Можно сбиться со счета, перечисляя сколько раз происходил откровенный саботаж в отношении строительства Северного широтного хода. Данный вопрос активно поднимается на протяжении, минимум, десяти лет, но "воз и ныне там".
Кратко напомню, что СШХ - проект железнодорожного коридора в Арктике. По которому планируется пропускать почти 24 млн тонн грузов ежегодно.
Весной прошлого года Президент России лично обратил внимание на чрезвычайную приоритетность СШХ в контексте разгрузки БАМа и Транссиба, а также развития Арктической зоны. И поручил приступить к строительству "в текущем году", т.е. в 2022. И вот уже прошло пол года от года следующего, т.е. 2023. А результата всё нет. Мы раз за разом продолжаем получать новости из серии "денег нет, но вы дождитесь".
И вот буквально на днях Минтранс заявил, что государство "умывает руки", поэтому РЖД предложено строить свою часть СШХ за свой счет и только после 2025 года. Тут надо отметить, что участок, за который был ответственен "Газпром" (т.е. реконструкция линии Надым - Пангоды), реализуется строго по утвержденному плану. Никаких проблем с ним нет.
Однако РЖД при этом винить решительно не в чем. Они и так перегружены инвестпрограммой - для госмонополии в настоящее время достаточно остро стоит задача развития Восточного полигона (расширение БАМа и Транссиба) и ж/д сети, ведущей к портам Азово-Черноморского бассейна. Поэтому от СШХ никто не отказывался, просто в компании констатируют, что ввиду ограниченности собственных средств, начало строительства будет возможно не раньше 2025 года.
❓Так вот самое главное тут - а какова же цена вопроса? Итак, все дело по сути упирается в самый дорогостоящий участок данного проекта - мост через реку Обь. И требуется на это 150 миллиардов рублей, которые ещё в прошлом году обещали выделить из средств ФНБ. Так как только в этом случае концессионер проекта (государственный Росжелдор) имеет возможность привлечь банковское финансирование.
Но до настоящего момента соответствующее решение принято так и не было. При этом все согласования и необходимые экспертизы пройдены. То есть дело в буквальном смысле "за малым".
При этом я хотел бы отметить, что данная схема, конечно, не идеальная. По-хорошему государство за свой счет должно и, главное, в состоянии полностью профинансировать СШХ. С другой стороны, при необъяснимом нежелании государства это делать, концессионная схема с привлечением банковского капитала тоже имеет право на существование.
Кроме того, нужно понимать, что чем больше тянуть, тем дороже становится проект. Так, если на данный момент стоимость всей стройки оценивается в 650 млрд рублей, то при сдвиге сроков вправо сумма будет только расти. Согласно предварительным оценкам, на мост через Обь уже потребуется не 150 млрд, а 180 млрд рублей. В общая сумма рискует вырасти до 730 млрд рублей. И это только очевидная часть. Есть ещё целый пласт скрытых издержек:
📉 Недополученные доходы от потенциального использования СШХ
📉 Издержки при перегрузе альтернативных маршрутов - в частности, Восточного полигона
📉 Потеря мультипликативного эффекта при строительстве транспортной инфраструктуры, которая завязана на огромное количество смежных отраслей
📉 Недополученная прибыль тех участников проекта, которые свою часть работы уже выполнили
📉 Издержки для регионального бюджета, в частности речь идёт о ЯНАО
📉 Риски путаницы всех планов по освоению месторождений полуострова и развитию соответствующей транспортной инфраструктуры. Все-таки с со строительством СШХ были связаны и другие проекты
В общем, все это в совокупности даже посчитать невозможно. Однако одно можно сказать наверняка - скупой платит дважды. Но у нас по-прежнему боятся терять в моменте, не задумываясь о стратегическом планировании с горизонтом "дальше собственного носа".
t.me/Kdvinsky/8755