Политолог Дмитрий Михайличенко, доктор философских наук
На мой взгляд, позитивных эффектов для руководства России и исповедуемой им траектории геополитической конфронтации от этой встречи крайне мало. Учитывая то, насколько далеко все зашло в Украине, руководство России устроил бы вариант усиления конфронтации между двумя сверхдержавами. Но стилистика общения Джо Байдена и Си Цзиньпина была выбрана совершенно другая, и итоги переговоров также, скорее, антивоенные и очень даже миролюбивые. Экономическое и прочее невоенное (N.B.) соперничество продолжится, но за "красные линии" (а они в отношениях США и Китая реально есть) стороны заходить пока точно не будут.
Эти переговоры показывают, что Китай не будет "подкидывать дрова" в топку нынешнего противостояния России и Украины. Почему? Потому что польза от этого сомнительна, а риски очевидны. Текущее положение дел не таково, чтобы Китай форсировал выстраивание воинственной антиамериканской коалиции. Тем более, что сохраняющийся (хотя и уменьшающийся) уровень взаимозависимости экономик двух сверхдержав делает сейчас практически невозможным открытое противостояние. Да, планомерно и поэтапно Китай будет и дальше выстраивать антиамериканские стратегии, но они носят долгосрочный характер, а их интенсификация предполагает достаточно жесткие и чувствительные ответы со стороны США (как, например, недавно оформившийся запрет крупным технологическим компаниям расширять свое производство в Китае).
Руководство Китая, также как и Индии, на саммите ШОС в Самарканде (сентябрь 2022 г.) четко дали понять, что заинтересованы в максимально быстром урегулировании ситуации на Украине. По Китаю конфронтация также бьет экономически, и китайские власти заинтересованы в мирном урегулировании. Это прямые сигналы Москве. Еще год-два назад Россию позиционировали как владельца "золотой акции", которая способна "модерировать отношения между США и Китаем", и за внимание и поддержку которой гегемоны будут бороться. Что остается от этих раскладов сейчас - догадаться нетрудно…
Словом, российским пропагандистам остается довольствоваться, пожалуй, тем, что Си Цзиньпин в ходе протокольной части встречи, оказывается, "не улыбнулся" Д. Байдену. Видимо, это знак, но всерьез говорить об этом, конечно же, невозможно.
Во всем этом единственное, что более-менее устраивает руководство России в складывающемся раскладе - это неготовность Пекина сильно давить на Москву. Китай не будет мешать России, но и помогать особо не будет. И российскую нефть Китай будет покупать и жестко сворачивать торговлю и расширять санкционное давление, инициированное США, конечно же, не станет, но плавно склонять Россию к миру будет пытаться, насколько это возможно, учитывая ситуацию. При этом пределы западного санкционного давления на Россию, действительно, достигнуты. Только это не значит, что имеющийся массив санкций не сможет разрушить экономику России в ближайшем будущем. Это, к сожалению, вероятно.
Американо-китайские шахматы
@Сибиряк
Эксперт рассматривал коммуникацию между президентом США Джо Байденом и генсеком ЦК КПК Си Цзиньпином в контексте «пророссийских эффектов». Нарративы от Михайличенко выглядят тревожными для читателя на 1/8 части суши. В частности, доктор философских наук отмечает, что сам стиль переговоров, на основе имеющейся информации, был «миролюбивым». Что Китай не заинтересован в развитии противоречий между Россией и Украиной. Что Пекину невыгодна эскалация специальной военной операции на Украине, в первую очередь, по экономическим соображениям. Что «Поднебесная» все-таки зависит от США, и китайским коммунистам придется учитывать мнение американских демократов.
Все эти свои тезисы Дмитрий Михайличенко использует, чтобы показать возможное давление Байдена на Си Цзиньпина, что тому придется влиять на президента РФ Владимира Путина в подчеркивании важности мирной коммуникации с Украиной. И Россия, увы, по мнению эксперта, перестала быть владельцем «золотой акции», своеобразного третейского судьи по отношениям между Вашингтоном и Пекином.
Главный вывод от Михайличенко, что контакты между Байденом и Си Цзиньпином свидетельствуют о достижении верхнего уровня санкционного давления. У коллективного Запада не осталось больше ограничительных мер экономического характера, поэтому в дело пошла дипломатия.
Что сказать по поводу этой сложной и очень вдумчивой публицистики?
Во-первых, стоит поблагодарить Дмитрия Георгиевича за попытку осмысления американо-китайских переговоров на высшем уровне. Сложность была в недостатке какой-либо информации, все-таки администрация Байдена и окружение Си Цзиньпина крайне придирчиво относятся к теме безопасности, а заявления от договаривающихся сторон слишком общие и туманные.
Во-вторых, высказанные тезисы не то чтобы некорректные, а скорее не до конца продуманные, опять же потому, что внешняя политика Китая - крайне переменчивая штука. Сегодня Пекин руководствуется одними целями, завтра другими. Одно можно сказать точно: противостояние между Москвой и Киевом играет на руку «китайским братьям». Это ведь, сколько прибыли можно получить от диктата цен на российские товары! Других партнеров, способных купить все, у Кремля не наблюдается. Михайличенко основывается на своих наблюдениях. При этом во всех его высказываниях присутствует скрытые оговорки, как раз для того, чтобы подстелить соломку в случае собственной неправоты.
В-третьих, Михайличенко абсолютно прав в новой ставке Белого Дома на сугубо дипломатические методы. Администрации Джо Байдена неожиданно стало выгодно получить мир и новую архитектуру безопасности в Европе. Конечно, по американским лекалам. Но сам подход вдруг стал отличаться от тех месседжей, что Белый Дом транслировал еще полгода назад. Это не может не радовать.