Устав о постах и поклонах

Nov 20, 2022 20:51





О ПОСТАХ И О РАЗРЕШЕНИИ ВСЕГО ГОДА

О Великом посте

Большой устав. В первые два дня поста, в чистый понедельник и вторник, не разрешается никакая пища и питье. В среду, после вечерни, сухоядение и сурово зелие, - капуста, редька, огурцы. Пить укроп с медом. В четверг - без пищи и питья. В пятницу - хлеб, сурово зелие и варево без масла. - Слабым разрешается во вторник и четверг вкушать хлеб с водою. Также во все дни престарелым, немощным и малым.



В остальные недели великого поста в понедельник, среду и пятницу не разрешено варево, а только сухоядение с суровым зелием. Во вторник и четверг - варево без масла. В субботу и воскресенье варево с маслом.

По Святогорскому уставу (в Постной триоди и Следованной псалтыри) пища не разрешается только в чистый понедельник. В остальные же дни первой недели разрешен хлеб с водою.

По Номоканону (прав. 220) во весь великий пост разрешено сухоедение и сочиво без масла однажды в день. Вино и варево с маслом - в субботу и воскресенье. Рыба разрешена в два дня, - в Благовещение и Вербное воскресенье.

По Соловецкому уставу на первой неделе в понедельник, среду и пятницу трапезы не бывает. Во вторник и четверг - белый хлеб с вареным медом, морошка, соленая капуста и толокно. В субботу - щи с белой капустой, гороховая лапша и соковая каша, - все с маслом. В воскресенье - щи с пластями*. В другие недели поста в понедельник, среду и пятницу - щи с двумя холодными блюдами. Во вторник и четверг - щи и еще два блюда - холодное и горячее. В субботу и воскресенье - щи с пластями и каша. В среду 4 недели - три горячих без масла. В четверг 5 недели - варево с маслом и вино, по причине Мариинаго стояния. В Лазареву субботу - варево с маслом, икра и вино. В Вербное - разрешение рыбы.

* Пласти приготовлялись из сушеной рыбы, смолотой в порошок и свареной с толчеными сухарями. За недостатком муки пласти часто употреблялись вместо хлеба.

Страстная седмица

По Христианскому житию во всю Страстную седмицу - хлеб с водою в малом количестве. В великую пятницу без пищи. В субботу после литургии - немного хлеба с водою и чашу вина.

По Следованной псалтыри в великий четверг - варево без масла и вино, в пятницу на произволение, - или без пищи, или хлеб с суровым зелием и водою.

По Соловецкому уставу в понедельник и среду - три холодных яствы на произволение. Во вторник - капуста, ягоды и толокно. В четверг - щи, лапша гороховая и каша соковая, все без масла. В пятницу - без пищи. В субботу - укрухи.

Пасха

Во всю пасхальную неделю все уставы повелевают «ясти сыр, яйца, молоко и мясо». Разрешается и вино «с воздержанием».

Пятьдесятница

От Фомина воскресенья до Сошествия Св. Духа поста и поклонов не положено. В среду и пятницу разрешено употреблять рыбу и вино. По Христианскому житию и другим уставам: «Аще кто хощет хранитися (в среду и пяток) от рыб и вина, то на воли коегождо есть». Номоканон, правило 224, разрешает сухоядение только вечером. Соловецкий устав, гл. 29: «В субботу, воскресенье, вторник и четверг стол дважды с рыбой. В понедельник стол однажды с рыбой. В среду однажды сушеная рыба. В среду Преполовения и на отдание Пасхи - однажды с рыбой».

Неделя по Пятидесятнице

Положены поклоны. Во все дни разрешено сыр, яйца, молоко, мясо и вино.

Пост св. Апостол

По Большому уставу, гл. 34: инокам запрещена рыба, кроме субботы и воскресенья. Миряне же во вторник, четверг, субботу и воскресенье едят рыбу дважды днем. По Номоканону, прав. 223: В понедельник, среду и пятницу запрещены рыба, масло и вино; разрешено только сочиво без масла, как и в Великую Четыредесятницу. В субботу же и воскресенье разрешены рыба и масло. По Матфею Правильнику, состав 800 и Никифору патриарху, правило 19: иноки, седящие в обители, в среду и пятницу вкушают один раз и только вечером, работающие же вкушают дважды.

Пост среды и пятка

Никон Черногорский, гл. 57 и Христианское житие: Во весь год, кроме разрешенных дней, мирские люди постятся два дня в неделю, - среду и пятницу. В эти дни, как и в Великий пост, не ядят рыбы и масла и не пьют вина. Похвально не есть мяса и по понедельникам, но это на произволение. Пост же среды и пятка узаконен 69 апостольским правилом: «Аще который епископ или презвитер, или диакон, или иподдиакон, или чтец, или певец в Великий пост не постится и во все лето во всякия среды и пятки, да извержен будет, если не вынуждает его телесная болезнь; только немощному прощено вкушать масло и вино. Аще же мирский человек не постится, да отлучится. (Кормчая, лис. 19). Гангрский же собор, в прав. 18, определил: «Аще кто от воздержащихся, кроме телесныя нужды, разгордится и преданныя посты во общине и хранимые церковью разрешает, будто бы он тверд и совершенен, да будет проклят (Кормч., лис. 59). Св. Аполоний (пустынник египетский, IV века, память 31 марта) объясняет необходимость поститься по средам и пятницам: «в среду Христос предан был, в пяток же распят. Поэтому кто разрешает среду и пяток, тот предает Христа и распинает». Также учит и св. Афанасий Великий (в Номоканоне, прав. 215). Патриарх Никифор установил, что «от священника, непостящагося среду и пяток, не достоит причаститися (в Номок., прав. 214)».

О разрешении среды и пятка

В среду и пятницу рыба разрешается только в праздники Господни и Богородичны, также во всю Пятидесятницу, в день св. апостол Петра и Павла (29 июня) и рождества св. Иоанна Предотечи (24 июня). В дни же праздников других апостолов, мучеников, святителей и И. Предотечи по средам и пятницам разрешается только масло и вино, хотя по особому разсуждению настоятеля может быть разрешена и рыба (Номок. прав. 224 и книга «О вере», лис. 126).

Успенский пост

Рыба разрешается только в Преображение Господне. По Большому уставу, гл. 32: в понедельник, среду и пятницу - сухоядение, во вторник и четверг - варево без масла, а в субботу и воскресенье - варево с маслом и вино. По Христианскому житию и Номоканону, лис. 83, во вторник и четверг разрешается масло и вино. По Соловецкому уставу, гл. 29, кроме Преображения, рыба разрешается и в праздник св. Зосимы и Саватия соловецких, 8 авг.

Филипповский пост

В понедельник, среду и пяток - сухоядение. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешается рыба. После же праздника св. Николы пост усиливается: рыба разрешается только в субботу и воскресенье, во вторник же и четверг - масло и вино (Большой устав, гл. 32; Номок., лис. 83 и Христ. жит.). Соловецкий устав более определенный. До Николина дня: В субботу и воскресенье - рыба дважды. Во вторник и четверг - рыба однажды. В понедельник - щи, яство холодное и яство горячее. В среду и пятницу - щи и два яства холодных. После Николина дня: В субботу и воскресенье пласти. В понед., среду и пяти. - щи и два холодных. Во вторник и четверг - щи и одно холодное и одно горячее. В канун Рождества Христова в субботу и воскресенье с маслом дважды, а в прочие дни, как и в Великий пост.

Рождественское мясоястие

От Рожества до Богоявления поста нет, - во все дни едят сыр, яйца, молоко и мясо. От Богоявления до недели мытаря и фарисея в среду и пятницу разрешается рыба, хотя в Христианском житии в среду и пятницу велено поститься. В неделю мытаря и фарисея поста нет (сплошная). В неделю о блудном сыне в понедельн., среду и пяти. - сухоядение (Уставы Сергиев, Кириллов и Типики). В Сырную неделю нет разрешения на мясо, но во все дни едят сыр, яйца, молоко и рыбу. В Соловецком монастыре в среду и пятн, сырной недели ужина не полагалось.

Глава вторая
О ПОКЛОНАХ И КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЯХ ЦЕРКОВНЫХ
И КЕЛЕЙНЫХ, КОГДА БЫВАЮТ И КОГДА НЕ БЫВАЮТ
В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

В сырное воскресенье на вечерне приходные поклоны поясные. Земные начинаются от «Сподоби Господи». На «Честнейшую» 4 поклона земных. Также «слава» и «ныне» и «Господи помилуй» 3 поклона земных. Исходные поклоны земные. Павечерница малая. Приходные поклоны поясные. Земные начинаются от «Слава в вышних Богу». На «Честнейшую» 4 поклона великих.

В понедельник 1-ой недели пред полунощницею поклоны приходные и начальные земные. На самой же полунощнице все поясные, только на «Честнейшую» 4 поклона земных. В начале утрени поклоны поясные, также и по «шестопсалмии (экса псалмах)». Прочие же поклоны на утрене все земные. На часах приходные, исходные и все прочие земные. В понедельник на вечерне и великой павечернице, также во вторник на полунощнице, утрене и на часах все поклоны земные. Также в среду, четверг и пятницу во всю четыредесятницу, кроме субботы, воскресенья и празднуемых святых, во всей церковной и келейной молитве все поклоны неизменно земные.

По пятницам, на вечерне, поклоны поясные, только вместо 17 поклонов, на конце вечерни, 3 поклона земных. Исходные же поясные. Павечерницы на все субботы - великия, только на субботу 5-ой недели павечерница малая без земных поклонов. В субботу и воскресенье земных поклонов не бывает ни в церкви, ни в келиях. В воскресенье на вечерне земные поклоны начинаются от «Сподоби Господи», как в сырное воскресенье. Павечерница малая и земные поклоны начинаются от «Слава в вышних Богу». После «Иже на всякое время», на «Честнейшую», 17 поклонов земных, также 3 поклона и на конечном трисвятом. В среду 5-ой недели павечерница малая без поклонов, только на «Честнейшую» 4 поклона земных, также и на полунощнице земные.

В Страстную неделю

В понедельник, вторник и среду Страстной недели на всех службах поклоны земные, как и в четыредесятницу. В среду на часах земные поклоны заканчиваются и с вечерни начинаются поясные. Однако, до самого воскресенья совершаются земные поклоны приходные, исходные и на правиле.

В Пасху

Во всю Светлую неделю земных поклонов решительно не положено. На всех службах и на правиле в церкви и в келиях поклоны поясные, только в задостойник, после «Светися, светися» полагается земной поклон.

В Пятидесятницу

От Фоминой недели до Сошествия св. Духа поста и коленопреклонений не бывает. Земные поклоны начинаются только с понедельника после «Всех святых» (Устав Большой, Христианское житие, Никон Черногорец, в слове 57 и Устав Соловецкий, гл. 30).

В дни всего года

В субботу и воскресенье всего года земных поклонов не бывает. Только в одну Великую субботу совершаются земные поклоны (Соловецкий устав, гл. 30). В каждую неделю земные поклоны прекращаются в пятницу, после 9-го часа и начинаются в воскресенье на вечерне после «Сподоби Господи», если не прилучится праздника (Никон Черног., сл. 57). Когда положен трезвон, поклоны приходные земные. Когда же трезвона нет, в церкви и и исходные в церкви поясные, а в келиях все в келиях поклоны приходные и исходные земные. На вечерне в воскресенье, если нет трезвона, поклоны приходные поясные, а исходные земные (Соловец. уст., гл. 30).

Поклоны приходные и исходные поясные: во все Господские и Богородичные праздники, Рождества и Усекновения Иоанна Предотечи, Св. Апост. Петра и Павла, также в праздники храмов, во все субботы и воскресные дни, от Рождества Христова до Богоявления, в Светлую неделю и во всю Пятидесятницу. Во все эти дни земных поклонов нет, только после «Достойно есть» и «Светися» совершается земной поклон. В дни, когда совершается полиелеос, а также когда чтутся паремии и бывает великое славословие, поклоны приходные и исходные поясные. В дни предпразднеств и попразднеств поклоны приходные и исходные в церкви и в келиях земные (Псалт. печат. патриарха Иосифа, указ о поклонах).

От Рождества Христова до Богоявления земных поклонов нет. Они начинаются после Крещения. В неделю мытаря и фарисея не совершается пост, поклоны же приходные, исходные и на правиле земные, как в Великий пост, также совершается и великая павечерница (Устав Большой, гл. 32).

Глава третья
О ПРАЗДНИКАХ ВЕЛИКИХ, СРЕДНИХ И МАЛЫХ
Праздники разделяются на три чина: великие, средние и малые.

Великие праздники - Христовы и Богородичны: Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение1. К великим праздникам причислены: Рождество и Усекновение Иоанна Предотечи, Св. Апост. Петра и Павла, и два праздника Иоанна Богослова (8 мая и 26 сен.)2. Дни этих праздников в святцах обозначены красным крестом в кругу.

1 К великим же праздникам относятся: Неделя Цветоносная (Вербное воскресение), Вознесение и Пятидесятница с днем Сошествия Св. Духа. Но эти праздники имеют свои особые уставы. Пасха же Христова - первый и главнейший праздник и поэтому, обыкновенно, не ставится в число остальных праздников.2 Так по Большому уставу (гл. 60) и Никону Черногорцу (гл. 57). По благочестивому же обычаю, к великим праздникам причислены и многие другие дни: Преп. Сергия Радонежского, Покров, Владимирской иконы, Казанской и др.

Средние праздники обозначаются красным крестом без круга. Малые же праздники обозначаются тремя точками в полукружии. Все малые праздники разделяются на два чина: празднуемые более торжественно обозначаются точками красного цвета, а менее торжественно черными точками 3.

3 Разделение праздников на средние и малые и малых на два отдела в разных уставах не одинаково. В святцах патр. Иосифа 7157 г. (1648 г.) малых праздников, обозначенных тремя красными точками, только три: 13 сент., 24 мая и 1 авг., в других же святцах их в несколько раз больше. По означенным святцам патр. Иосифа 25 мая (третие обретение главы I. Крестителя) стоит под красным кругом, а по «Почаевским» - под тремя красными точками. 2 июля в Иосифовском - под красным крестом, а в «Почаевских» - под тремя красными точками. В святцах нашего календаря мы придерживаемся святцев Иосифовских.

О малых праздниках

В малые праздники, обозначенные красными точками, поклоны приходные и исходные поясные. Если же они случатся в пост, то поклоны земные. По Соловецкому уставу, во все дни, когда бывает трезвон, в церкви поклоны - поясные, а в келиях - земные. На трапезе в среду и пятницу, исключая постов, едят с малом и разрешено вино. В праздники, обозначенные черными точками, коленопреклонений в церкви не положено, приходные же и исходные поклоны, а также на правиле и келейные - земные. В среду и пятницу разрешено вино и варево без масла дважды в день (Уставы Соловец., гл. 30, Большой, гл. 32 и 35. Никон Черног., сл. 57).

О средних праздниках

В средние праздники поклонов в церкви не бывает, в келиях же на произволение. В мясоеды в среду и пятницу пища дважды без масла и разрешается вино. Если же канон поется на 8, то разрешается и масло. В понедельник разрешается рыба и вино. В посты Петровской, Успенский и Филипповский в средние праздники во вторник и четверг разрешается рыба; в понедельник - масло и вино; в среду и пятницу - вино, пища же без масла и однажды. Если же было всенощное служение, то в среду и пятницу разрешается масло и вино, а в понедельник - рыба и вино. Если же святому есть храм, то в среду и пятницу разрешается рыба дважды, потому что таковые праздники причисляются к великим Господским. (Уст. Соловец. гл. 30; Большой, гл. 32).

О великих праздниках

В великие праздники в церкви и в келиях коленопреклонений не бывает даже и в посты. В среду и пятницу разрешается рыба и вино дважды в день. На Воздвижение же и Усекновение рыба никогда не разрешается, а только масло и вино. В попразднества великих праздников поклонов в церкви не бывает, а по келиям совершаются (Никон Черног., сл. 57).

Великий пост, поклоны, Пост, старообрядцы

Previous post Next post
Up