«Мобилизация завершена и по этому поводу нет новой информации, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Никакой информации на этот счет нет, вы знаете все соответствующие слова президента о том, что она завершена», - сказал Песков.
Основатель адвокатского агентства «Законовед» Григорий Сарбаев:
Уровень доверия к власти снижается, а уровень тревоги в обществе растет. Если мобилизация окончена, то к чему тогда активизируется эта полемика? Тем более, что за все эти месяцы не прибавилось ясности с тем, кто все-таки подпадает под бронь, а кому надо бежать закупаться амуницией, поскольку опять-таки единого официального документа об этом нет. Всё это говорит нашему человеку о том, что после новогодних праздников в качестве нового счастья можно узнать, что «Родина нуждается в тебе, сынок».
Политолог Алина Жестовская:
Мобилизация, как и вообще любое слабо прогнозируемое событие, имеющее силу повлиять на привычный уклад жизни людей, нарушить личные сценарии - сильнейший фактор стресса. То, что граждане пережили в сентябре-октябре, прямо или косвенно столкнувшись с частичной мобилизацией, вполне можно назвать психологической травмой. Тем более, пока не завершена СВО, определенные риски повторения осенних событий общество для себя рассматривает.
Доктор политических наук Дмитрий Нечаев:
Тема возможной мобилизации не может уйти из публичного дискурса. И на то есть несколько причин. Во-первых, существует киевский режим, поддерживаемый коллективным Западом, представляющий серьезные угрозы и вызовы. Для того, чтобы дать адекватный ответ на имеющийся вызов России надо иметь сопоставимые по численности, подготовленные войска. А это, в свою очередь, актуализирует возможную мобилизацию.
Во-вторых, нельзя исключать попытку кавалерийской атаки Польши на союзное государство России и Белоруссии.
В-третьих, сейчас не афишируемо меняется военная доктрина России, которой нужна более крупная по численности армия. И в переходный период лучше бы укрепить ее мобилизованными.
Глава Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин:
Тема не уходит, потому что мобилизация не отменена. Она приостановлена из- за дефицита площадей для размещения мобилизованных, занятых призванными новобранцами-срочниками. Количество мобилизованных определяют потребности фронта. Чем больше потери, тем больше забриваемых.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграм-канала «Мир как конфликт» Олег Иванов:
Не сказал бы, что тема мобилизации актуальна сегодня в информационном пространстве, но, действительно, полностью она не ушла из общественной повестки. Определенная социальная тревожность понятна: люди осознают, что в случае серьезных неудач российской армии на фронте может потребоваться новая волна мобилизации.
Что касается более конкретных оснований для такого рода опасений, то, например, существует вероятность открытия белорусского фронта на Украине. В этом случае без мобилизации точно не обойтись. Кроме того, недавно президент подписал указ, согласно которому иностранные граждане могут служить в российской армии. Очевидно, одна из основных задач этой новеллы - замещение части российских граждан иностранцами в случае новой волны мобилизации, что позволит снизить социальную напряженность в российском обществе.
Социолог Мария Филь:
У того, что тема возможного продолжения мобилизации не уходит с повестки дня, причин несколько. Во-первых, общий кризис доверия в обществе ко всем институтам, что бы ни показывали соцопросы. Во-вторых, история с мобилизацией так и остается юридически незаконченной. В-третьих, постоянно появляющиеся в информационном пространстве сообщения о том, что кого-то продолжают мобилизовать, хотя процесс и не носит массовый характер. Последняя и самая очевидная причина в том, что боевые действия продолжаются, поставленные цели не достигнуты, и эскалация конфликта возможна в любой момент.
@Незыгарь