США ведут непубличные переговоры по урегулированию в Украине с высокопоставленными представителями Кремля и в качестве одного из вариантов предложили провести повторные референдумы в аннексированных Россией областях.
Об этом The Moscow Times рассказал бывший американский чиновник, который непосредственно участвует в дискуссиях и, по собственным словам, ездит в Москву раз в три месяца.
По словам источника, переговоры, которые в США называют «полуторным треком», проходят как минимум дважды в месяц, иногда в онлайн-формате, а их темы выходят далеко за пределы официально жесткой позиции западных стран.
В частности, США предложили Кремлю повторно провести голосование в Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях Украины, чтобы выяснить истинные пожелания их жителей - хотят ли они жить в составе РФ.
Состоявшиеся в прошлой осенью «референдумы», после которых Россия объявила об аннексии украинских территорий, США считают фиктивными. Но от проведения повторного голосования российские чиновники отказались, говорит источник The Moscow Times.
«Мы дали ясно понять, что США готовы конструктивно работать с озабоченностями России в части национальной безопасности», - рассказывает он. Кремлевским чиновникам было предложено открыть дипломатические каналы с США, Евросоюзом, Глобальным Югом и Украиной. Кроме того, в ходе переговоров стало ясно, что шансы Киева на отвоевание потерянных территорий невелики, а попытка отнять Крым создает реальную угрозу применения тактического ядерного оружия, рассказал источник.
Но несмотря на это, по его словам, переговоры зашли в тупик: российская сторона не может четко артикулировать, что ей нужно и чего она хочет.
«Они не знают, как определить победу или поражение. На самом деле многие из представителей элит, с которыми мы разговаривали, никогда не хотели войны и даже признавали, что ее начало было ошибкой. Но теперь они воюют - и унизительное поражение не вариант для этих ребят», - говорит источник.
Впрочем, признает он, главной проблемой для урегулирования являются не элиты, а лично Владимир Путин: администрация США по крайней мере один раз пыталась напрямую поговорить с российским президентом, но тот оказался.
В связи с этим Вашингтону следует обратиться к настроенным против войны представителям элиты и начать договариваться с ними, считает собеседник The Moscow Times. Если они поддержат альтернативного лидера, «свержение Путина не будет чем-то невозможным», подчеркивает он.
В дипломатии порой осуществляются неофициальные контакты, о которых рассказал собеседник The Moscow Times: в них участвуют люди, не работающие в действующем правительстве. Подобные контакты бывают двух типов:
- «двойной трек» - когда с обеих сторон участвуют частные граждане (пусть бывшие чиновники или дипломаты), не работающие сейчас в госструктурах, при этом они могут действовать с ведома своих правительств;
- «полуторный трек» - когда с одной стороны участвует действующий чиновник.
NBC News сообщала в начале июля, что группа бывших высокопоставленных чиновников США из сферы национальной безопасности встречалась в апреле с близкими к Кремлю россиянами и министром иностранных дел Сергеем Лавровым, чтобы обсудить возможность переговоров об окончании войны в Украине. Встреча с Лавровым как раз считается «дипломатией полуторного трека».
Подобные встречи нужны для поддержания каналов связи с Россией в ситуации, когда официальные контакты практически прекращены, и поиска возможностей для переговоров, компромисса или дипломатических способов окончания войны, говорили источники NBC.
The Moscow Times Бывший официальный представитель США поделился подробностями секретной дипломатии «Track 1.5» с Москвой
Секретные дипломатические переговоры продолжаются между бывшими высокопоставленными чиновниками национальной безопасности США и высокопоставленными членами Кремля, подтвердил The Moscow Times бывший американский чиновник, непосредственно участвовавший в переговорах.
Ранее в этом месяце NBC впервые
сообщила о существовании этих закулисных дискуссий, в которых участвовали бывшие официальные лица США, участвующие в скрытом обмене мнениями с Кремлем, а также о встрече с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, чтобы заложить основу для переговоров по окончание войны на Украине.
Эти скрытые обсуждения, известные как дипломатия трека 1.5, позволяют обеим сторонам понять красные линии друг друга и смягчить потенциальные конфликты, выступая в качестве важного звена между официальными правительственными переговорами (дипломатия трека 1) и неофициальными экспертными диалогами (трек 2).
С тех пор The Moscow Times поговорила с одним из лиц, непосредственно участвовавших в этих переговорах. Бывший представитель США согласился выступить на условиях анонимности, учитывая конфиденциальный характер обсуждений.
«Существует острая необходимость в дипломатии трека 1.5, когда мир закрывается, как сейчас», - сказал бывший чиновник.
Встречи между США и официальными лицами в Кремле проходят не реже двух раз в месяц, часто в онлайн-формате.
«Я бываю в Москве как минимум раз в три месяца, - сказал бывший чиновник.
После сообщения The Moscow Times Совет национальной безопасности Белого дома заявил, что США не просили нынешних или официальных чиновников открывать непрямой канал связи с тем, что, как они предполагали, было Москвой.
«Соединенные Штаты не просили официальных или бывших официальных лиц открыть обходной канал и не ищут такой канал. Мы также не передаем никаких сообщений через других», -
написал в четверг исполняющий обязанности официального представителя Совета национальной безопасности Адам Ходж. «Когда мы ничего не говорим об Украине без Украины, мы имеем это в виду».
В ходе переговоров, описанных бывшим чиновником, когда речь шла о готовности Кремля выложить карты на стол, «нам был предоставлен некоторый доступ к мышлению Кремля, хотя и не в такой степени, как нам хотелось бы».
С его точки зрения, сидящей напротив высокопоставленных кремлевских чиновников и советников, было очевидно, что самая большая проблема заключается в том, что русские не могут сформулировать, чего именно они хотят и в чем нуждаются.
«Они не знают, как определить победу или поражение. На самом деле, некоторые элиты, с которыми мы разговаривали, вообще никогда не хотели войны, даже говоря, что это было полной ошибкой», - сказал он.
«Но теперь они в состоянии войны - терпеть унизительное поражение для этих парней не вариант».
«Именно здесь мы ясно дали понять, что США готовы конструктивно работать с проблемами национальной безопасности России», - добавил бывший чиновник, нарушив официальную линию США по финансовому давлению России и ее международной изоляции, чтобы помешать ей продолжать свою политику. война против Украины.
«Попытка изолировать и покалечить Россию до унижения или коллапса сделает переговоры практически невозможными - мы уже видим это в сдержанности со стороны московских официальных лиц», - сказал он.
«Фактически мы подчеркивали, что США нужна и будет нужна достаточно сильная Россия, чтобы создать стабильность на своей периферии. США хотят, чтобы Россия обладала стратегической автономией, чтобы США могли продвигать дипломатические возможности в Центральной Азии. Мы в США должны признать, что полная победа в Европе может нанести ущерб нашим интересам в других регионах мира.
«Российская власть, - заключил он, - не обязательно плохая вещь».
Говоря об углублении отношений России с Китаем, бывший чиновник признал, что полностью разорвать связи между Москвой и Пекином нереально. Однако необходимо приложить усилия, чтобы ограничить масштабы этих отношений, считает он. Цель Вашингтона - найти баланс, который предотвратит подавляющую консолидацию российской мощи, одновременно расширяя дипломатические возможности в Азии, где Москва играет значительную роль.
«Это не означает, что мы отказываемся от Украины или Европы», - поспешил заметить бывший чиновник. «Наоборот, мы хотим найти способы гарантировать независимость Украины и вернуть Россию в качестве более творческого игрока в сфере европейской безопасности».
И США, и Россия должны были проявить больше стратегического воображения в течение десятилетий, прошедших после распада Советского Союза, далее утверждает этот чиновник. В последние годы Москва стала особенно возмущена тем, что администрация Байдена не поставила в приоритет усилия по восстановлению натянутых американо-российских отношений.
Таким образом, администрация Байдена осознала - хотя и слишком поздно - что Россия стремилась к тому, чтобы к ней относились серьезно, а ее наращивание военной мощи у границ Украины в 2021 году стало тактикой привлечения внимания.
«Очень не хватало постоянного американо-российского диалога по вопросам европейской безопасности, - сказал бывший чиновник, - и наши переговоры в начале 2022 года, до полномасштабного вторжения, должны были оставаться конфиденциальными, но русские продолжили утечку информации». подробности. Это значительно усложнило переговорный процесс».
При этом он признал, что сколько бы работы сейчас ни предприняли США, рано или поздно России и Украине придется вместе сесть за стол переговоров.
«Мы предложили создать ряд дипломатических каналов, чтобы удовлетворить желания всех вовлеченных сторон», - сказал он. «Во-первых, необходим серьезный канал между США и Россией, поскольку только эти две страны достаточно сильны, чтобы вести переговоры о безопасности в Европе. Конечно, должен быть канал между Украиной и Россией, другой между Россией и ЕС; и один между Россией и Глобальным Югом».
В ходе обсуждений стало очевидно, что шансы Украины на возвращение оккупированных территорий крайне малы. Крым остается особенно спорным вопросом, поскольку Украина заявляет о своем намерении вернуть себе регион, который Россия аннексировала в 2014 году.
«Если бы Россия думала, что может потерять Крым, - сказал экс-чиновник, - она почти наверняка прибегла бы к [использованию] тактического ядерного оружия».
Он отметил, что Вашингтон также предложил помощь в проведении честных референдумов на оккупированных Россией территориях Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей, на которых жители проголосуют за то, хотят ли они быть частью Украины или России.
Россия, очевидно, отклонила это предложение и заявила, что аннексировала территории в сентябре 2022 года после референдумов, которые многие считают фиктивными.
Но бывший чиновник выразил ощущение тупика в продолжающихся секретных переговорах. «В российской дипломатии все теперь связано, все построено вокруг очага войны, что делает невозможным какие-либо продуктивные формы дипломатии».
По его словам, проблема была не столько в российской элите в целом, сколько конкретно в Путине.
«Путин - главный блок на пути к прогрессу», - сказал он. «Администрация США предприняла как минимум одну попытку поговорить с Кремлем, но сам Путин отказался».
По этой причине, утверждал он, Вашингтон «должен начать налаживать контакты с антивоенной российской элитой и добиваться с ними прогресса».
По его словам, если бы в элите была поддержка другого лидера, «изгнание Путина не было бы невозможным».
Эта статья была обновлена, чтобы уточнить, что источником является бывший чиновник, и добавить заявление Совета национальной безопасности Белого дома.
The Moscow Times