Ветер времени

Jan 26, 2023 06:10


Вечное популярное зло - конспирология.



Обыватель, увлечённый происходящим, склонен верить, что новости - и особенно дурные новости - это всегда происки тёмных сил и конкретных демонических лиц, соросов с ротшильдами, что перемены в истории случаются из-за того, что группа товарищей (или, напротив, господ) села за большой стол, и кто-то из них, торжественно прокашлявшись, заговорил: предлагаю, мол, приступить к исполнению нашего плана.



Человек, хоть сколько-нибудь близко знакомый с клоакой политики, отлично знает, какая это смешная чепуха. Заговоры и сложные коллективные интриги иногда возникают, но бесконечно большую роль в «событиях» любого рода играют, во-первых, всегдашние человеческие мотивации и грехи - гордость, честолюбие, властолюбие, страх, месть, авантюризм, жадность, стремление к контролю, тревога о будущем, - и, во-вторых, любую запутанную интригу, если она появляется, быстро меняет до неузнаваемости хаос разнонаправленных действий, нагромождение случайностей.

Но есть за фасадом событий ещё кое-что - самое, на мой взгляд, интересное и таинственное.

Дух времени. Ощущение эпохи, которое складывается словно бы из ничего - или из всего сразу, из множества решений и ситуаций, образов и слов. И особенно странным выглядит рождение эпохи, которую никто не провозглашал с помощью революций или военных побед, - когда прежнее вытесняется новым малозаметно и постепенно.

Так, в России середины позапрошлого века произошла уже прочно забытая смена вех: кончилось столетнее господство классицизма, сменившееся десятилетиями историзма и эклектики. Можно подумать, что речь только об архитектуре - и правда, эти изменения сразу видны в стилистике храмов, когда вместо стройных и строгих церквей с обязательными общеевропейскими колоннадами появляются псевдовизантийские базилики, а потом и краснокирпичные соборы, подражающие допетровским временам. Но подлинный масштаб новаций был куда больше: аристократия, отпустившая бороды, вошедшие в силу купцы, грохот железных дорог и мир фабрик, многотомные реалистические романы о тяжёлой крестьянской судьбе, православные старцы, ставшие вдруг авторитетами в обществе, - словом, ценности универсализма стали медленно вытесняться поиском и подъёмом всего национального, будь то вера, капитал или художественный язык.

И невозможно сказать, когда именно это случилось, и кто именно придумал, что теперь будет так.

Другой, более близкий пример: превращение раннесоветского коммунизма в сталинский порядок. Со второй половины тридцатых до середины сороковых образовался длинный ряд невозможных, казалось бы, в пространстве марксистской утопии явлений - в исторический иконостас возвращались цари с полководцами, возвращались погоны и министерства вместо наркоматов, туда же и новогодние ёлки, легализовано было православие, закрыт Коминтерн, оказался опальным безудержный нигилизм Емельяна Ярославского с Демьяном Бедным, конструктивизм сменился Жолтовским, вместо шкрабов, преподававших обществоведение, снова возникли учителя и уроки истории, и даже улицы в Ленинграде, названные всевозможными Урицкими и Октябрями, получили прежние имена.

Был ли во всём этом единый замысел? Можно ли представить, чтобы правоверные революционеры (включая и самого Сталина) оказались сознательно, чётко и одномоментно вдохновлены идеей частичного восстановления иерархий, эстетики и ценностей «традиционной», как принято говорить, России? Разумеется, нет. Они просто уловили дух времени - того времени, когда мировая революция выдохлась, толком не состоявшись, а коммунисты остались наедине с русским народом, начинающим другую жизнь в городах, - и этот дух стал упорно и тихо воздействовать даже на психологию таких отчаянных сектантов и фанатиков, каких мы имели тогда в качестве государственной власти.

И, чтобы иллюстрировать этот процесс нагляднее всего, вспомним то прошлое, которое ещё совсем близко. Превращение девяностых - в нынешнюю Россию. Разве стоял за этой долгой историей чей-нибудь коварный план?

Тридцать лет назад люди, которых тогда называли «демократами», контролировали здесь абсолютно всё. И, после разгрома Верховного Совета в 1993 году, не было даже и мысли о том, чтобы им мог кто-нибудь в чём-нибудь помешать. Казалось бы, твори что захочешь, импровизируй в каком угодно политическом жанре - американском или европейском. Но вместо этого - удивительно, откуда только всё это взялось? - начальники нынешнего Первого канала стали выпускать сначала «Русский проект», потом «Старые песни о главном», примерно тогда же образовалась и партия «Наш дом Россия» - и, шаг за шагом, в условиях нового, такого звонкого и самоуверенного времени, осуществился тот тип, тот проект общественного устройства, которого в середине девяностых никто не желал и не ждал. Советская ностальгия, большой культ 9 мая, реванш чиновника над бандитом, унылая бюрократия вместо криминального хаоса, крушение веры в западный мир и необходимость возврата к обороне от него, и в том числе к обороне на прежних, бессмысленно сданных границах, - всё это родилось ещё до перемены в Кремле, и ещё много лет, уже в следующем веке, упрямо продолжало подчинять себе правящую элиту, далёкую от любой идейности, и в том числе от такой.

Потому что сама эта волна, порождаемая эпохой, как морской прилив и отлив, - сильнее желаний, интриг и надежд отдельного человека, пусть и очень влиятельного. Он может только пойти вслед за ней, в нужную сторону, - или исчезнуть.

Всё это я, конечно, веду к одному: страшно думать о том, куда будет дуть ветер времени в эти наши шумные, с артиллерийскими залпами, двадцатые годы.

Может быть, нам повезёт, - и окажется, что 2014 и 2022 годы были вовсе не отчаянными попытками возродить невозможное, но, напротив, естественными и неизбежными этапами одного огромного поворота к национальному самостоянию. И тогда - даже суровая жизнь в израильско-иранском стиле не будет напрасной.

Но нельзя исключить и противоположное - что надежды наши обернутся сплошным разочарованием, а Россию поглотит глобальный мир, причём уже не тот глобальный мир, который в двадцатом веке представлялся источником одновременно и шика, и здравого смысла, но его современная версия, нам невыгодная и неприятная, да и просто безумная.

Почти невозможно угадать, каким окажется этот дух эпохи чуть позже, - он любит обманывать профессиональных пророков. Но мне кажется, что мы уже прошли большую часть предыдущего исторического цикла, почти исчерпали его.

Так что ждать нам недолго.

Дмитрий Ольшанский

Сорос, глобальная политика, глобализм, Ротшильды, Запад, Россия

Previous post Next post
Up