Славянские территории, входившие в состав Австро-Венгрии, - Угорская Русь, Галиция, Буковина. Этнографическая карта, составленная Д. Н. Вергуном.
В 2016 году в Брянске Издательским домом «Историческое сознание» было издано очень интересное исследование: «Забытая трагедия русинов: национальная политика Габсбургов в годы Первой мировой войны». Авторы: Д.А. Ахременко, К.В. Шевченко, Е.Л. Кривочуприн.
«Русский Союз» публикует небольшую выдержку из этой книги. Сссылки на источники опущены.
В начале XX века украинские националисты задались целью создания обновлённой национальной идеи, потому что в случае возвращения к своим истокам они будут вынуждены признать украинцев частью русского народа, а братские связи с Российской империей им претили. На этом основании пропагандисты Галиции начали приписывать новому украинскому народу, искусственно появившемуся в их произведениях, мессианскую роль среди славянских народов. В их печатных изданиях, в основном в венском журнале Ukrainische Rundschau, всё чаще появлялись суждения о «фальшивости польской знати» и «верности и преданности русинов своей нации, которая выдержала нашествие татарских и турецких орд». Дальше националисты продолжали свой тезис словами о том, что поляки вливались в западноевропейскую культуру, а украинцы сами колонизировали территорию, на которой в настоящее время проживают русские.
Постепенно и в Малороссии активизируются политические силы, заявляющие о создании национального украинского государства. Изначально для этого региона такие течения были нехарактерны, а требования малороссов были скорее культурными, чем государственно-политическими. Главным требованием малороссов было оформление литературного украинского языка (до этого он существовал как разговорный). Украинцы обосновывали свое требование наличием произведений Тараса Шевченко и Ивана Котляревского. Со временем украинские националисты заявили о том, что украинская литература возникла ещё в IX веке, а одним из крупных её произведений является «Слово о полку Игореве».
В начале 1908 года в Галиции, в то время входившей в состав Австро-Венгерской империи, на выборах в ландтаг, местный законодательный орган, победу одержали русофильские партии, что стало большой неожиданностью для всех. Тем более что несколькими месяцами ранее на выборах в рейхсрат, Имперский совет, убедительную победу одержали представители украинофильского движения. Это натолкнуло на мысль о фальсификации выборов. В результате вспыхнувшего конфликта между властями и украинофильским движением 12 апреля 1908 года украинский студент Мирослав Сичинский застрелил императорского наместника в Галиции Анджея Потоцкого, поляка по национальности. Возникший политический конфликт перерастал в межэтническое противостояние. Способствовало этому и ухудшение российско-австрийских отношений. В результате украинское движение в Галиции постепенно приобретает антирусский характер. Лидеры украинского движения считали, что победа Тройственного союза в войне позволит им создать независимое украинское государство или, по крайней мере, добиться получения широкой автономии в рамках империи Габсбургов. Данный принцип отразился в заявлении украинских националистов, принятом в декабре 1912 года, в котором, в частности говорилось: «Во имя будущего украинского народа по обе стороны границы в случае войны между Австрией и Россией вся украинская община единодушно и решительно встанет на сторону Австрии против Российской империи как величайшего врага Украины».
В своих печатных изданиях украинские националисты заявляли, что русские не имеют никакого отношения к восточным славянам, а появились в результате браков украинских колонистов с финно-угорским населением. А в годы Первой мировой войны и после неё, фантазия украинских националистов родила ничем не обоснованную версию о том, что против России в войну воевало больше славян, чем за неё. Главной целью пропаганды против Российской империи являлось представление империи Романовых не как великой континентальной державы, а как рядовую восточную деспотию, автократию «татарских ханов и византийцев».
Украинофилы представляли Россию как слабое, никчёмное государство, которое от зависти и злобы стремится уничтожить все зачатки культуры не только на своей территории, но и за её пределами. А искусственно созданное государство Украина, напротив, по словам националистов, являлось сильным, могучим, с собственной политической культурой и длительным опытом государственности, которая началась ещё в период Киевской Руси. После освобождения от монголо-татарского ига Москва, по мнению украинских националистов, захватила украинские земли и установила над ними своё владычество. А неприглядный образ русских и России, по мнению украинофилов, обусловлен монголо-татарским влиянием, в то время как украинцы сохранили домонгольские этнические характеристики и культурные обычаи. Объясняется это тем, что государственные образования украинцев - «Киевская империя» и «Государство казаков» - в отличие от Московской Руси, избежали татаризации. В это время, благодаря тому, что украинские государственные образования освободились от влияния русских, они, по мнению украинофилов, смогли получить огромный политический опыт монархической и республиканской государственности. Украинские националисты выступали резко против обобществления русской и украинской истории, отмечая при этом, что присоединение украинских земель по Переяславльской раде 1654 года к России было вынужденным, так как украинцы обессилели в борьбе против поляков и татар.
В своих опусах украинофилы указывали а неразвитость экономики Московского государства, которое находилось далеко от основных торговых путей, в то время как Киев «вовсю торговал с Европой». В качестве доказательства самостоятельности украинского языка националисты приводили сомнительный довод, что русские и поляки не понимают украинцев. По их мнению, это связано с тем, что лишь украинцы смогли сохранить подлинный язык Руси, а москали исказили его. Дальше фантазия типичного украинского националиста рисовала образ украинца: воин-крестьянин, в случае необходимости меняющий плуг на оружие, у которого бьётся через край жизненная сила и неутолимая воля к жизни.
Однако украинские националисты не только отождествляли понятия «Украина» и «Русь», но и чрезвычайно расширили границы государства Украина. Причём в этом вопросе они оказались не одиноки. О великом государстве Украина украинофилам помогал мечтать немецкий философ конца XIX столетия Эдуард Гартман. Немец определял украинскую границу по линии Витебск-Курск-Саратов-Астрахань. Украинский географ Степан Рудницкий перед мировой войной (которую украинские националисты называли войной великой европейской культуры против, монголо-азиатского варварства) опубликовал работу под названием «Короткая география Украины». Данный опус стал фактически расширенной декларацией существования украинского народа в том виде, в каком её представляли себе шовинисты. В частности, украинский географ заявлял, что украинские земли, которые издревле принадлежали этому великому народу, ограничивались тремя горными цепями - Карпатами, Яйлой и Кавказом. Стараниями Рудницкого украинцы стали колонизаторами Сибири и Туркестана. Более динамичное развитие Украины, чем России Рудницкий связывает с лучшими климатическими условиями на её территории. Окончательно отмежевываясь от русских и поляков, украинский географ выдвигает антинаучную теорию, согласно которой русские имеют финско-монгольские корни. В качестве доказательства Рудницкий приводит тот факт, что у украинцев ноги более длинные, чем у русских.
По поводу размышлений Рудницкого известный исследователь украинского сепаратизма, врач, публицист и государственный деятель Российской империи Сергей Никифорович Щёголев отмечал, что «Украина, к удивлению ногайцев, прорубила окно к Каспию».
Однако русофилы и представители Российской империи должных контраргументов пропагандистским доводам украинских националистов не высказали. Связано это было, по мнению начальника Разведывательного бюро Генерального штаба империи Габсбургов Макса Ронге, с тем, что Российская империя вела контрпропаганду не через печатные издания, а через церковные и просветительские организации в Галиции. Эти меры русского правительства были, несомненно, более эффективными, нежели пропаганда в печати, так как большинство украинского населения было безграмотным. Лишь после окончания Первой мировой войны один из активистов движения русофилов Дмитрий Марков в своём труде «Меморандум о настроениях малороссов Австро-Венгерской империи» отмечал, что «крестьяне Галиции всегда называли себя русскими», а Украина - это «географическая область, наделенная политическими реалиями Бисмарком и Гартманом».
А вот украинофилы подвергали население Галиции массированному идеологическому натиску в печати. Печатная деятельность галицких шовинистов финансировались со стороны мировых держав того времени, а именно Германской и Австро-Венгерской империи, которые одинаковы были заинтересованы в росте национальных устремлений населения Галиции и ослаблении Российской империи. О том, насколько серьёзными были намерения Германской империи, свидетельствует тот факт, что кайзеровское правительство при Министерстве иностранных дел создало специальный информационно-аналитический отдел по проблемам Украины. Империя Габсбургов отнеслась к этому вопросу не менее серьезно, занявшись выявлением на территории Галиции пророссийски настроенных представителей населения.
Значительные денежные субсидии от своих покровителей получала украинская пресса. «Украинское обозрение», журнал украинских националистов в Вене, в 1907 году был профинансирован на сумму в 5 400 немецких марок, а в 1909 году - 12 000 немецких марок. Примерно в это же время газета «Буковина», выходившая в Черновцах, полу чила от австрийского правительства 24 000 крон (Рупосова 2012:96). Печатные издания украинских националистов выходили не только в Германии, Австрии, но и на территории союзников Российской империи - во Франции. В частности, в Лозанне на французском языке выходила еженедельная газета «Украина», редактором которой был беспринципный украинский общественный деятель дворянского происхождения, бывший и коммунистом, и агентом разведок Германии и Великобритании, Владимир Яковлевич Степанковский. Деятельность этого печатного органа украинских шовинистов лично финансировал лидер Украинского клуба в австрийском парламенте Евген Левицкий. Парламентёр выдал Степанковскому 1 000 австрийских крон и пообещал в дальнейшем выплачивать ему по 600 крон ежемесячно.
В Первой мировой войне националистическое направление приняла деятельность «Союза освобождения Украины». На опеку этой организации немецкие и австрийские покровители националистов в 1915-1917 годах потратили около 1 миллиона немецких марок.
Австро-Венгрия, помимо печатных изданий, финансировала и практические проекты украинских националистов; в частности, идея о создании Украинского королевства с формой правления конституционная монархия с элементами демократии субсидировалась Веной.
Однако на практике Вена не в полной мере поддерживала украинское движение, становясь то на сторону поляков, то на сторону русинов. Это привело к неоднозначной ситуации: с одной стороны, Австрия продолжала поддерживать и польских легионеров Юзефа Пилсудского и Юзефа Галлера и украинских сечевых стрельцов, в это же время в лагерях Фрайштадт и Дуна-Сердагель набиралась дивизия из русских военнопленных украинской национальности (так называемые «серожупанники»). С другой стороны, после объявления Польши самостоятельным государством Галиция осталась австрийской провинцией, что вызвало волну негодования как поляков, так и австрийских украинцев, что ещё больше настроило их и друг против друга, и против общего противника - России.
Фантазиям украинских националистов не суждено было воплотиться в жизнь, и осознание этого стало понемногу приходить к ним. Ослабевают позиции украинофилов среди населения Галиции, Закарпатья и Буковины. Так, после занятия австрийскими войсками русской Волыни основная масса украинского населения отказалась признавать власть Австрии, а желающих присоединиться к центральным державам были единицы.
Накануне Первой мировой войны активизировались и представители прорусского движения. На усиление их позиций австро-венгерское правительство ответило репрессиями. Так, в начале 1914 года суду были преданы несколько активистов русофильской партии.
Эта борьба между прорусскими и прогабсбургскими движениями, осложнённая вмешательством извне, со стороны Австро-Венгерской и Российской империй, привела к расколу русинов Галиции, Закарпатья и Буковины: одни стали идентифицировать себя с русскими, другие - с украинцами, а третьи вообще не определились с этнической самоидентификацией. В этих условиях формируется украинская нация как отдельная общность. Это формирование происходит, в основном, на территории современной Западной Украины.
Западная Украина - по-прежнему достаточно условный термин. Он означает исторические области Волыни (в настоящее время Волынская область), Восточной Галиции (Галицкая или Червонная Русь) (в настоящее время Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская область), Буковины и Закарпатья (Подкарпатская или Угорская Русь) (в настоящее время Северная Буковина - это Черновицкая область Украины, за исключением Хотинского, Кельменецкого, Сокирянского, Новоселицкого и Герцаевского районов; Южная Буковина - жудец Сучава Румынии). Эти регионы отличаются друг от друга как в этнокультурном и конфессиональном отношениях, так и с точки зрения специфики их исторического развития и государственно-правовой принадлежности.
При этом само понятие «Украина» первоначально имело лишь сугубо географическое смысловое наполнение, означая окраины различных русских княжеств в эпоху средневековья. В начале XX века территории современного государства Украина, входившие в состав Российской империи, именовались Малороссией.
Даже родоначальник украинской националистической историографии М. Грушевский, оперировавший такими понятиями, как «древнеукраинские племена» или «Русь-Украина», всё же считал слово «Украина» производным от «окраины» (древнерус. оукраина)».
Ещё в первой четверти XX века украинская самоидентификация далеко не полностью утвердилась в Галиции. По мнению исследователей, в это время «половина галиций ского крестьянства не имела отчетливо выраженного национального самосознания в современном понимании и служила объектом борьбы «за души».
Даже в городе Станиславове (современный Ивано-Франковск), который являлся одним из центров украинского движения в Восточной Галиции (эти земли занимали территорию средневекового Галицко-Волынского княжества), термин «украинец» стал вытеснять «русинское» самоназвание только после 1917 г.». В то же время среди галицко-русской интеллигенции были широко распространены идеи, трактовавшие галицких русинов как часть единого русского народа от Карпат до Камчатки.
В начале XX века в тогда ещё австрийском Лемберге (совр. Львов) и даже в 1920-1930-е годы в уже польском Львове выходили газеты на русском языке, отстаивавшие идею общерусского единства великороссов и малороссов и полемизировавшие с украинскими националистами. «Русско-народная партия в Галичине исповедует… национальное и культурное единство всего русского народа, а поэтому признаёт своими плоды тысячелетней культурной работы всего русского народа, принимая во внимание принадлежность русского населения Галичины к малорусскому племени русского народа», - декларировал съезд русско-народной партии Галиции, состоявшийся 27 января (7 февраля) 1900 года в Львове. Общественные деятели Галиции в конце XIX - начале XX вв. отмечали, что «русское простонародье Галичины и Буковины представляет собою массу стихийных «москвофилов» (Мончаловскiй 1898:187), превосходя «и малорусское, и великорусское простонародье в России в развитии национального сознания, в патриотизме и в глубокой привязанности к русскому обряду и русской церкви» (Мончаловскiй 1898:187).Это были вынуждены признать и местные активисты украинского движения, выражавшие сожаление по поводу того, что галицкие мужики «от природы москвофилы» (Мончаловскiй 1898:185). Окончательную точку в существовании русского (русинского) движения в Галиции поставила советская власть. После присоединения Западной Украины к СССР в сентябре 1939 года здесь была запрещена деятельность ещё остававшихся организаций русских галичан и русской прессы, а местное население было объявлено исключительно «украинцами», что в огромной степени способствовало окончательному искоренению русской и утверждению украинской идентичности в Галиции. Галицкая Русь в течение столетий оставалась краеугольным камнем общерусской идеологии, породив огромное число мыслителей, обосновывавших идею общерусского единства, и мучеников, положивших свои жизни в борьбе за эти идеалы.В 2016 году в Брянске Издательским домом «Историческое сознание» было издано очень интересное исследование: «Забытая трагедия русинов: национальная политика Габсбургов в годы Первой мировой войны». Авторы: Д.А. Ахременко, К.В. Шевченко, Е.Л. Кривочуприн.
«Русский Союз» публикует небольшую выдержку из этой книги. Сссылки на источники опущены.
В начале XX века украинские националисты задались целью создания обновлённой национальной идеи, потому что в случае возвращения к своим истокам они будут вынуждены признать украинцев частью русского народа, а братские связи с Российской империей им претили. На этом основании пропагандисты Галиции начали приписывать новому украинскому народу, искусственно появившемуся в их произведениях, мессианскую роль среди славянских народов. В их печатных изданиях, в основном в венском журнале Ukrainische Rundschau, всё чаще появлялись суждения о «фальшивости польской знати» и «верности и преданности русинов своей нации, которая выдержала нашествие татарских и турецких орд». Дальше националисты продолжали свой тезис словами о том, что поляки вливались в западноевропейскую культуру, а украинцы сами колонизировали территорию, на которой в настоящее время проживают русские. Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод о том, что приверженцы украинской национальной идеи, пользуясь покровительством Австрии, выступали за свой суверенитет, противопоставляя украинский народ и полякам, и русским.
Постепенно и в Малороссии активизируются политические силы, заявляющие о создании национального украинского государства. Изначально для этого региона такие течения были нехарактерны, а требования малороссов были скорее культурными, чем государственно-политическими. Главным требованием малороссов было оформление литературного украинского языка (до этого он существовал как разговорный). Украинцы обосновывали свое требование наличием произведений Тараса Шевченко и Ивана Котляревского. Со временем украинские националисты заявили о том, что украинская литература возникла ещё в IX веке, а одним из крупных её произведений является «Слово о полку Игореве».
В начале 1908 года в Галиции, в то время входившей в состав Австро-Венгерской империи, на выборах в ландтаг, местный законодательный орган, победу одержали русофильские партии, что стало большой неожиданностью для всех. Тем более что несколькими месяцами ранее на выборах в рейхсрат, Имперский совет, убедительную победу одержали представители украинофильского движения. Это натолкнуло на мысль о фальсификации выборов. В результате вспыхнувшего конфликта между властями и украинофильским движением 12 апреля 1908 года украинский студент Мирослав Сичинский застрелил императорского наместника в Галиции Анджея Потоцкого, поляка по нацио нальности. Возникший политический конфликт перерастал в межэтническое противостояние. Способствовало этому и ухудшение российско-австрийских отношений. В результате украинское движение в Галиции постепенно приобретает антирусский характер. Лидеры украинского движения считали, что победа Тройственного союза в войне позволит им создать независимое украинское государство или, по крайней мере, добиться получения широкой автономии в рамках империи Габсбургов. Данный принцип отразился в заявлении украинских националистов, принятом в декабре 1912 года, в котором, в частности говорилось: «Во имя будущего украинского народа по обе стороны границы в случае войны между Австрией и Россией вся украинская община единодушно и решительно встанет на сторону Австрии против Российской империи как величайшего врага Украины».
В своих печатных изданиях украинские националисты заявляли, что русские не имеют никакого отношения к восточным славянам, а появились в результате браков украинских колонистов с финно-угорским населением. А в годы Первой мировой войны и после неё, фантазия украинских националистов родила ничем не обоснованную версию о том, что против России в войну воевало больше славян, чем за неё. Главной целью пропаганды против Российской империи являлось представление империи Романовых не как великой континентальной державы, а как рядовую восточную деспотию, автократию «татарских ханов и византийцев». Украинофилы представляли Россию как слабое, никчёмное государство, которое от зависти и злобы стремится уничтожить все зачатки культуры не только на своей территории, но и за её пределами. А искусственно созданное государство Украина, напротив, по словам националистов, являлось сильным, могучим, с собственной политической культурой и длительным опытом государственности, которая началась ещё в период Киевской Руси. После освобождения от монголо-татарского ига Москва, по мнению украинских националистов, захватила украинские земли и установила над ними своё владычество. А неприглядный образ русских и России, по мнению украинофилов, обусловлен монголо-татарским влиянием, в то время как украинцы сохранили домонгольские этнические характеристики и культурные обычаи. Объясняется это тем, что государственные образования украинцев - «Киевская империя» и «Государство казаков» - в отличие от Московской Руси, избежали татаризации. В это время, благодаря тому, что украинские государственные образования освободились от влияния русских, они, по мнению украинофилов, смогли получить огромный политический опыт монархической и республиканской государственности. Украинские националисты выступали резко против обобществления русской и украинской истории, отмечая при этом, что присоединение украинских земель по Переяславльской раде 1654 года к России было вынужденным, так как украинцы обессилели в борьбе против поляков и татар.
Фантазия националистов в придумывании истории «великого украинского народа» дошла до откровенных передёргиваний истории. Так, матримониальные и дипломатические связи киевских князей с западноевропейскими монархами трактовались как принадлежность Украины и украинцев к западноевропейской культурно-политической Ойкумене.
В своих исторических фантазиях украинофилы, пытаясь противопоставить украинцев и русских, использовали различные околонаучные факты, подвергая их тщательной идеологической обработке. В частности, они указывали на то, что украинцы обладают «этнологическим чувством независимости», в отличие от «покорившихся татарам москалей». В своих опусах украинофилы указывали также на неразвитость экономики Московского государства, которое находилось далеко от основных торговых путей, в то время как Киев «вовсю торговал с Европой». В качестве доказательства самостоятельности украинского языка националисты приводили сомнительный довод, что русские и поляки не понимают украинцев. По их мнению, это связано с тем, что лишь украинцы смогли сохранить подлинный язык Руси, а москали исказили его. Дальше фантазия типичного украинского националиста рисовала образ украинца: воин-крестьянин, в случае необходимости меняющий плуг на оружие, у которого бьётся через край жизненная сила и неутолимая воля к жизни.
Однако украинские националисты не только отождествляли понятия «Украина» и «Русь», но и чрезвычайно расширили границы государства Украина. Причём в этом вопросе они оказались не одиноки. О великом государстве Украина украинофилам помогал мечтать немецкий философ конца XIX столетия Эдуард Гартман. Немец определял украинскую границу по линии Витебск-Курск-Саратов-Астрахань. Украинский географ Степан Рудницкий перед мировой войной (которую украинские националисты называли войной великой европейской культуры против, монголо-азиатского варварства) опубликовал работу под названием «Короткая география Украины». Данный опус стал фактически расширенной декларацией существования украинского народа в том виде, в каком её представляли себе шовинисты. В частности, украинский географ заявлял, что украинские земли, которые издревле принадлежали этому великому народу, ограничивались тремя горными цепями - Карпатами, Яйлой и Кавказом. Стараниями Рудницкого украинцы стали колонизаторами Сибири и Туркестана. Более динамичное развитие Украины, чем России Рудницкий связывает с лучшими климатическими условиями на её территории. Окончательно отмежевываясь от русских и поляков, украинский географ выдвигает антинаучную теорию, согласно которой русские имеют финско-монгольские корни. В качестве доказательства Рудницкий приводит тот факт, что у украинцев ноги более длинные, чем у русских.
По поводу размышлений Рудницкого известный исследователь украинского сепаратизма, врач, публицист и государственный деятель Российской империи Сергей Никифорович Щёголев отмечал, что «Украина, к удивлению ногайцев, прорубила окно к Каспию».
Однако русофилы и представители Российской империи должных контраргументов пропагандистским доводам украинских националистов не высказали. Связано это было, по мнению начальника Разведывательного бюро Генерального штаба империи Габсбургов Макса Ронге, с тем, что Российская империя вела контрпропаганду не через печатные издания, а через церковные и просветительские организации в Галиции. Эти меры русского правительства были, несомненно, более эффективными, нежели пропаганда в печати, так как большинство украинского населения было безграмотным. Лишь после окончания Первой мировой войны один из активистов движения русофилов Дмитрий Марков в своём труде «Меморандум о настроениях малороссов Австро-Венгерской империи» отмечал, что «крестьяне Галиции всегда называли себя русскими», а Украина - это «географическая область, наделенная политическими реалиями Бисмарком и Гартманом».
А вот украинофилы подвергали население Галиции массированному идеологическому натиску в печати. Печатная деятельность галицких шовинистов финансировались со стороны мировых держав того времени, а именно Германской и Австро-Венгерской империи, которые одинаковы были заинтересованы в росте национальных устремлений населения Галиции и ослаблении Российской империи. О том, насколько серьёзными были намерения Германской империи, свидетельствует тот факт, что кайзеровское правительство при Министерстве иностранных дел создало специальный информационно-аналитический отдел по проблемам Украины. Империя Габсбургов отнеслась к этому вопросу не менее серьезно, занявшись выявлением на территории Галиции пророссийски настроенных представителей населения.
Значительные денежные субсидии от своих покровителей получала украинская пресса. «Украинское обозрение», журнал украинских националистов в Вене, в 1907 году был профинансирован на сумму в 5 400 немецких марок, а в 1909 году - 12 000 немецких марок. Примерно в это же время газета «Буковина», выходившая в Черновцах, полу чила от австрийского правительства 24 000 крон (Рупосова 2012:96). Печатные издания украинских националистов выходили не только в Германии, Австрии, но и на территории союзников Российской империи - во Франции. В частности, в Лозанне на французском языке выходила еженедельная газета «Украина», редактором которой был беспринципный украинский общественный деятель дворянского происхождения, бывший и коммунистом, и агентом разведок Германии и Великобритании, Владимир Яковлевич Степанковский. Деятельность этого печатного органа украинских шовинистов лично финансировал лидер Украинского клуба в австрийском парламенте Евген Левицкий. Парламентёр выдал Степанковскому 1 000 австрийских крон и пообещал в дальнейшем выплачивать ему по 600 крон ежемесячно.
В Первой мировой войне националистическое направление приняла деятельность «Союза освобождения Украины». На опеку этой организации немецкие и австрийские покровители националистов в 1915-1917 годах потратили около 1 миллиона немецких марок.
Австро-Венгрия, помимо печатных изданий, финансировала и практические проекты украинских националистов; в частности, идея о создании Украинского королевства с формой правления конституционная монархия с элементами демократии субсидировалась Веной.
Однако на практике Вена не в полной мере поддерживала украинское движение, становясь то на сторону поляков, то на сторону русинов. Это привело к неоднозначной ситуации: с одной стороны, Австрия продолжала поддерживать и польских легионеров Юзефа Пилсудского и Юзефа Галлера и украинских сечевых стрельцов, в это же время в лагерях Фрайштадт и Дуна-Сердагель набиралась дивизия из русских военнопленных украинской национальности (так называемые «серожупанники»). С другой стороны, после объявления Польши самостоятельным государством Галиция осталась австрийской провинцией, что вызвало волну негодования как поляков, так и австрийских украинцев, что ещё больше настроило их и друг против друга, и против общего противника - России.
Фантазиям украинских националистов не суждено было воплотиться в жизнь, и осознание этого стало понемногу приходить к ним. Ослабевают позиции украинофилов среди населения Галиции, Закарпатья и Буковины. Так, после занятия австрийскими войсками русской Волыни основная масса украинского населения отказалась признавать власть Австрии, а желающих присоединиться к центральным державам были единицы.
Накануне Первой мировой войны активизировались и представители прорусского движения. На усиление их позиций австро-венгерское правительство ответило репрессиями. Так, в начале 1914 года суду были преданы несколько активистов русофильской партии.
Эта борьба между прорусскими и прогабсбургскими движениями, осложнённая вмешательством извне, со стороны Австро-Венгерской и Российской империй, привела к расколу русинов Галиции, Закарпатья и Буковины: одни стали идентифицировать себя с русскими, другие - с украинцами, а третьи вообще не определились с этнической самоидентификацией. В этих условиях формируется украинская нация как отдельная общность. Это формирование происходит, в основном, на территории современной Западной Украины.
Западная Украина - по-прежнему достаточно условный термин. Он означает исторические области Волыни (в настоящее время Волынская область), Восточной Галиции (Галицкая или Червонная Русь) (в настоящее время Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская область), Буковины и Закарпатья (Подкарпатская или Угорская Русь) (в настоящее время Северная Буковина - это Черновицкая область Украины, за исключением Хотинского, Кельменецкого, Сокирянского, Новоселицкого и Герцаевского районов; Южная Буковина - жудец Сучава Румынии). Эти регионы отличаются друг от друга как в этнокультурном и конфессиональном отношениях, так и с точки зрения специфики их исторического развития и государственно-правовой принадлежности.
При этом само понятие «Украина» первоначально имело лишь сугубо географическое смысловое наполнение, означая окраины различных русских княжеств в эпоху средневековья. В начале XX века территории современного государства Украина, входившие в состав Российской империи, именовались Малороссией.
Даже родоначальник украинской националистической историографии М. Грушевский, оперировавший такими понятиями, как «древнеукраинские племена» или «Русь-Украина», всё же считал слово «Украина» производным от «окраины» (древнерус. оукраина)».
Ещё в первой четверти XX века украинская самоидентификация далеко не полностью утвердилась в Галиции. По мнению исследователей, в это время «половина галиций ского крестьянства не имела отчетливо выраженного национального самосознания в современном понимании и служила объектом борьбы «за души».
Даже в городе Станиславове (современный Ивано-Франковск), который являлся одним из центров украинского движения в Восточной Галиции (эти земли занимали территорию средневекового Галицко-Волынского княжества), термин «украинец» стал вытеснять «русинское» самоназвание только после 1917 г.». В то же время среди галицко-русской интеллигенции были широко распространены идеи, трактовавшие галицких русинов как часть единого русского народа от Карпат до Камчатки.
В начале XX века в тогда ещё австрийском Лемберге (совр. Львов) и даже в 1920-1930-е годы в уже польском Львове выходили газеты на русском языке, отстаивавшие идею общерусского единства великороссов и малороссов и полемизировавшие с украинскими националистами. «Русско-народная партия в Галичине исповедует… национальное и культурное единство всего русского народа, а поэтому признаёт своими плоды тысячелетней культурной работы всего русского народа, принимая во внимание принадлежность русского населения Галичины к малорусскому племени русского народа», - декларировал съезд русско-народной партии Галиции, состоявшийся 27 января (7 февраля) 1900 года в Львове. Общественные деятели Галиции в конце XIX - начале XX вв. отмечали, что «русское простонародье Галичины и Буковины представляет собою массу стихийных «москвофилов» (Мончаловскiй 1898:187), превосходя «и малорусское, и великорусское простонародье в России в развитии национального сознания, в патриотизме и в глубокой привязанности к русскому обряду и русской церкви» (Мончаловскiй 1898:187).
Это были вынуждены признать и местные активисты украинского движения, выражавшие сожаление по поводу того, что галицкие мужики «от природы москвофилы» (Мончаловскiй 1898:185). Окончательную точку в существовании русского (русинского) движения в Галиции поставила советская власть. После присоединения Западной Украины к СССР в сентябре 1939 года здесь была запрещена деятельность ещё остававшихся организаций русских галичан и русской прессы, а местное население было объявлено исключительно «украинцами», что в огромной степени способствовало окончательному искоренению русской и утверждению украинской идентичности в Галиции. Галицкая Русь в течение столетий оставалась краеугольным камнем общерусской идеологии, породив огромное число мыслителей, обосновывавших идею общерусского единства, и мучеников, положивших свои жизни в борьбе за эти идеалы.
(
С)