Изменение облика отразилось в изменении названия: Чосер в «The Parson's Tale» говорит о василикоке («василикок убивает людей ядом своего взгляда»). Одна из гравюр, иллюстрирующая «Естественную историю змей и драконов» Альдрованди, наделяет василиска чешуей вместо перьев и восемью ногами. (Согласно
Старшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног.)
Василиск обитает в пустыне, или, точнее, он создает пустыню. Птицы падают мертвыми к его ногам, и плоды земные чернеют и гниют; вода источников, в которых он утоляет свою жажду, становится отравленной. О том, что одним своим взглядом он раскалывает скалы и сжигает траву, свидетельствует Плиний. Из всех животных одна лишь ласка не боится этого чудовища и может напасть на него спереди; было также поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо лаской. Другим оружием было зеркало: василиска убивает его собственное отражение.
Среди смертных грехов он символизирует высокомерие, страсть к роскоши, и с ним, как и со львом и драконом, сражается и поражает их Христос. Распространившийся в конце 15 в. сифилис был назван ядом василиска. В книгах символов периода барокко указывается на то, что василиска можно победить лишь в том случае, если при помощи зеркала направить на него самого его «ядовитый взгляд».
«Злой василиск из яркого зеркала высасывает для своей погибели яд своих глаз; кто причиняет зло ближнему, того справедливо настигает собственное злое намерение» (Хохберг, 1675).
Исидор Севильский и составители «Speculum Triplex» («Тройного зеркала») отвергают легенды Лукана и искали рационального объяснения природы василиска. (Отрицать его существование они не могли, ибо в Вульгате древнееврейское слово «тсефа», название ядовитого пресмыкающегося, переведено как «кокатрис».) Наибольшее признание получила теория об уродливом яйце, снесенном петухом и высиженном змеей или жабой.
Солнце, луна и василиск, иллюстрация в автографе Вилибальда Пиркгеймера (ок. 1512-13).
В Библии нередко упоминаются странные существа: дракон, единорог, левиафан. И библейские описания этих существ значительно отличаются от того образа, к которому мы привыкли.
Василиск в Библии упомянут в
Псалме 90: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90:13). Аспид и василиск - виды ядовитых змей, и василиск - очковая змея. Традиционно змеям в Библии уподобляются враги.
Пророк Иеремия сравнивает с василисками халдеев, которые были посланы Богом, чтобы наказать иудеев за их нечестие:
«Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» (Иер.8:17 ). Василиск также упомянут во Второзаконии, когда перечисляются опасности и беды, от которых избавил Господь: «... смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной» (Втор 8:14-15).
На Ис. 14:28 (Не радуйся ты, вся земля Филистимская, что сокрушен жезл мучителя твоего; ибо от корня змея выйдет аспид, и семя его пожирающее птицу) Блж .Иероним Стридонский пишет:
Естественно, что по смерти царя враждебных народов, враги всегда радуются, ожидая от перемены обстоятельств междоусобных войн, волнений и неспособнаго правления. Итак мы видим, что по смерти грешника Ахаза, который ходил в путях царей Израильских и был связан с ними узами родства, соседние Филистимляне радовались и смеялись над Израилем, что потеряв царя зрелаго возраста, они подчинились юноше Езекии. Именем Филистимлян, как мы говорили выше, обозначает Палестинян, которых Вульгата называет иноплеменниками, хотя это слово есть название не одного народа, а всех иноземных народов. Не радуйся, говорит, земля Филистимская и не смейся над народом Моим, что сокрушен жезл мучителя твоего Ахаза, что обыкновенно поражавшая тебя трость повидимому сломлена смертию, что змей убит. Ибо вместо него родится Езекия более вредный для тебя аспид, (которого Греки называют василиском), который убьет тебя взглядом своим и умертвит дыханием уст своих. Ибо как никакая птица не может невредимо выдержать взгляда аспида, но хотя бы была вдалеке, она будет поглощена пастию его; так и ты от взгляда царя Езекии погибнешь всецело. И прекрасно удержал метафору, ибо, назвавши змея и аспида, говорит, что его пастью и дыханием пожираются птицы. А что ни один из царей Иудейских не поразил так Филистимлян, как поразил их Езекия, послушай книгу Царств: той порази Филистимлян даже до Газы, и до предел ея, от столпа стрегущих, и даже до града тверда
(4 Цар. 18:8). Вместо переведенного нами пожирающее птицу, поставленное в Еврейском saraph mophet может быт переведено летающий змей, так что смысл может быть такой: от корня змея родится аспид, а плодом его, т. е. аспида, будет летающий змей, под которым можно разуметь летучего дракона. (Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.)
О Василиске святая Хильдегард Бингенская (1098-1179) писала:
«Когда однажды жаба почувствовала себя беременной, она увидела яйцо змеи, села на него для высиживания, ожидая, что на свет появятся ее (собственные) детеныши. Последние погибли; однако она продолжала сидеть на змеином яйце, пока в нем не зашевелилась жизнь, на которую тот же час подействовала сила райского змея… Змееныш разбил скорлупу, вышел из нее, однако сразу же выдохнул как бы сильную струю огня… (он) убивает все, что встречается у него на пути».
В разных культурах Василиск имеет свои названия и атрибуты. Например, в западноевропейской мифологии его называют Кокатриксом, а в славянской - Змееглазом. В разных версиях легенды Василиск может обладать разными способностями, такими как ядовитое дыхание, смертоносный взгляд или способность управлять погодой.
Гравюра с изображением герба города Базеля; печатники Амберх, Петри и Фробен; голова птицы в профиль влево; 1511
Интересно отметить, что Василиск упоминается в различных источниках, начиная с древних греческих мифов и заканчивая средневековыми легендами. Однако, несмотря на широкое распространение этого мифического существа, до сих пор остаются вопросы о его реальности.
Существуют разные теории о происхождении легенды о Василиске. Исследователи полагают, что миф о Василиске возник из легенд о священной змее в Египте, которую историки считают изображенной на головном уборе Тутанхамона. Эта змея была гадюкой с рожками на голове, которые напоминали диадему, поэтому она получила название Василиск, что в переводе означает «царек».
В IV веке до н.э Аристотель упоминал о маленькой, но крайне ядовитой змее. Её отличительной особенностью было то, что как только он издавал свист, все животные, включая змей, моментально разбегались в разные направления.
С течением времени представление о Василиске изменилось, и в Средние века он стал существом с телом дракона, головой петуха, жабьими глазами и крыльями. Считалось, что Василиск рождается из яйца птицы ибис. На Руси и в Северной Европе считали, что его сносит петух, а затем он высиживается огромной жабой на навозе. Считалось, что Василиск обращает людей и животных в камни своим взглядом и питается этими камнями. Также считалось, что он возник из крови Медузы Горгоны, которая также превращала живое в камни. Единственное существо, которое не боится Василиска, это ласка, которая может убить его своим запахом. В Средневековье график Холлар изобразил схватку хорька с Василиском на одной из своих гравюр. Чтобы избежать смерти от взгляда Василиска, как считалось, нужно смотреть на него через стеклянный прозрачный сосуд.
В семнадцатом веке сэр Томас Браун счел это объяснение столь же неестественным, как самого василиска. В те же годы примерно Кеведо написал свой романе «Василиск», где говорится:
Si esta vivo quien te vio, Toda su historia es mentira, Pues si non murio, te ignora, Y si murio no lo afirma [Коли жив, кто тебя видел, Зря нам сказки говорит. Коль не умер, то не видел. Ведь кто умер, тот молчит (исп.)]
[1]Ганс Бидерман «Энциклопедия символов» Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
Василиск упоминается в надписи на Косовской мраморной колонне, стихотворении / эпитафии, написанной Стефаном Лазаревичем, деспотом Сербии, повествующей о битве за Косово. В одной части сербская армия восхваляется за убийство "Амурата и его сына, отродий гадюки и гада, детенышей льва и василиска..."
Василиск упоминается в книге теолога Мартина Лютера "О евреях и их лжи"", написанной:
Где бы вы ни увидели или услышали учение еврея, не думайте иначе, чем о том, что вы слышите ядовитого Василиска, который своим лицом отравляет и убивает людей.
Вольфрамс-Эшенбах. Кладбищенская церковь Святого Себастьяна. Аллегория силы веры (1741 г.) работы Иоганна Михаэля Цинка из Нересхайма. Надпись на латыни: "Ne terreamini ab his" ("Не дай себе ужаснуться").
В "Ричарде III" Уильяма Шекспира недавно овдовевшая Анна Невилл, услышав соблазнительные комплименты в адрес своих глаз от убийцы ее мужа (Ричарда, герцога Глостерского), отвечает, что хотела бы, чтобы они были глазами василиска, чтобы она могла убить его. Во втором акте, сцена 4 шекспировской "Цимбелины", персонаж говорит о кольце: "Это василиск в моем глазу, он убивает меня, когда я смотрю на него".
Сэмюэл Ричардсон написал в своем романе "Кларисса, или история молодой леди": "Если бы мои глаза могли видеть казнь, которую, как говорят, совершают глаза василиска, я бы первым делом увидел это существо".
Джон Гэй упоминает о василиске в "Опере нищего"(Акт II, XXV эфир):
Мужчина может спастись от веревки и пистолета;
Более того, некоторые выжили из таблеток доктора;
Тот, кто принимает женщину, должен быть уничтожен,
этот Василиск наверняка убьет.
Джонатан Свифт упомянул василиска в стихотворении:
Посмотрите, как она поднимает голову
И вращает своими ужасными глазами,
Чтобы изгнать всю добродетель, или выглядеть мертвой!
Уверен, что этот василиск отправил Темпла оттуда ...
Роберт Браунинг включил василиска в качестве персонажа в "Светлую женщину".
Смотрите, мой друг ходит дрожащий и бледный;
Он смотрит на меня как на василиска:
похоже, я превратил его день в ночь,
затмив его солнечный диск.
Александр Поуп написал:
"Улыбающийся младенец возьмет на руки/ Хохлатого василиска и пятнистую змею" (Messiah, строки 81-82).
Вольтер упоминает василиска, "Животное, которое не потерпит, чтобы к нему прикасался человек" Главе XVI "Задига"
Перси Биши Шелли в своей "Оде Неаполю" ссылается на василиска:
Будь подобен императорскому василиску,
убивающему своего врага незаметными ранами!
Смотрите на угнетение, пока, подвергаясь этому ужасному риску,
в ужасе она не исчезнет с диска Земли.
Не бойся, но смотри, - ибо свободные становятся сильнее,
А рабы слабее, глядя на своего врага.
Шелли также упоминал василиска в своем стихотворении "Королева Мэб":
Эти бескрайние песчаные пустыни, пыл которых, накопленный веками, едва допускался,
Где пронзительный щебет любви зеленой ящерицы нарушал лишь душную тишину,
Теперь изобилуют бесчисленными ручьями и тенистыми лесами,
Кукурузными полями и пастбищами и белыми коттеджами;
И где потрясенная дикая местность увидела дикого завоевателя, запятнанного кровью сородичей, тигрицу, утоляющую мясом ягнят
неестественный голод своих беззубых детенышей,
В то время как крики и завывания разносились по пустыне, -
Скошенная и гладкая лужайка, усыпанная маргаритками,
Предлагающая сладкие благовония восходу солнца, улыбки,
Когда видишь младенца перед дверью его матери,
Делящего утреннюю трапезу
с зеленым и золотистым василиском, Который приходит лизать его ноги.- Часть VIII
Историк, профессор Вильнюсского университета 17 века Адомас Игнас Нарамовскис (Adam Ignacy Naramowski) писал о василисках, которые, как говорили, жили в Варшаве и Вильнюсе, в своей книге Facies rerum Sarmaticarum.
Историк-романтик Теодорас Нарбутас (Teodor Narbutt) описывает местоположение логова вильнюсского василиска как находящееся недалеко от ворот Субачюс.
Брэм Стокер упоминает это существо в главе 4 своего романа 1897 года "Дракула", когда Джонатан Харкер встречает вампира графа Дракулу, спящего в своем склепе, и предпринимает тщетную попытку уничтожить его:
Меня охватило ужасное желание избавить мир от такого монстра. Под рукой не было смертоносного оружия, но я схватил лопату, которой рабочий заполнял ящики, и, высоко подняв ее, ударил лезвием вниз по ненавистному лицу. Но как только я это сделал, голова повернулась, и глаза упали на меня со всем их блеском ужаса василиска. Зрелище, казалось, парализовало меня, и лопата, повернувшись в моей руке, скользнула от лица, оставив лишь глубокую рану надо лбом.
Несмотря на то, что Василиск является мифическим существом, его образ все еще вызывает интерес и вдохновляет художников, писателей и кинематографистов.
4 Июня - день Василиска. Соловьиный день. Не сеяли, не пахали - этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились. Коли соберешься пахать, сеять, какое дело начинать - погоди, отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, к избе сухота сухотучая прилучится. Следует уделить особое внимание василькам. На засеянном рожью поле они воспринимаются как сорняк, но, собранные с любовью, могут принести большую пользу человеку.
В этот день лучше ничего не делать в поле и на огороде. Лишь полынь в этот день уродится, а к избе сухота прилучится. Этот день «страшный» - день рождения Василиска, царя змей, который вылупляется из яйца семигодовалого петуха, снесенного 15 января, и высиженного жабой. Узнать такое яйцо легко - оно абсолютно круглой формы и покрыто не скорлупой, а жесткой кожей. Если вылупится василиск в какой деревне, начнут сохнуть колодцы, а затем станут сохнуть девки. Да и хлеб на корню пропадет.
Чтобы этого не случилось, накануне собранные яйца - даже из самых потаенных куриных кладок - варили вкрутую. Еще в этот день ходили собирать васильки и слушать соловьев...