Кто в доме хозяин.

Jun 12, 2023 10:10


Очередное резонансное заявление главы Банка России



Регулярные заседания совета директоров Банка России, на которых принимаются решения по ключевой ставке Центробанка, сегодня, как это ни странно, вызывают у публики и СМИ больший интерес, чем выступления и заявления Президента Российской Федерации.  И это не удивительно, ибо реально страной управляет именно Банк России, а не государственные институты в лице Президента, Федерального собрания, Правительства, Верховного суда и Прокуратуры.



Я об этом пишу и говорю на протяжении многих лет. При желании читатель может познакомиться с моими размышлениями на данную тему в следующей работе: Катасонов В.Ю. Центробанки на службе «хозяев денег» (В двух книгах. М.: Издательство «Библиотека РЭО им. С.Ф. Шарапова, 2018). Эпиграфом к моим размышлениям о Центробанка России можно поставить циничные, но верные слова Майера Ротшильда: «Дайте мне возможность печатать деньги, и мне наплевать, кто и какие законы пишет».

9 июня было очередное заседание совета директоров ЦБ по вопросу ключевой ставки, на нем было принято решение оставить ее без изменения, т.е. на уровне 7,5%. Все СМИ дружно бросились обсуждать, насколько правильными или неправильным было данное решение. Но почему-то никто уже не поднимает вопрос о том, насколько вообще правильны те «правила игры», которыми руководствуется Банк России. Ровно десять лет назад Банк России возглавила Эльвира Набиуллина. И буквально сразу же с ее приходом на Неглинку (адрес Центробанка) началась новая эра в работе этого института денежной власти. Произошло два революционных изменения в деятельности Банка России. Во-первых, он перешел к политике так называемого «таргетирования инфляции». Во-вторых, ЦБ получил статус финансового мегарегулятора.

Эти два изменения дали Банку России возможность контролировать всю экономику и душить ее «на научной основе» с помощью непомерно высокой ключевой ставки. Необходимость высокой ставки «обосновывалась» (и продолжает «обосновываться» с помощь аргумента «таргетирования инфляции».  Эта денежно-кредитная политика еще с конца прошлого века навязывалась через Международный валютный фонд странам периферии мирового капитализма. Ее основные принципы были зафиксированы в неформальном документе, получившем название «Вашингтонский консенсус».  Политика «таргетирования инфляции» (вкупе с реализацией других принципов «Вашингтонского консенсуса» - снятием любых ограничений на трансграничное движение капитала, отказом от поддержания стабильного валютного курса национальной денежной единицы, отказом от защиты внутреннего рынка с помощью импортных пошлин, дерегулированием внутренней экономики, введением «бюджетного правила» и др.) привела к очень плачевным результатам во многих станах третьего мира.

Помню, что в первый год после прихода Набиуллиной на Неглинку МВФ очень плотно контролировал поведение нового руководителя ЦБ, добивался неукоснительного следования принципам «Вашингтонского консенсуса» и политике «таргетирования инфляции».

В 2014 году руководитель миссии МВФ в России Антонио Спилимберго открыто «рекомендовал» ЦБ РФ:

1) ужесточить кредитно-денежную политику;

2) заниматься таргетированием инфляции;

3) обеспечить независимость Центробанка от государственных властей России.

И все эти «рекомендации» с тех пор неукоснительно выполняются Банком России. Даже несмотря на то, что традиционных миссий МВФ уже не проводится в России (последняя была в 2019 году), а после 24 февраля 2022 года официальные отношения Фонда и Российской Федерации были сведены к минимуму.  Центробанк в прошлом десятилетии был надежно запрограммирован Международным валютным фондом. «Программистов» уже нет, но он успешно продолжает действовать по заложенным в него программам.

И вот госпожа Набиуллина после заседания совета директоров, подтвердившего сохранение ключевой ставки на уровне, который является смертельным почти для всех отраслей реального сектора экономики, дает пресс-конференцию. Наиболее интересным в ее выступлении был следующий фрагмент: «По макроэкономической политике взаимодействие [с правительством] стало более плотным, потому что в условиях высокой неопределенности, когда быстро меняется ситуация, мы чаще сверяем часы по тому, как каждый из нас оценивает эту ситуацию, как мы видим вызовы будущего. Но все решения по денежно-кредитной политике как принимались, так и принимаются Банком России абсолютно самостоятельно».

На него обратили внимание немного комментаторы. Что касается взаимодействия Центробанка с правительством, то его увеличившаяся «плотность» выражается в том, что главу Центробанка стали приглашать на заседания правительства.  Со статусом «приглашенного гостя». Которому иногда даже предоставляют слово. В порядке взаимной вежливости Банк России приглашает представителей Правительства в Национальный финансовый совет - коллегиальный орган Банка России, включающий 12 человек. Три члена совета - от правительства. Еще одним направлением взаимодействия является подготовка документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики». Вообще-то этот документ разрабатывает и вносит на обсуждение в Государственную Думу Банк России. А Минфин здесь лишь «на подтанцовке». Получает проект документа с Неглинки и имеет право его дополнять и корректировать. Но этим правом, по моим сведениям, пользуется нечасто. Процедура очень ритуальная. Но одно дело «общаться» и «взаимодействовать», другое дело «принимать решения». И тут Банк России не менее свят, чем сам папа Римский (т.е. МВФ).  И клятву верности папе Римскому Набиуллина громогласно произнесла на пресс-конференции 9 июня: «Но все решения по денежно-кредитной политике как принимались, так и принимаются Банком России абсолютно самостоятельно».

Некоторые наивно думали (и продолжают думать), что после 24 февраля 2022 года началось «пробуждение» Неглинки, что Центробанк наконец-то стал разворачиваться лицом к России и порвал со своими «хозяевами» (действующими через МВФ, Банк международных расчетов, ВТО и другие международные институты). Нет, Банк России как был «пятой колонной» Запада в нашей стране, так ею и остается.

Еще раз обращаюсь к заявлению Набиуллиной, что «все решения по денежно-кредитной политике как принимались, так и принимаются Банком России абсолютно самостоятельно».

Оно, во-первых, нелегитимно, является грубым нарушением Основного закона РФ. В Конституции России в статье 114 написано черным по белому: «Правительство Российской Федерации: … обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики».

Кстати, Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в статье 19 почти дословно воспроизводит формулировку Конституции: «Правительство Российской Федерации: 1) обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики».

Я далее на тему нелегитимности заявлений и действий Банка России распространяться не буду. Все изложено в моей статье «Так кто в Российской Федерации отвечает за денежно-кредитную политику?». https://t.me/REOSH_Sharapov/1201

Удивляет даже не столько самозванство Центробанка, который присвоил себе право принимать и проводить в жизни решения по ДКП, сколько странная позиция Правительства, которое этим правом пользоваться то ли не желает, то ли не может. А также позиция других институтов государственной власти, которые делают вид, что все хорошо и легитимно.

Во-вторых, заявление руководителя Банка России абсурдно с экономической точки зрения. Как может Центробанк «таргетировать инфляцию», если испокон веков известно, что инфляция есть результат нарушения баланса между денежной и товарной массами в результате роста первой составляющей? Или относительного сокращения второй? Разве не понятно, что сбивать инфляцию можно и нужно прежде всего не сжатием денежной массы, а наращиванием товарной массы?

Обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы (в данном случае рубля) подобно движению в лодке к намеченной цели, а движение обеспечивается двумя веслами. Одно весло - центральный банк с его денежной эмиссией. Другое весло - правительство, которое отвечает за производство и предложение товаров. Грести лишь одним веслом (управление денежной массой) - значит заведомо обрекать лодку на то, что она будет вечно крутиться на одном месте, а желанная цель не будет никогда достигнута.

Заявление Набиуллиной, что «все решения по денежно-кредитной политике…принимаются Банком России абсолютно самостоятельно», означает, что Центробанк гребет одним веслом, и никого к другому веслу подпускать не собирается.  Отсюда следует, что инфляция стала и остается хронической «болезнью» российской экономики. Неправильно поставленный диагноз «болезни» (мол, имеет место «избыток денег» в экономике) приводит к неправильному «лечению». А именно с помощью единственного такого средства, как ключевая ставка. Это неправильное лечение еще больше убивает «пациента» (российскую экономику) и, в конце концов, может довести его до летального исхода.

А между тем, правительство не только должно взять в руки второе весло (управление товарной массой), но и организовать синхронное и слаженное движение обоих весел. И это определяется не только экономической логикой, но и российским законодательством. А именно статьей 114 Конституции Российской Федерации, которая обязывает правительство обеспечивать «проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики».

Правительство должно осознать, что оно не только может, но и обязано взять под свой контроль Центробанк. И не только для того, что контролировать его денежную политику, направленную на определение «оптимального» объема денежной массы в экономике. Но также для того, чтобы контролировать его кредитную политику. Последняя должна быть нацелена не просто на раздачу кредитов, а на такое кредитование, которое бы способствовало бы развитию реального сектора экономики и увеличению предложения товаров и услуг. В настоящее время никакой кредитной поддержки реального сектора экономики со стороны Банка России не просматривается.

Только что Банк России опубликовал последний месячный балансовый отчет (на 30 апреля 2023 года). Мы видим, что 83,5% всех активов Центробанка приходится на иностранную валюту и драгоценные металлы. А на кредиты и депозиты - лишь 9,1%. Если проследить траекторию этих кредитов, то оказывается, что конечные получатели этих кредитов используют их для размещения на банковских депозитах («отдыхающие» деньги), операций на фондовой бирже («играющие» деньги), операций с быстрой и высокой окупаемостью типа оптовой и розничной торговли («порхающие» деньги). А «работающих» денег, которые были бы направлены на расширение производства товаров, почти нет.

Центральный банк под видом «таргетирования инфляции» и устанавливая крайне высокие ключевые ставки, не развивает производство, а душит его. Еще более усиливая дисбаланс денежной и товарной массы и питая инфляцию. Центральный банк надо срочно ставить под контроль государства. Конкретно под контроль правительства. Этого требует экономика. Этого требует закон.

P.S. Телеграмм-канал «Мобилизационная экономика» заявление председателя Банка России от 9 июня сопроводил следующим ироничным комментарием: «Отрадно видеть, что в разгар военно-политического конфликта с Западом хоть кто-то в России верен принципам Вашингтонского консенсуса» (https://t.me/c/1544832600/9725)

@Шарапов

Центробанк РФ, Набиуллина

Previous post Next post
Up