Начальник штаба 1-Й отдельной партизанской кавалерийской бригады атамана Анненкова

Apr 30, 2023 16:37





Штабс-капитан Антон Антонович Добкевич

Данная публикация представляет собой первую биографию одного из героев Первой мировой войны, которого революционные события забросили сначала на Китайско-Восточную железную дорогу, а затем в белую Сибирь: в Академию Генштаба, потом в Партизанскую дивизию атамана Анненкова.



В июне - начале июля 1919 г. к Екатеринбургу из Семипалатинской области была переброшена «тыловая группа» Партизанской дивизии атамана Ан-ненкова, в составе 3-го Сводного партизанского пехотного полка, Полка черных гусар, Барнаульского полка голубых улан, 2-го Устькаменогорского парти-занского казацкого полка, Инженерного дивизиона, военно-санитарного транспорта Партизанской дивизии и 2-го дивизионного лазарета - всего свыше 5 300 человек. Эту группировку анненковцев стали называть Сводной дивизией из частей Партизанской дивизии атамана Анненкова (или Сводной партизанской дивизией) и поставили во главе неё (30 июня 1919 г. н. ст.) военного инженера генерала М. Е. Редько. Данных о комсоставе и боевых действиях этой дивизии на «Уральском фронте» крайне мало, приходится собирать их буквально по крупицам. Еще 7 мая 1919 г. (н. ст.) атаман Анненков, приказом Партизанской дивизии № 010 (§ 3), свел полки черных гусар и голубых улан в Отдельную кавалерийскую бригаду под началом ротмистра Белавенца

Между тем, в Музее русской культуры в Сан-Франциско хранится личный фонда А. А. Добкевича, где отложились его «служебные документы, карты, планы, полевая книжка времен Первой мировой войны, фронтовые заметки, переписка». Часть этого фонда в виде копий (микрофильмов) была передана в ГАРФ (фонд № 10143, опись 21-я) и стала, наконец, доступна широкому кругу исследователей. На основании этих документов, главным образом, двух «Кратких записок», служебный путь А. А. Добкевича в старой и белой армиях вполне, за исключением отдельных деталей, проясняется.

Ранняя «Краткая записка», составленная в октябре 1915 г. и подписанная командиром 74-го Сибирского обозного батальона подполковником А. Ф. Добкевичем (отцом нашего героя), дает более точные даты и формулировки. Поздняя, появившаяся не ранее 1920 г., дореволюционный период освещает бегло, зато в отношении Гражданской войны приводит важную нам информацию. Между «записками» есть противоречия в датах рождения и окончания военно-учебных заведений.

Согласно «записке» 1915 г., Антон Антонович Добкевич родился в Дубно 18 января 1894 г. Но в отношении года здесь однозначно допущена описка. В послужном списке отца дата рождения сына Антона указана так: 18 января 1892 г. Этот же год рождения дает поздняя «записка» и подтверждает медицинское свидетельство, выданное в августе 1919 г., где указано, что А. А. Добкевичу тогда было 27 лет. Наконец, 1892 г. указан на могильном памятнике Антона Антоновича на Сербском кладбище Сан-Франциско.

А. А. Добкевич происходил из дворян Волынской губернии (Житомир) православного вероисповедания. В его личном фонде сохранился послужной список его отца от 20 декабря 1914 г. Подполковник Антон Францевич Добкевич (19 мая 1861 - не ранее 1919) окончил курс землемерно-таксаторских классов при Житомирской гимназии и Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище «по 2-му разряду с правами 1-го разряда». В 1908 г. А. Ф. Добкевич . Начальником штаба бригады был назначен штабс-капитан А. А. Добкевич. Сведения об этом человеке в литературе и интернете скудны и противоречивы. С. В. Волков в своей базе данных по участникам Белого движения разделил его на две личности. У него проходят старший адъютант штаба Амурской отдельной казачьей бригады (на 1 ноября 1919 г. н. ст.) штабс-капитан Добкевич и отдельно русский эмигрант в США Антон Добкевич (1892- 1973), проживавший с женой Марией (1908-1990) в Сан-Франциско, где супруги и скончались. Справочник Е. А. Александрова помимо отчества Антона Антоновича Добке-вича добавляет в биографию офицера-белоэмигранта несколько деталей его военной службы периода Мировой и Гражданской войн, а также место рождения (Дубно Волынской губернии), время въезда в США (1922) и несколько уточняет время его смерти (январь 1973 г.). уволился из армии, с производством в подполковники, с мундиром и пенсией, и перешел служить в Мобилизационный отдел КВЖД. В 1914 г. в связи с всеобщей мобилизацией его вновь призвали на военную службу. С 14 сентября 1914 Антон Добкевич (младший) окончил в 1911 г. 1-й Московский императрицы Екатерины II кадетский корпус и в 1913 г. Киевское военное училище по 1-му разряду. Поздняя «Краткая записка» дает другие годы окончания корпуса и училища: 1910 и 1912 гг. соответственно. В этом случае данные «записки» 1915 г. кажутся более правдоподобными, т.к. в ней приведены еще даты поступления А. А. Добкевича на службу (фактически, в военное училище, после окончания кадетского корпуса) (30 ноября 1911 г.) и производства в подпоручики, т.е. окончания училища (6 июля 1913 г.).

Свою офицерскую службу подпоручик А. А. Добкевич начал в 3-м Заамурском пограничном пехотном полку. После начала мировой войны он был прикомандирован к 6-му Заамурскому пограничному пехотному полку, с ним он убыл 28 февраля 1915 г. на Юго-Западный фронт. Официальный перевод в 6-й полк состоялся 10 марта 1915 г. [14].

Подпоручик А. А. Добкевич отличился в первых же боях полка и был представлен к ордену Св. Георгия 4-й ст. Во второй половине июля 1915 г. Георгиевская дума поддержала это представление и удостоила героя высокой награды. Командующий IX армией генерал-от-инфантерии П. А. Лечицкий Высочайше предоставленной ему властью приказом армии № 374 от 31 июля 1915 г. наградил Добкевича орденом Св. Георгия 4-й ст. Подвиг подпоручика 6-го Заамурского пограничного пехотного полка Антона Добкевича в приказе был описан так: «За храбрость и мужество, проявленные им в стычке с противником у дер. Незвиска 28-го апреля 1915 года, где, командуя разведчи-ками, зашел во фланг и в тыл окопов противника, выбил его из них, перебил прислугу и взял действующий австрийский пулемет и 12 пленных (ст. 8 п. 11. Статута)». В 1915 г. Добкевич был произведен в поручики.

6 мая 1915 г. при штурме г. Коломыя А. А. Добкевич был серьезно ранен: с раздроблением костей в голеностопном суставе правой ноги, - и эвакуирован с фронта в Одессу. Комиссия врачей причислила его к раненым 3-й категории 2-го разряда. По выходу из госпиталя А. А. Добкевич, распоряжением началь-ника штаба Одесского военного округа, как раненый состоял в прикомандиро-вании к 74-му Сибирскому обозному батальону, которым командовал его отец. Подполковник А. Ф. Добкевич стал ходатайствовать о переводе сына в 1-й За-амурский железнодорожный батальон. Такой перевод состоялся 1 февраля

г. он был помощником начальника конского запаса Омского военного округа. В марте 1915 г. в Мариинске подполковник Добкевич приступил к формированию 74-го Сибирского обозного батальона, во главе которого в дальнейшем и отправился на фронт. Женился Антон Францевич на дочери коллежского советника девице Виктории Викторовне Колобовой. От этого брака помимо сына Антона было еще две дочери: Галина (24 июня 1893 г.) и Мария (20 ноября 1910 г.). Все в этой семье: и родители, и дети, - являлись православными. В то время как подполковник А. Ф. Добкевич был в Первую мировую войну в действующей армии, его супруга жила в Одессе

1917 г., тем более, поручик Добкевич выдержал для этого 28 декабря 1916 г. специальный экзамен на право перевода в железнодорожные войска. Но перевод остался формальным, т.к. реально к тому времени переведенный уже вернулся на Юго-Западный фронт и воевал: сначала начальником пулеметной команды бронепоезда № 5, а с 21 июня 1916 г. - начальником бронированного моторного вагона «Заамурец». Начальником этого броневагона Добкевич, судя по всему, оставался до конца 1917 г. И лишь 31 декабря 1917 г. он был прикомандирован к 1-му Заамурскому железнодорожному полку с назначением ко-мандиром 6-й роты [18].

Вследствие развала фронта поручик А. А. Добкевич оказывается в Харбине. 1 апреля 1918 г. он был уволен из железнодорожных войск старой армии, а на следующий день - назначен помощником начальника инженерного отдела Российских войск полосы отчуждения КВЖД. 20 июня 1918 г. последовало новое, и ответственное, назначение, а именно: начальником 1-го брониро-ванного поезда Охранной стражи Китайско-Восточной железной дороги. Доб-кевич командовал этим бронепоездом до середины января 1919 г. Между прочим, он предложил командованию проекты строительства в Харбине новых бронепоездов. Позднее Антон Антонович ностальгировал по этому периоду своей жизни и деятельности. В 1919 г. он писал матери в Харбин: «Что делает мой бронированный поезд под командой Румянцева? Полагаю, что он мирно стоит в Харбине. Как ни плох, может быть, был я, но поезд под моей командой был оружием. Строятся ли новые поезда по моим проектам?».

15 января 1919 г. начальника 1-го бронепоезда Охранной стражи КВЖД штабс-капитана А. А. Добкевича (произведен в этот чин в 1918 г., со старшинством с 1916 г.), командировали в Академию Генштаба. Он ускоренно окончил в Томске младший класс 4-й очереди Академии Генштаба. Окончил успешно: 26-м по списку-рейтингу, со средним баллом 11,32 (из 12 возможных). По поводу своего окончания младшего класса Академии Добкевич писал матери следующее: «Окончил Академию я хорошо, средний балл 11,32, и было бы больше, если бы было больше пособий. Все баллы у меня 12 за исключением экзаменационной задачи, по которой благодаря тому, что давалась одна карта на трех человек, и мы друг другу мешали, получил 8, положим, этот балл получили почти все. Первый окончивший имеет 11,55, и, как видим, он не очень далеко ушел от меня. 21 человек экзаменов не выдержало и отправлены в свои части. Теперь мы должны служить на должностях Генерального штаба. Потом нас опять соберут, и мы уже окончим Академию по-настоящему. В войсковые части нас берут нарасхват».

Из Томска А. А. Добкевич хотел вернуться служить назад в Харбин, поближе к родителям. Вероятно, его отец пытался решить вопрос через главного начальника Охранной стражи КВЖД генерал-лейтенанта М. К. Самойлова. Однако матушка Виктория Викторовна Добкевич отнеслась к этому варианту скептически. Антон Антонович писал в Харбин: «Дорогая мама. Как ты предполагала, так и вышло. Приехать обратно в Харбин мне не раньше, чем через год, но, может быть, это и к лучшему. Ходатайство Самойлова сыграло совершенно обратную роль, т.к. именно благодаря ему мне и Межаку приказано было главным штабом отправляться на фронт. Я выбрал 2-й Степной корпус, т.к. хочу посмотреть Туркестан. […]. В Степном корпусе меня назначили начальником штаба 1-й партизанской кавалерийской отдельной бригады атамана Анненкова. […]. Таким образом, ты видишь, что я устроился недурно. Хорошая должность, и впереди карьера, и главное - без всяких протекций. Единственно я страшно скучаю по вас».

Штабс-капитан А. А. Добкевич занял должность начштаба 1-й Отдельной партизанской кавбригады атамана Анненкова, по одним данным, 12 мая , по другим - 17 мая 1919 г. Возможно, здесь нет противоречия, если 12 мая - день приказа, а 17 мая - вступления в новую должность. Прибыв в Семипалатинск, место тогдашней дислокации кавбригады, Добкевич, можно сказать, пришел в восторг от анненковцев. Он писал матери: «Анненков - это не Семёнов. Семёнов - просто жулик, а Анненков делает свое дело и без всяких семёновских претензий. Рихтер пошел служить к Семёнову, говоря, что солдаты только у Семёнова, пусть же он проедет сюда в Сибирь и посмотрит, только тут и есть Армия самая настоящая, а не семёновские банды. Семёнов к Анненкову присылал агитаторов, но их отсюда повыгоняли. У Анненкова только экзотические названия частей, так, в моей бригаде состоят черные гусары и голубые уланы, и носят они черепа, где только можно их нацепить, но смешное этим и кончается, т.к. полки эти очень хорошие».

К сожалению, пока нет никаких данных об участии 1-й Отдельной партизанской кавалерийской бригады в боевых действиях на Урале и в Зауралье. Точно также ничего неизвестно о жизни её начальника штаба в этот период. Прослужил А. А. Добкевич в кавбригаде менее трех месяцев. В его личном фонде сохранилось несколько подлинных документов, связанных с его уходом от анненковцев. В недатированном удостоверении говорится, что Добкевич занимал должность начштаба бригады с 12 мая по 7 августа 1919 г. Удостоверение подписали командир бригады подполковник Белавенец, новый начальник штаба бригады в чине капитана, подпись которого неразборчива, и старший адъютант бригады прапорщик Коншин. В удостоверении есть ссылка на приказы по бригаде №№ 1 (§ 3) и 27 (§ 5). Поскольку ни конкретно эти, ни вообще какие-либо приказы по данной бригаде историкам неизвестны, причины ухода Добкевича с «хорошей должности», сулившей молодому офицеру карьерный рост, не ясны. Кадровым офицерам, привыкшим к порядкам регулярной армии, сложно было адаптироваться в среде добровольцев-партизан эпохи Гражданской войны. В той же Партизанской дивизии атамана Анненкова текучка офицерского состава, судя по приказам по дивизии, была большой. Одним не нравились специфические порядки и нравы партизан, и они уходили сами. Другие не подходили по своим служебным или моральным качествам, и командиры просили их уйти. Третьи просто не выдерживали физических и психических нагрузок Гражданской войны, самой жестокой и хаотичной из всех типов войн. Так или иначе, но Добкевич получил в Петропавловске еще 2 документа, датированными одним днем: 7 августа 1919 г., - за подписями подполковника Белавенца и прапорщика Коншина. В удостоверении от 7 июля 1919 г. комбриг Белавенец сообщал, что препятствий к переходу Добкевича на службу в другую часть нет. Второй документ - экстренный отпуск Омской железной дороге на одного офицера, которого необходимо вагоном 2 класса доставить из Петропавловска в Харбин.

Выехать из Петропавловска было сложно. 11 августа 1919 г. Добкевич взял для железной дороги еще один экстренный отпуск. Но одного, пусть и официально удостоверенного, желания офицера сменить место службы было мало. Для выезда военнослужащего из прифронтовой зоны в тыл требовались веские основания. 15 августа 1919 г. в Петропавловске приказом № 25 по штабу 1-й Отдельной партизанской кавбригады атамана Анненкова создали комиссию во главе с бригадным врачом И. Попова с задачей провести медицинское освидетельствование здоровья штабс-капитана Добкевича, считавшего себя больным около года и жаловавшегося на головокружение, скорую утомляемость, возбудимость нервной системы, частую отрыжку и изжогу после еды. Комиссия поставила Добкевичу диагноз: катар правой легочной верхушки, малокровие, выдав больному свидетельство, что для лечения ему нужен 2-месячный отпуск. По врачебному свидетельству Добкевичу 16 августа 1919 г. в Петропавловске выдали отпускной билет об увольнении в отпуск по болезни в Харбин с 15 августа 1919 г. на 2 месяца. По этому документу Добкевич выехал из Петропавловска. На билете есть росписи и печати о предъявлении его на станциях и в конечном пункте - Харбине. 7 октября 1919 г. А. А. Добкевич стал старшим адъютантом штаба 1-й Амурской казачьей бригады. После краха колчаковского режима, очевидно, снова вернулся в Харбин. С 30 января 1920 г. он был младшим офицером 12-й роты Охранной стражи КВЖД. В 1920 г. был произведен в капитаны (старшинство с 1919 г.). Данных о его службе в Дальневосточной армии и Земской рати в 1921-1922 гг. нет, потому чин капитана мог быть для него последним. Судя по краткой справке А. А. Добкевича в 21-й описи фонда № 10143 ГАРФ, он с июля 1920 по май 1921 г. был агентом Международной охраны КВЖД, уехав в 1922 г. в США.

Итак, штабс-капитан Антон Антонович Добкевич (18.I.1892, Дубно Волынской губ. - I.1973, Сан-Франциско, США), Георгиевский кавалер Великой войны (1915), выпускник младшего класса Академии Генштаба (Томск, 1919), был начальником штаба 1-й Отдельной партизанской кавбригады в период с 12 (или 17-го) мая по 7 августа 1919 г. и был (во всяком случае, сначала) высокого мнения об атамане Анненкове и анненковцах.

В. А. Шулдяков, Омский автобронетанковый инженерный институт - филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва Министерства обороны РФ

гражданская война, история СССР

Previous post Next post
Up