Полярные владения России занимают 3 млн квадратных км или 18% всей территории страны. В принципе, без преувеличения можно сказать, что от освоения арктических территорий зависит наше будущее. И это невозможно сделать без реализации программы развития Северного морского пути. А это, в свою очередь, немыслимо без наличия мощного ледокольного флота.
Первый специализированный арктический ледокол у нас появился ещё во времена Российской империи при активном участии тогдашнего министра финансов С.Ю. Витте. Он ставил перед собой задачу не просто обеспечить круглогодичную навигацию вокруг Санкт-Петербурга, но и соединить Балтику с Дальним Востоком. Проект был разработан русскими инженерами, однако непосредственно строительство шло на английских верфях.
В результате, в 1898 году был спущен на воду ледокол "Ермак" (в принципе первый в мире ледокол арктического класса). Кстати, он не входил в состав ВМФ, а был причислен к Минфину и находился в непосредственном распоряжении Витте.
На поток строительство ледоколов вышло уже во времена СССР. И в 1920-40-е годы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге / Ленинграде было построено восемь таких судов.
Новая страница освоения Арктики была открыта с появлением атомных ледоколов в 1953. Это позволило увеличить время навигации на Севморпути, сделав доступ в арктические районы страны практически круглогодичным. Дело в том, что атомный ледокол гораздо мощнее и длительное время не нуждается в перезарядке реакторов ядерным топливом.
Ну и, наконец, о современной ситуации. Сейчас в России налажено серийное производство одних из самых мощных новых атомных ледоколов в мире проекта "22220". "Арктика", "Сибирь" и "Урал" уже в строю. "Якутию" планируют сдать в 2024 году, а "Чукотку" в 2026.
Не так давно Росатом выбрал названия для пятого и шестого атомных ледоколов (закладка по плану на 2024 и 2025 годы соответственно) на основе предпочтений капитанов атомоходов. Традиционно названия были связаны с географическими объектами на СМП или именами легендарных советских атомных ледоколов. Однако сейчас Россия расширяет свои границы до Большого Северного морского пути, который соединяет западную часть страны с Дальним Востоком и открывает выход на рубежи Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому было решено выбрать названия "Камчатка" и "Сахалин".
Однако особое внимание сосредоточено на строительстве инновационного суперледокола "Россия" проекта "10510" ("Лидер"). Строит его судостроительный комплекс "Звезда". Не так давно, правда, пришла не самая хорошая новость о том, что цена и сроки его выпуска могут измениться в сторону увеличения. В принципе, учитывая, что для "Звезды" - это первый опыт строительства ледокола, ничего супер критического тут нет. Главное, чтобы работа продолжилась.
Исторически наша страна так и осталась единственной, которая эксплуатирует атомный ледокольный флот. А ведь помимо атомных, имеются и неатомные. Поэтому можно только пожелать удачи (нет) некоторым оспаривающим первенство России в Арктике попробовать поплавать там без мощного ледокольного сопровождения. Плюс ещё одним козырем в рукаве является их любимая "зеленая" повестка. Только не на словах, а на деле. Атомоходы - самый экологически чистый транспорт, который не выделяет в окружающую среду загрязняющих веществ.
Евросоюз, кстати, понимая, что их-то в Арктику никто не пустит, в феврале этого года ввел 10-й "пакет", лицемерно наложив рестрикции на Атомфлот, дочку Росатома, обеспечивающую эксплуатацию и техобслуживание атомных ледоколов и судов вспомогательного флота. Вот такая она - "забота о природе".
В общем, несмотря на то, что по части некоторых ледоколов сроки строительства сдвигаются, конкурируем мы тут по сути только сами с собой. Локализация же, согласно официальным данным, составляет порядка 96%. Таким образом, это та высокотехнологичная отрасль, которой мы, действительно, можем гордиться. (
с) К.Двинский