Я хорошо помню вторую половину 2021 года. Тогда глава Минфина Антон Силуанов представлял в Государственной Думе механизм изъятия сверхприбыли у представителей металлургического сектора. Полтора года назад были введены временные экспортные пошлины, действовавшие с середины лета до конца 2021 года. Они позволили, с одной стороны, остановить и, даже, снизить цены на металлургическую продукцию на внутреннем рынке. А, с другой, пополнить бюджет весьма неплохой суммой.
Однако Министерство финансов вместо того, чтобы продлить действие экспортных пошлин, предпочло ввести акциз на жидкую сталь. Вроде какие-то деньги и изымались в бюджет, но такой механизм функцию защиты внутреннего рынка не выполнял совсем. Несмотря на то, что и предлагалось потребителям металлургической продукции выплатить какие-то компенсации.
Но суть совершенно не в этом. Когда Силуанова в Государственной Думе спросили, почему нельзя продлить действие экспортной пошлины, несмотря на её очевидное преимущество, глава Минфина заявил, что это противоречит правилам Всемирной торговой организации (ВТО).
Мне сложно сказать, мог ли Силуанов в открытую заявить, что Россия не будет придерживаться правил ВТО и предложить другое решение. Всё же, он является Министром финансов, официальным лицом и должен следовать определенным нормам. Однако варианты того, как обойти правила ВТО имелись. Не было необходимости всячески им следовать, говоря, что мы беспрекословно будем их соблюдать (формулировка близкая по смыслу).
Правила ВТО перестали соблюдать все, так как сейчас организация является недееспособной и не решает абсолютно ничего. Формально ещё существует, но на деле ее роль свелась к абсолютному минимуму.
Однако сейчас Министерство финансов представило законопроект для обхода правил ВТО при государственных закупках. Впрочем, полагать, что это была инициатива ведомства Силуанова, не стоит. Соответствующее поручение Минфину дали первый вице-премьер Андрей Белоусов и глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко пару месяцев назад.
Изначально Министерство финансов колебалось и даже прибегало к следующего содержания формулировкам:
Введение более существенных ограничений или запретов допуска иностранных товаров будет противоречить обязательствам РФ в ВТО
Как говорится, шёл 2023 год. Однако ведомство Силуанова ничего не смогло сделать против прямых поручений Белоусова и Григоренко.
Причем, надо отметить, Минфин, действительно, постарался и предложил достаточно качественный проект, который позволяет государству прямо запрещать покупку импортной продукции в госзаказе, в том числе, и среди госкомпаний. До настоящего момента делать это было нельзя, поскольку данная практика противоречит ВТО.
Ведомство Силуанова нашло лазейку и отмечает, что государство может запрещать покупать иностранную продукцию в том случае, если речь идёт о ГОЗ, а также организациями, созданными для оказания госуслуг, публично-правовыми компаниями, а также организациями, которые выполняют социальные или же управленческие функции. Всё вышеперечисленное правилами ВТО не запрещено.
Таким образом, правительство может отнести абсолютно любую госзакупку к одной из вышеперечисленных форм.
То есть, соответствующее положение, как и во многих других вопросах, внедрить было несложно. Даже формально и не отходя от правил ВТО, хотя я бы вообще на них закрыл глаза. Всё равно никакого инструмента противодействия со стороны глобалистов здесь нет.
Теперь проблема с протекционизмом в госзакупках должна решиться. Два года назад ещё Юрий Борисов, будучи вице-премьером, инициировал положение об исключении госзакупок иностранной продукции в том случае, если имеется две российские альтернативы. Однако положение, хоть и было введено, на практике работало не совершенно.
Сейчас, в случае принятия нового предложения, разработанного Минфином по поручению Белоусова, всё меняется. Государство сможет прямо запрещать покупку иностранной продукции при наличии отечественной альтернативы. (
с) К.Двинский