На всякий случай, чтобы снять вопрос о личной предвзятости: я внук репрессированного, чудом избежавшего смерти, и поэтому прекрасно понимаю место этой книги в нашей истории. Она не могла не появиться, хотя к этому добавились личная судьба автора и его писательский дар.
Место Солженицина в пантеоне российской культуры тоже понятно: арестован, писал книги, боролся, страдал, вернулся, остался патриотом!
А вот насчёт школьной программы - тут у меня великие сомнения, и не только у меня. И развернувшаяся дискуссия - тому яркий пример!
Тему эту надо основательно пообсуждать и принять взвешенное решение.
Логика присутствия данной книги в школьной программе не безупречна. По этой логике давайте там же изучать "Очерки русской смуты" А. Деникина и "уравновесим" их трудами Троцкого и Сталина!
"Архипелаг" - сочинение литературное во вторую очередь, а политическое в первую. И потому глубоко субъективное.
Прочитав только его, нельзя "по-честному" понять даже ту часть нашей истории, которой это произведение посвящено!
Сужу по себе, так как прочёл самиздатовский вариант первого тома ещё студентом. И кинулся к другим источникам. А уж школьнику как быть с этим? Например, со статистикой, на которой построена книга, и которая в разы отличается от реальности? Или с оценкой власовщины?
"Архипелаг" - это литература для подготовленного человека.
Понимаю причины, по которым эта книга некогда попала в школьные программы: мы торопились понять то, о чем раньше было принято молчать.
Но сегодня мы тему сталинских репрессий уже не только не замалчиваем, мы ее уже закричали!
Когда Солженицын ближе к концу жизни начал оценивать проблемы современной России, то по сути встал в оппозицию к самому себе. Поскольку нельзя желать благо своей стране, присягая "чужим Богам".
Нельзя быть истинным патриотом России, не перечитав "Архипелаг ГУЛАГ" нашими теперешними глазами, отмытыми от пелены 90-х годов
@Олег Морозов, Председатель Комитета Государственной Думы по контролю