Раскова Марина Михайловна. Одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза
Марина Раскова - летчица-штурман, Герой Советского Союза. Участвовала в установлении рекорда по дальности беспрерывного полета на самолете АНТ-37 («Россия»). Командир первого женского авиаполка «Ночные ведьмы».
Лично знакомая с Иосифом Сталиным, «Ночная ведьма» добилась разрешения на создание чисто женских авиаотрядов. Безграничная храбрость и преданность Марины были высоко оценены советским народом: легендарная летчица получила звание Героя Советского Союза и любовь миллионов соотечественников.
Марина Раскова (в девичестве Малинина) родилась 28 марта 1912 года в Москве. Отец семейства Михаил Дмитриевич принадлежал творческому сообществу Москвы: исполнял оперные партии в театре и вел преподавательскую деятельность. Маленькую Марину он также приобщил к музыке, сделав ее одной из своих учениц.
Будущая летчица вполне могла бы стать оперной певицей - все данные для этого у нее имелись. Однако после трагической гибели отца ее биография пошла совсем по другому сценарию.
В 1919 году музыкант попал под колеса мотоцикла, получив несовместимые с жизнью травмы. Его овдовевшая супруга Анна Спиридоновна осталась одна с двумя детьми, и вынуждена была тянуть их на скромную учительскую зарплату.
В 1928 году окончила школу-девятилетку в Москве. В 1928 г. Марина была химиком-лаборантом на Бутырском химическом заводе, где встретила своего будущего супруга - симпатичного инженера Сергея Раскова.
Чтобы как-то разгрузить мать, вышла за него замуж и образовала свою семью. Весной 1929 года Марина вышла замуж за инженера Сергея Раскова. Вскоре в молодой семье появилась дочь Татьяна, но счастливая личная жизнь длилась недолго. Возможно, этот брак был слишком скоропалительным, и осознав это, Раскова подала на развод.
Расставание прошло мирно, без каких-либо скандалов и разбирательств. Дочь осталась с отцом, так как к тому времени ее мать была полностью поглощена работой в авиации. С маленькой Таней женщина продолжала видеться, сохранилось даже их совместное фото от 1938 года. Позже девушка вышла замуж, и стала носить фамилию Голенко.
В 1931 г. Раскова вышла из декретного отпуска и устроилась в лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского. Здесь девушка окончательно поняла, что ее призвание заключается не в музыке и семейной жизни, а в самолетах. Впервые увидев огромную «железную птицу», Марина буквально влюбилась и загорелась мечтой однажды оказаться за штурвалом.
В 1931-1932 годах училась на заочном факультете Ленинградского авиационного учебного комбината по специальности "аэронавигация". В 1933 году - штурман Черноморской аэрографической экспедиции. В 1934 году студентка получила удостоверение штурмана, а еще через год, окончив дополнительные курсы, стала летчицей.
С 1934 года после окончания Ленинградского института инженеров Гражданского воздушного флота работала в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности преподавателя и одновременно освоила штурманскую специальность, окончив в 1935 году школу лётчиков при Центральном аэроклубе в Тушино.
В 1935 году, за штурвалом самолета участвовала в параде, посвященном празднованию 1 Мая. Каждый прожитый год добавлял смелой девушке опыта и новых достижений. Были рекордные полеты, экстремальные ситуации…
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году - в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир - В.С. Гризодубова, второй пилот - П.Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км, целых 26 часов без дозаправок и пересадок.
С начала полета все пошло как-то не так. Плотный покров облаков. Нулевая видимость. Пришлось управлять самолетом, опираясь исключительно на показания приборов. Но это не все. Очень скоро наступило обледенение. На пропеллере рос слой льда. Чтобы справиться с ситуацией и не допустить худшего, было принято решение увеличить обороты до максимума. Сильно болтало в воздухе. После того, как Урал остался позади, радиосвязь пропала.
Как писал впоследствии Сергей Михалков, «девять суток страна не слыхала / Об отважных своих дочерях».
Когда облачность миновала, выяснилось, что самолет находится над Охотским морем. Командир экипажа Гризодубова произвела разворот «Родины» к берегу. Кончалось горючее, а вместе с ним и шансы благополучно завершить перелет. Стрелка топливного прибора неумолима двигалась к нулю. Было принято решение идти на посадку в тайге.
Только это неизбежно привело бы к гибели штурмана, находящегося в нижней кабине из стекла. Командир экипажа сумела посадить самолет на болота, не выпуская шасси, только законцовки винтов покорежило
Чтобы избежать смерти, Марина прыгнула с парашютом. Приземление было нормальным.
Рюкзак она с собой не взяла, боялась, утянет в болота. У нее были компас, нож, «Вальтер», спички в резиновой оболочке и пара плиток шоколада. Десять дней в тайге в «Записках штурмана» описаны поэтично и подробно. К «Родине» Раскова вышла после того, как увидела во сне товарища Сталина. Будто бредет она по тайге, а он подходит: «Где-то здесь стоит моя автомашина, помогите найти. Какой же вы штурман, раз не можете?»
К тому времени к самолету уже прибыли спасатели. Почти сутки продирались через тайгу, день шли на лодках до катера, на котором доплыли до поселка Керби, оттуда в Комсомольск, затем в Хабаровск, где героинь встречал стотысячный митинг. Еще из Керби девушки отбили телеграмму товарищу Сталину. Они вообще все время посылали подобные ритуальные сообщения, как только находили слова: «С Вашим именем в сердцах мы, дочери великой социалистической родины, пролетели без посадки сквозь облачность, туманы, обледенения и ночь от Москвы - сердца необъятной родины, до берегов Амура. На болоте, в тайге, среди сопок мы были не одинокими - с нами весь наш многомиллионный народ, партия и Вы, товарищ Сталин».
Все это время «Родину» активно разыскивали. Московский штаб располагался в здании Центрального телеграфа, Роман Малинин именно там получал последние новости. «Родину» искали от Забайкалья до Комсомольска, были мобилизованы свыше пятидесяти самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты и рыбаки. Но только 3 октября один из вылетевших из Комсомольска-на-Амуре гидросамолетов обнаружил в районе реки Амгуни «на болоте, среди разводий, пятно с непрерывно изменяющейся конфигурацией». Это был АНТ-37бис, рядом различили две человеческих фигуры. Экипаж выбросил им записку с вопросами, летчицы выложили парашют слева от «Родины» - это означало, что с ними нет штурмана Расковой.
В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1939-м она написала книгу «Записки штурмана», которая разошлась огромным по тем временам тиражом и стала своего рода манифестом новой женственности. Поэтесса Маргарита Алигер, прочтя журнальную верстку, отметила в дневнике: «Очень интересно, но страшно выхолощено. Ничего о личных делах, о каких-то внутренних переживаниях, о какой-то внутренней борьбе. Это досадно. Ведь она в какой-то степени новый человек, интересно, как она все женское переживала». Эти слова справедливы, но книжка все равно живая и кажется искренней, даже в бессчетном восхвалении вождя. А выстраивание собственного имиджа и вовсе укладывается в отдельный сюжет».
В столицу возвращались под фанфары. «Раскрыв объятья, ждет страна / Любимых дочерей», - зачинал Александр Твардовский. «В какой стране есть дочери такие? / Какой народ видал таких орлиц, / чьим крыльям покоряются стихии», - вопрошал Василий Лебедев-Кумач. «Не могло быть и не было прежде / Замечательных женщин таких», - резюмировал Александр Гатов. Даже поэт Джамбул обошелся без восточной витиеватости:
О юные девушки! Ваш самолет -
Джамбул его «Родиной» в песне зовет -
Свершил беспримерное дело недавно…
Шумят о вас тысячи школ и читален,
О вас по ночам беспокоится Сталин,
И с именем Сталина к небу взлетя,
Отважная девушка, наше дитя,
Сквозь тучи, сквозь вьюгу жестокую мчится.
27 октября украшенный яркими полотнищами и портретом Сталина поезд прибыл в столицу. Московский перрон зачистили от посторонних, были допущены лишь официальные лица, летчики - Герои СССР, родные рекордсменок. Тут же, на площади, устроили очередной митинг, затем открытые машины двинулись в Кремль. Мостовая улицы Горького была засыпана цветами и разноцветными листовками, по обеим ее сторонам ликовала толпа. Сценарий встречи героев уже сложился: так же приветствовали челюскинцев и полярников, Михаила Громова и Валерия Чкалова.
Чествования прошли под припев «три девушки отомстили за тяжелые века угнетения женщин» в Грановитой палате. Раскова, подойдя к Сталину, от волнения разрыдалась. Тот погладил ее по голове, усадил рядом. После ужина выступал военный ансамбль, подпевали все. То, что именно на этом приеме Сталин впервые заявил о сворачивании рекордсменской практики, Марина Михайловна будто не услышала. Техническое оснащение самолетов уже не поспевало за развитием мифа о сталинской авиации.
В «Записках штурмана» нет ни слова и об еще одном эпизоде того приема. Владимир Коккинаки вспоминал, что перво-наперво подняли тост за него - первого летчика, перелетевшего из столицы до Приморского края. В ответ он напомнил, что только что похоронил своего штурмана Александра Бряндинского. Тут же выпили за товарищей, погибших при спасении «Родины». В газетах об этом не писали. Утром 4 октября, когда АНТ-37бис уже был обнаружен, над местом его приземления столкнулись два самолета. На бомбардировщике ТБ-3 летел из Хабаровска командующий ВВС 2-й отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии Яков Сорокин, на «Дугласе» - Герой Советского Союза комбриг Александр Бряндинский. По большому счету оба отправились на место катастрофы без санкций, из простого желания приобщиться к победе. К слову, на месте творился полный бардак, известно, например, о «самостийной» посадке (!) рядом с «Родиной» самолета У-2 с цветами и шампанским. Из летевших на бомбардировщике погибли одиннадцать человек, в «Дугласе» разбились все пятеро. Похоронили только Сорокина и Бряндинского, в Комсомольске, с воинскими почестями. Тела остальных пятнадцати бросили гнить в тайге, а сам факт катастрофы засекретили. И только в 1990-м останки наконец захоронили в том же «городе на заре».
Медали «Золотая Звезда» вручали через год, когда одной из них уже не было в живых: Полина Осипенко погибла 11 мая при отработке «слепого» полета вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым, который как раз собирался отмечать годовщину брака с женой, актрисой Валентиной.
Следующих нескольких лет в официальной биографии Расковой до поры до времени будто не существовало. Ее мать в книге «Жизненный путь Марины» упоминает лишь, что дочь стала депутатом и принимала ходоков даже дома, отчего Анна Спиридоновна называла себя секретарем депутата. Раскова, безусловно, входила в советскую элиту. Достаточно сказать, что к званию Героя Советского Союза причиталась единовременная денежная награда в 25 тыс. рублей. Московский Совет выдал ей ордер на новую квартиру с балконом на улице Горького - в доме, где в советское время был магазин «Подарки». Когда в мае 1940-го из Монголии возвращался Георгий Жуков с семьей, для встречи одолжили «Опель Кадет» Марины Михайловны. И в 1941-м, когда дочка Таня праздновала десятилетие, ее мать катала на ней приглашенных девочек.
До недавнего времени являлся малоизвестным факт, что к моменту присвоения М.М. Расковой звания Героя, она являлась штатным сотрудником контрразведывательного отдела ГУГБ НКВД СССР; с февраля 1939 года работала в качестве уполномоченного в органах военной контрразведки - сначала в 4-м отделе ГУГБ НКВД, а затем, с февраля 1941 года - во 2-м отделе 3-го Управления НКО СССР.
Ко времени перехода в Наркомат внутренних дел Марина Михайловна работала инструктором в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии. На базе академии проводились разработки в области самолетостроения, совершенствования вооружения, тактики применения авиации, ее взаимодействия с другими видами войск. Несомненно, что к этому учебному и научному центру было приковано внимание со стороны иноразведок. На пути разведывательных устремлений противника требовалось поставить надежный заслон, чтобы не допустить утечки важных оборонных секретов за границу. Для решения этих задач Марине Расковой и было сделано предложение перейти на работу в органы безопасности.
В 1940г. она была назначена старшим уполномоченным во 2-ое отделение 4-го отдела ГУГБ НКВД СССР по контрразведывательному обеспечению авиации. К тому времени она уже имела большой опыт контрразведывательной работы. М. Раскова быстро освоилась в новой должности, зарекомендовала себя «оперативно грамотным, хорошо освоившим методы профессиональной работы офицером». Этому также способствовали ее положительные качества «инициативность, находчивость и требовательность». К 1941 году отважная летчица стала старшим лейтенантом.
С началом Великой Отечественной войны, оставаясь числиться в кадрах военной контрразведки, Марина Михайловна приступила к организации женских авиационных полков.
Марина Михайловна к тому времени уже была лично знакома с генсеком Сталиным, что позволило ей добиться формирования женских авиаполков Як-1, По-2 и Пе-2. В одна тысяча девятьсот сорок первом году при участии Расковой сформирована авиационная группа, которая состояла из 3 женских полков: Пе-2 бомбардировщики, Як-1 истребители и По-2 ночные бомбардировщики. Последних немцы прозвали «Ночными ведьмами». Вот такими смелыми летчицами довелось командовать Марине Михайловне.
С 1942 года, она - командир 587-го женского бомбардировочного авиационного полка на самолётах Пе-2. Отправила две эскадрильи на фронт под Сталинград.
Непосредственно участвовать в боевых вылетах штурман начала не сразу: на ней было много организационных вопросов. Женщина возглавляла авиационный полк Пе-2, в оснащении которого находилось три десятка видавших виды самолетов Су-2. После настойчивых обращений к комиссару авиационной промышленности А. Шахурину Расковой удалось выбить для своего подразделения 20 единиц новейшей техники.
Некоторое время ушло на изучение новых машин, но уже к началу 1943-го полк Марины был в полной готовности для участия в Сталинградской битве.
Когда отряд Расковой начал перелет в зону боевых действий, выяснилось, что два самолета не могут продолжить путь из-за неисправностей. «Ночных ведьм» Ломанову и Губину командир не бросила: сопроводив основную эскадрилью к Сталинграду, женщина вернулась на помощь боевым подругам. В путь летчицы отправились на несколько дней позже запланированного.
Отправка оставшихся самолетов должна была состояться утром 4 января, но из-за сильной метели машины взлетели только в обед. Впереди женскую эскадрилью ждала сильная облачность, но Марина Михайловна скомандовала прорываться вперед. Ее «железная птица» первой врезалась в густую белизну.
Следовавшие за капитаном Ломанова и Губина добрались до места дозаправки без особых происшествий, а вот самолет Расковой так и не появился.
Через три дня развороченный бомбардировщик командира авиаполка нашли в окрестностях Михайловки под Саратовом. Вместе с Мариной погиб весь экипаж - штурман Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглев, радист Николай Ерофеев. Позже на месте катастрофы установили мемориальную плиту.
Ее прах захоронен в Москве на Красной площади в Кремлёвской стене.
М.М. Раскова награждена двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени , знаком "Заслуженный работник НКВД".
В мае 1943 года за успешные боевые действия на Донском и Северо-Кавказском фронтах 587-му бомбардировочному авиационному полку присвоено имя Героя Советского Союза Марины Расковой, а в сентябре 1943 года полк был переименован в 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой. В период войны летчицы полка совершили 134 боевых вылета, сбросив на врага 980 тонн бомб.
Имя М.М. Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, в котором установлен ее бюст. Именем М.М. Расковой названы улица, площадь и переулок в Москве, а также улицы во многих городах бывшего СССР.