Министерство культуры России выделит деньги на фильмы про СВО во второй половине 2023 года. 30 ноября на сайте ведомства был опубликован перечень приоритетных тем господдержки кинопроизводства в следующем году.
О патриотизме, предателях и современном кинематографе в эксклюзивном интервью изданию Украина.ру размышлял российский блогер, писатель, переводчик Дмитрий Пучков - известный под псевдонимом "старший оперуполномоченный Goblin".
- Дмитрий Юрьевич, вы родом из Кировограда (сейчас Кропивницкий). Давно ли были в родном городе? У вас там кто-то остался?
- Папа был военным, он там служил. Я проживал на территории воинской части через дорогу от Кировоградской школы высшей лётной подготовки. В 1969 году меня, восьмилетнего, оттуда увезли. После этого я два раза в детстве ездил туда. Взрослым не был ни разу.
- Был ли в вашем профессиональном опыте случай, когда при переводе нужно было выразить отношение к России? Например, где-то в американском фильме было сказано "Россия страна идиотов" - как бы вы это перевели на русский язык?
- Задача переводчика - переводить, а не заниматься цензурой. Как говорят наши балбесы: а я не хочу, чтобы мои дети слышали, как ругаются матом. Ну, так не прикасайся к таким фильмам.
Отличный пример "Криминальное чтиво". Матом там не ругаются, зато сцена гомосексуального анального секса присутствует. Получается, это детям можно смотреть, а матом ругаться нельзя? Это у людей в голове серьёзные психологические проблемы.
Я повторюсь, что задача переводчика переводить, а не выступать в качестве цензора и уж тем более никак не вмешиваться в авторский замысел. Я к этому подхожу с другой стороны.
Теперь есть Интернет. Я регулярно записываю сам с собой свои ролики. При их переводе, если вижу там что-то подобное тому, о чём говорите вы, то я делаю отдельный ролик. В нем я поясняю, как мне это видится и что я об этом думаю. Получается гораздо доходчивее и полезнее.
- Warner Bros. запретила показывать свои фильмы на российских телеканалах. Какое будущее ждет западный кинематограф в России?
- Тут вопрос двоякий. У нас вся сеть кинотеатров заточена под показ именно американского кино. Российские кинотеатры зарабатывают, грубо говоря, не менее 70% прибыли с показа американских фильмов.
Если не показывать американское кино в России, то в массе наши кинотеатры просто "передохнут". Им не с чего будет платить аренду - не то что зарабатывать. То есть, это [запрет Warner Bros] очень-очень плохо для нашего кинотеатрального бизнеса.
Но ситуация сложилась так. Поэтому, да, все будет тотально закрываться и уходить в никуда. Это всё-таки капитализм: всё за деньги. Государство спонсировать кинотеатры, просто так давать им деньги, не будет, и они тихо-мирно перемрут.
- Даст ли сокращение западного киноконтента возможность оживиться российским режиссерам?
- Их никто и не затирает - эти отечественные фильмы и режиссёров. Просто конкурировать невозможно с американцами.
Если выходит, например, какой-нибудь "Аватар 2" или, прости Господи, "Гарри Поттер", то все бегут смотреть именно эти картины. Денег у населения не так много, в кино в основном ходят молодые подростки - для них очень важно, на какой именно фильм они пойдут.
Западное кино - это, в первую очередь, развлечение, некий аттракцион. Как будто ты сел на роллер-костёр (roller coaster), они тебя закрутили-завертели, вверх ногами, через воду или ещё как; ух, ах - ты выскочил, ни в голове, ни в других местах ничего не осталось. Но удовольствие получил.
[Один из самых распространённых аттракционов - "американские горки", вагонетки, движущиеся по рельсам с резкими спусками и поворотами. В США этот аттракцион обычно именуют "роллер-костер" (roller coaster), но иногда можно услышать и название "русские горки" (Russian mountains). Любопытно, что термин "русские горки" используется не только в американском английском, но и во многих европейских языках.]
А наше кино - что такое? Например, какой-нибудь "Иван Денисович" - откровенная, извините за такое сравнение, идеологическая блевотина, антисоветчина. Или какая-нибудь "Цитадель" [видимо, имеется ввиду фильм "Утомлённые солнцем 2: Цитадель"] .
Детям это неинтересно, они такое не смотрят. Но, поскольку наши творцы заняты исключительно антисоветчиной, снимая подобные "помои", то в кино никто не ходит.
Других фильмов у нас пока просто нет. Когда задают вопрос кинорежиссёрам, прежде всего Сергею Соловьёву (Царствие ему Небесное), чему вы учите студентов во ВГИКе, он отвечает: в первую очередь я учу их быть нонконформистами. Вот такое они там детям в головы заливают.
В результате на выходе эти дети профнепригодны. Они не владеют ремеслом, не говоря уже о том, что в голове - идеологические "помои", которые они выливают на экраны.
Партии и правительства, так сказать, (это шутка) решили обозначить восемь контор, которые государство будет финансировать для производства кино. Условно говоря, они в год должны изготовить 50 фильмов, а режиссёров, способных снимать художественные фильмы, у нас на тот момент было 14 человек, из них - 2 документалиста. Могут ли они 50 фильмов в год заснять? Нет, не могут.
Подготовка не велась, как и остальное - все это уничтожено. Люди там работают крайне странные. Обратите внимание, началась специальная военная операция (СВО) - у нас кто-то снимает какие-то фильмы про Украину?! Нет. Даже заявок таких нет.
Больше вам скажу: основная часть этих персонажей давно убежали на Запад и сидят там. О каком патриотичном, приличном хотя бы кино может идти речь? Годы нужны, десятилетия.
- К слову о спецоперации в российском кино. Насколько удачно отражают события на Украине, например, картины "Солнцепек", "Донбасс. Окраина", "Лучшие в аду"?
- Очень слабые. Я понимаю людей, которые это снимают и что они хотят сказать. Но, с точки зрения художественной, картины очень слабые. "Лучшие в аду" - это вообще за гранью добра и зла. Вы что тут компьютерные игры экранизируете или что?!
Там ни смысла, ничего нет абсолютно. Я повторюсь - это как экранизация компьютерной игры. Кто с кем воюет, за что воюет, к чему все это показывают? Я правильно понимаю, чтобы забраться на девятиэтажный дом и посмотреть на три пушки, необходимо положить 30 человек мёртвыми?
Отлично. Идея просто потрясает. Вот такие мы тут самураи.
Какие вы самураи?! Я могу понять - адреналиновые наркоманы. Это да.Ну, так это обществу не надо. Среди нас адреналиновых наркоманов исчезающе мало. А как вы воспитываете детей? Ваши дети-то хотят идти за страну родную воевать? Нет.
А посмотрев кино "Лучшие в аду", захотят? Если они психически нормальные, естественно нет.
- В последние годы в России выходит много отечественных лент, в том числе на тему Великой Отечественной войны. Если сравнивать военные фильмы 20 века с современным кинематографом, где лучше отображен дух патриотизма? С чем это связано?
- В Советском Союзе была коммунистическая идеология, за которую, собственно, люди и шли воевать. Для кого-то это покажется странным, но в общем- то советские люди воевали за коммунистический Советский Союз, во главе которого стоял Иосиф Виссарионович Сталин. Он был Верховным главнокомандующим. Вот за это они воевали.
Что сейчас показывают в кино? Во-первых, конечно, репрессии. Знаете, как в христианстве: за две тысячи лет не было ничего, кроме инквизиций. Так и в советской власти: [в кино] не было ничего, кроме репрессий.
То есть, выходящее кино, в первую очередь, глубоко антисоветское. Попробуйте мне тогда объяснить, кто были мои предки - вот эти вот кровавые сталинские псы или всё-таки герои, которые отдали жизнь за родную страну?
Получается, не бьётся. В кино у вас "помои" сплошные, а люди выходят на Бессмертный полк с портретами своих предков. Так кто предки-то эти: кровавые сталинские упыри или все-таки люди, которые защищали родину?
Тут определиться невозможно. Но наши кинодеятели давно определились. У них главная задача поливать историю родной страны и наших предков дерьмом, бегать по фестивалям зарубежным со своими "иванами денисовичами". Там за это похвалят, там за это премии дадут.
Соответственно [по мнению таких кинодеятелей], именно в эту сторону и надо работать. Работают они за деньги. Участие и победа в фестивалях - это деньги. Поэтому вот под это только и заточены [современные военные фильмы]. Так что да, разница чудовищная.
- Дмитрий Юрьевич, а нельзя ли через киберспорт как-то прививать патриотизм молодому поколению. Например, создать компьютерные видеоигры, где экстерьеры будут показывать узнаваемые объекты Донбасса или времен Великой Отечественной войны, а миссию будут выполнять всем известные персонажи.
- Можно, конечно. Но это долго - за 5 минут не делается. Если 30 лет в голову детям испражнялись, непрерывно преподавая Солженицына в школе, то это дерьмо вымыть надо сначала. А потом заложить туда, что-то другое.
Это государственные программы. Это сиюсекундно не делается. Но делать надо - тут я с вами согласен.
- Если бы у вас была возможность показать историю Украины, например, последнего года, с учётом вашего подхода, как бы это выглядело?
- Как документальное кино. Кино о том, как к власти на Украине пришли нацисты, как страны Запада установили нацистский режим там и готовились к войне с Россией. Примерно так - как и есть. Я не считаю, что надо что-то выдумывать и приукрашивать.
- В прессе пишут, что вы попробовали разные профессии: таксиста, шлифовщика, токаря, кузнеца, слесаря, сантехника, электрика, кинолога, библиотекаря, помощника бурильщика, инженера-гидрогеолога. Были милиционером, писали заметки о компьютерах, переводили фильмы. Все это правда? Если да, то какая профессия была самой любимой?
- Я это делал не потому, что мне хотелось что-то попробовать или было интересно на что-то посмотреть. У меня болел ребёнок, я был вынужден менять места жительства и, соответственно, менять профессии.
Это крайне отрицательно сказывается на трудовой биографии. Когда кадровик в компании смотрит в вашу трудовую книжку - да ты летун, ты нигде работать не можешь больше года. Это плохо.
- Но это же всё равно жизненный опыт...
- Конечно да. Я первый раз в отпуск ходил в 27 лет, а второй - в 33 года. Это тоже, знаете, тяжело несколько. Ну, а веселее всего было, наверное, в милиции, в уголовном розыске - на свежем воздухе с интересными людьми. Вот как-то так.
- Дмитрий Юрьевич, вы, наверное, просмотрели сотни, если не тысячи фильмов. Какой у вас самый любимый новогодний фильм, который традиционно пересматриваете?
- Это всё, на мой взгляд, зависит от возраста. В 20 лет нравится одно; в 30 - другое; в 40 - третье; в 60 лет не нравится уже вообще ничего.
- Какие новогодние фильмы нравятся вам сейчас?
- Ничего не нравится - хорошего не снимают . Но традиционно мы смотрим на Новый год художественный фильм "Крепкий орешек" с Брюсом Уиллисом. У нас с друзьями есть присказка: пока Ганс Грубер не упадёт с "Накатоми Плаза", Новый год не начнётся.
Анна Черкасова