Державная икона Божией Матери - почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 (15) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви монаршего села Коломенского (ныне в черте Москвы).
Истинный смысл явления Державной иконы Пресвятой Богородицы был умышленно искажен и для многих православных сегодня понимается примерно так:
"Как вы знаете в день отречения от престола Императора Николая II произошло событие, которое исполнило надеждой сердца православных людей. Именно второго марта в селе Коломенском под Москвой произошло явление Иконы Божией Матери, именуемой Державная, т.к. Царица Небесная была изображена на этой Иконе, как Царица с подобающей честью. Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери, русские люди не сомневались в том, что он умолил Царицу Небесную взять на себя верховную Царскую власть над народом России".
Державная икона Божией Матери. Подлинник
Исходя из ниже приведенных документальных фактов мы ясно понимаем что такая трактовка явления иконы - это ложь!
Истинный смысл явления иконы Державная мы можем прочитать в донесении 1917 года СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ от (будущего патриарха) Тихона (Белавина), на то время еще Митрополита Московского и Коломенского.
Донесение.
Причт Вознесенской, села Коломенского, церкви, Московского уезда, в Июне месяце сего года, донес Преосвященному Иоасафу, Епископу Дмитровскому, Управлявшему Московской епархией, что 2-го Марта сего года явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда Московской губернии, деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживающая в слободе Перерве той же губернии, и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно - 13 Февраля, в чистый Понедельник, ей было сказано: «есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся» и второе - 26 Февраля: «белая церковь, в которой происходит спор со старообрядцами и среди храма она видит торжественно восседающую женщину, хотя лик ее был не видим, по сторонам присутствовали два иеромонаха; и когда один из них объявил, что сейчас начнется спор с старообрядцами, то, на приглашение выйти, так как соберется толпа и будет душно, женщина согласилась и величественно пошла», при чем Адриановой было памятно, что «самый выход был как бы из подвала, а не из парадного хода храма».
Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил ее в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где еще икон? На этот вопрос - священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда ее принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика, тотчас же промыли икону и на ней оказалось изображение: «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери - Благословляющий Спаситель». Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует ее видениям, тотчас же попросила отслужить молебен - и с этого времени8 стала разноситься слава об иконе среди всех окрестных жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной.
Произведенным, по поручению Преосвященного Иоасафа, расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что 1. обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской, села Коломенского, церкви вполне подтверждены показаниями допрошенных лиц. Молва о явлении иконы весьма быстро стала распространяться среди окрестных жителей, стали стекаться во множестве богомольцы на поклонение иконе и, с разрешения Преосвященного Иоасафа, от 1 Июля сего года, стали брать означенную икону по домам не только свои прихожане, но и соседние селения. О чудесах же от иконы тогда не было заявлено. Икона находится в настоящее время в Георгиевской церкви в новом вызолоченном иконостасе. Изображена на иконе: Богоматерь,сидящая на престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери Благословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф. Высота иконы 2 аршина, ширина с полями 2 аршина, икона имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения - протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18 века, не старше, по форме вверху овальная, иконостасная, средняя, из третьего пояса пророческого. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря.
Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею.
0 вышеизложенном долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду на благоусмотрение.
ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА
[Подпись:] покорнейший послушник Тихон, митрополит Московский.
Из «Записи рассказа крестьянки Е.И. Андриановой об обретении ею Державной иконы Божией Матери»
Март 1917 г.
«.... Сон. Воскресенье на понедельник, на 3-й неделе Великого поста.
Вижу - белая церковь, где должен быть спор со старообрядцами, вижу - в храме народ стоит в беспорядке, прохожу на середину, народ вмиг пропал и только осталась ОДНА ЖЕНЩИНА, которая села среди храма.
Вижу - справа стоит иеромонах поодаль, задом к ней, у него раскрыта книга, в которой он перебирает листы, он был высокого роста, русый, без бороды, клобука, в мантии, древний, слева выходит другой иеромонах, тот был в клобуке, черный, с бородой, он заявил при этом: будет спор со старообрядцами о СЛОВЕ БОЖИЕМ и по окончании этого он обратился ко мне, взглянув на меня. И в этот момент я обратилась к ЖЕНЩИНЕ, слезно прося ЕЁ, и сказала: пойдём отсюда, найдёт народ и здесь будет душно. ОНА вмиг встала, пошла, я оглянулась назад и вижу, что иеромонах на четверть стоит в земле (тот, который стоял слева), когда я подошла к диванчику, чтобы взять платье, в этот момент в стене образовалась брешь, куда пошла ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ...
ЦИАМ. Ф. 1176. On. 1.Д. 138. Л. 89-89об. Машинопись. Подлинник.
Цит. по: Православная Москва в 1917-1921 гг. Сборник документов и материалов / Авт.-сост. А.Н.Казакевич, В.В.Марковчин, Т.С.Тугова, А.М.Шарипов. М., Изд. Главархива Москвы, 2001. С. 10.
***
Итак, исходя из выше указанных официальных документальных свидетельств, нет в явлении иконы Богородицы Державная ничего, связанного с судьбами царя, России и т.п. того, что нам до сих пор преподносят. Речь идет совершенно о другом, о споре новообрядцев с древлеправославными. Усердный представитель новообрядцев был не прав и стал проваливаться под землю еще до начала прений. Царица Небесная своим уходом указала на заблуждение церковных реформаторов и их последователей 1666 года. В этом событии кроются все беды, которые постигли наше государство, народ и Церковь. Великий грех совершили, да такой, что Владычице Богородице стало душно и она удалилась, можно сказать оставила нас до времени нашего полного раскаяния. Сможем ли мы вернуться к тому от чего ушли несколько веков назад? Сможем ли мы вернуться к неповрежденной от падших латинских веяний истинной древлеправославной вере? Прошло чуть более 100 лет с момента явления нам этой иконы. Любит нас Пречистая, не оставляет в момент нашего самого скверного состояния, посещает, вразумляет. Теперь слово и дело только за нами. Исправимся, тогда выстоим, спасемся и как государство и народ выживем. Если нет, тогда нашей участи не позавидуешь.
@КРЕСТ СВЯТОЙ РУСИ