Святая мученица Фотина

Apr 01, 2023 11:02


Память 20 марта/ 2 апреля



Мученица Фоти́на Самаря́нка, также Фоти́ния Самаряны́ня, Жена-самарянка (греч. Φωτεινὴ ἡ Μεγαλομάρτυς ἡ Σαμαρείτιδα) - женщина-самаритянка, у которой Иисус Христос попросил воды из колодца Иакова и которая возвестила людям той местности (Самария-Сихарь) о мессианском служении Иисуса. История её встречи с Иисусом описана в Евангелии от Иоанна (4:4-26). В Православной церкви она почитается с именем Фотины (Фотинии).



Самаряне - малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.

К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.

Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию - таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.

В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец.

Она подошла к колодцу в то время, когда других женщин рядом не было. Возможно, образ жизни испортил ей репутацию, и благочестивые женщины её избегали. Это была «голодная душа» - она жаждала любви. Она была замужем пять раз, и получается, что в её отношениях с мужьями не было ярко выраженных обязательств. Они «просто» жили вместе, или, как сказала бы современная Фотина, «тусили». Это не значит, что у евангельской Фотины не было религиозных интересов и начатков духовных знаний. Ведь она почти сразу поняла, что рядом с ней не просто иудей, а истинный Учитель. Тот в свою очередь дал ей понять, что Он в курсе её ситуации. Возможно, она потому и сменила тему разговора, переключаясь на вопросы веры, чтобы избежать смятения перед лицом Того, Кто знает о ней всё.

Иисус попросил ее набрать воды для Него.

Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? - удивилась Фотиния. Если бы ты знала дар Божий, - ответил Христос, - и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», - призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», - ответил Господь.

Фотиния удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера - правая! «Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему - в Иерусалиме».

Поверь Мне, - отвечает Христос, - что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Знаю, - не унимается Фотиния, - что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: Это Я, Который говорю с тобой. Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.

Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так: «На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: “Приходите и зачерпните воды бессмертия!” Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: “Даруй нам милости Твои, ибо Ты - источник жизни нашей!”»

В отличие от расслабленного, дальнейшая судьба самарянки Фотинии нам известна: она крестилась и в 66 году, при императоре Нероне, за христианскую веру приняла в Риме мучения и смерть, вместе с сыновьями Иосией и Виктором (Фотином), а также сестрами Анастасией, Параскевой, Кириакией, Фото и Фотидой. Предание говорит, что благодаря самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, также впоследствии пополнившая сонм христианских мучеников.

Во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Неро­на (54-68 гг.), про­явив­ше­го чрез­вы­чай­ную же­сто­кость в борь­бе с хри­сти­ан­ством, свя­тая Фо­ти­на жи­ла в Кар­фа­гене со сво­им млад­шим сы­ном Иоси­ей и там без­бо­яз­нен­но про­по­ве­до­ва­ла Еван­ге­лие. Ее стар­ший сын Вик­тор храб­ро сра­жал­ся в рим­ских вой­сках про­тив вар­ва­ров и за свои за­слу­ги был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком в го­род Ат­та­лию (Ма­лая Азия).

Гра­до­на­чаль­ник Ат­та­лии Се­ва­сти­ан при встре­че со свя­тым Вик­то­ром ска­зал ему: «Я знаю до­сто­вер­но, что ты, твоя мать и твой брат - по­сле­до­ва­те­ли уче­ния Хри­ста. Но я по-дру­же­ски со­ве­тую те­бе - под­чи­нись во­ле им­пе­ра­то­ра, за это бу­дешь по­лу­чать иму­ще­ство хри­сти­ан, ко­то­рых ты до­ста­вишь нам. Тво­им же ма­те­ри и бра­ту я на­пи­шу, чтобы они не про­по­ве­до­ва­ли Хри­ста от­кры­то. Пусть тай­но ис­по­ве­ду­ют свою ве­ру». Свя­той Вик­тор от­ве­тил: «Я сам хо­чу быть про­по­вед­ни­ком хри­сти­ан­ства, как мои мать и брат». На это Се­ва­сти­ан от­ве­тил: «О Вик­тор, все мы хо­ро­шо зна­ем, ка­кие бед­ствия ожи­да­ют за это те­бя, мать и бра­та тво­е­го». По­сле этих слов Се­ва­сти­ан вдруг по­чув­ство­вал острую боль в гла­зах, из­ме­нил­ся в ли­це и оне­мел.

Три дня про­ле­жал он сле­пой, не про­из­но­ся ни сло­ва. На чет­вер­тый день неожи­дан­но он гром­ко про­из­нес: «Толь­ко ве­ра хри­сти­ан ис­тин­на, нет дру­гой ис­тин­ной ве­ры!» На­хо­див­ше­му­ся ря­дом свя­то­му Вик­то­ру Се­ва­сти­ан ска­зал: «Ме­ня при­зы­ва­ет Хри­стос». Вско­ре он кре­стил­ся и тот­час же про­зрел. Слу­ги свя­то­го Се­ва­сти­а­на, сви­де­те­ли чу­да, кре­сти­лись по при­ме­ру сво­е­го гос­по­ди­на.

Слу­хи о про­ис­шед­шем до­шли до Неро­на, и он при­ка­зал при­ве­сти хри­сти­ан к нему на суд в Рим. То­гда Сам Гос­подь явил­ся ис­по­вед­ни­кам и ска­зал: «Я бу­ду с ва­ми, и Нерон бу­дет по­беж­ден, и все, кто слу­жит ему». Свя­то­му Вик­то­ру Гос­подь воз­ве­стил: «С это­го дня имя те­бе бу­дет Фо­тин - «Све­то­зар­ный», ибо мно­гие, про­све­щен­ные то­бой, об­ра­тят­ся ко Мне». Свя­то­го Се­ва­сти­а­на Гос­подь обод­рил: «Бла­жен, кто со­вер­шит свой по­двиг до кон­ца». Свя­тая Фо­ти­на, из­ве­щен­ная Спа­си­те­лем о пред­сто­я­щих стра­да­ни­ях, в со­про­вож­де­нии несколь­ких хри­сти­ан от­пра­ви­лась из Кар­фа­ге­на в Рим и при­со­еди­ни­лась к ис­по­вед­ни­кам.

В Ри­ме им­пе­ра­тор при­ка­зал при­ве­сти к се­бе свя­тых и спро­сил их, действитель­но ли они ве­ру­ют во Хри­ста. Все ис­по­вед­ни­ки ре­ши­тель­но от­ка­за­лись от­речь­ся от Спа­си­те­ля. То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал раз­дро­бить на на­ко­вальне ки­сти рук свя­тых му­че­ни­ков. Но во вре­мя ис­тя­за­ния ис­по­вед­ни­ки не чув­ство­ва­ли бо­ли, а ру­ки му­че­ни­цы Фо­ти­ны оста­лись невре­ди­мы. Нерон при­ка­зал свя­тых Се­ва­сти­а­на, Фо­ти­на и Иосию осле­пить и за­клю­чить в тем­ни­цу, а свя­тую Фо­ти­ну с пя­тью ее сест­ра­ми - Ана­то­ли­ей, Фо­то, Фо­ти­дой, Па­рас­ке­вой и Ки­ри­а­ки­ей - от­пра­вить в им­пе­ра­тор­ский дво­рец под над­зор до­че­ри Неро­на Дом­ни­ны. Но свя­тая Фо­ти­на об­ра­ти­ла ко Хри­сту Дом­ни­ну и всех ее ра­бынь, ко­то­рые при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Об­ра­ти­ла она ко Хри­сту и волх­ва, ко­то­рый при­нес отрав­лен­ное пи­тье, чтобы умерт­вить ис­по­вед­ниц.

Про­шло три го­да, и Нерон по­слал в тем­ни­цу за од­ним из сво­их слуг, на­хо­див­ших­ся в за­клю­че­нии. По­слан­ные со­об­щи­ли ему что свя­тые Се­ва­сти­ан, Фо­тин и Иосия, ко­то­рые бы­ли ослеп­ле­ны, ста­ли со­вер­шен­но здо­ро­вы, и их по­сто­ян­но по­се­ща­ют лю­ди, ко­то­рые слу­ша­ют их про­по­ведь; са­ма тем­ни­ца пре­вра­ти­лась в свет­лое и бла­го­ухан­ное ме­сто, где про­слав­ля­ет­ся Бог. То­гда Нерон при­ка­зал рас­пять свя­тых вниз го­ло­вой и в те­че­ние трех дней бить их по об­на­жен­но­му те­лу рем­ня­ми.

На чет­вер­тый день им­пе­ра­тор по­слал слуг по­смот­реть, жи­вы ли му­че­ни­ки. Но, при­дя на ме­сто пы­ток, по­слан­ные тут же ослеп­ли. В это вре­мя Ан­гел Гос­по­день осво­бо­дил му­че­ни­ков и ис­це­лил их. Свя­тые сжа­ли­лись над ослеп­ши­ми слу­га­ми и сво­и­ми мо­лит­ва­ми к Гос­по­ду воз­вра­ти­ли им зре­ние. Про­зрев­шие уве­ро­ва­ли во Хри­ста и вско­ре кре­сти­лись.

В бес­силь­ной яро­сти Нерон при­ка­зал со­драть ко­жу со свя­той Фо­ти­ны и бро­сить му­че­ни­цу в ко­ло­дец. Му­че­ни­кам Се­ва­сти­а­ну, Фо­ти­ну и Иосии от­сек­ли го­ле­ни, бро­си­ли со­ба­кам, за­тем с них со­дра­ли ко­жу. Страш­ные му­ки пре­тер­пе­ли и сест­ры свя­той Фо­ти­ны. Нерон при­ка­зал от­ре­зать им сос­цы, а за­тем со­драть ко­жу. Изощ­рен­ный в же­сто­ко­стях им­пе­ра­тор уго­то­вал же­сто­чай­шую казнь свя­той Фо­ти­де: ее при­вя­за­ли за но­ги к вер­ши­нам двух скло­нен­ных де­ре­вьев, ко­то­рые, рас­пря­мив­шись, разо­рва­ли му­че­ни­цу. Осталь­ных им­пе­ра­тор при­ка­зал обез­гла­вить. Свя­тую Фо­ти­ну вы­та­щи­ли из ко­лод­ца и за­клю­чи­ли в тем­ни­цу на 20 дней.

По­сле это­го Нерон при­звал ее к се­бе и спро­сил, по­ко­рит­ся ли она те­перь и при­не­сет ли жерт­вы идо­лам. Свя­тая Фо­ти­на плю­ну­ла им­пе­ра­то­ру в ли­цо и, по­сме­яв­шись над ним, ска­за­ла: «Нече­сти­вей­ший сле­пец, за­блуд­ший и безум­ный че­ло­век! Неуже­ли ты счи­та­ешь ме­ня столь нера­зум­ной, чтобы я со­гла­си­лась от­речь­ся от Вла­ды­ки мо­е­го Хри­ста и при­нес­ла жерт­ву по­доб­ным те­бе сле­пым идо­лам?!»

Услы­шав та­кие сло­ва, Нерон сно­ва ве­лел бро­сить му­че­ни­цу в ко­ло­дец, где она пре­да­ла дух свой Гос­по­ду († ок. 66).

жития святых

Previous post Next post
Up