Память 24 марта / 6 апреля
В древних славянских святцах «Селевкийский» писалось как «Селеоукинский», из чего явилось «Селоунский». Впрочем, и в некоторых греческих памятниках святитель назван Солунским. Святитель Артемон (или Артемий) обозначался в месяцесловах или как Селевкийский, или как Солунский.
Родился и жил в Селевкии Писидийской (Малая Азия). Писидия - провинция на юге Малой Азии, первоначально составлявшая одно целое с Памфилией; она представляла собою суровую, гористую область, местами впрочем плодородную. Жители Писидии были пираты и занимались грабежом.
Из городов Писидии особенно замечательна в церковной истории Антиохия, где проповедывал Евангелие св. апостол Павел (Деян. 13, 14-50). Здесь, в Селевкии, будущий святитель и получил воспитание.
Он был благочестив и добродетелен, поэтому святой апостол Павел, придя в Селевкию, поставил святого Артемона, как утвержденного в Христовой вере и преисполненного Божественной премудрости и как наиболее достойного, назначил людям в качестве пастыря и учителя, рукоположив в сан первого епископа Селевкии Писидииской.
Святитель Артемон мудро, хорошо и богоугодно окормлял вверенную ему паству и снискал себе славу заступника бедных и гонимых, был для всех пристанищем спасения, для вдов, сирот и нищих был выдающимся попечителем, чудотворным целителем и души и тела.
Скончался в глубокой старости.
Краткие греческие жития Артемона содержатся в Минологии Василия II, в Синаксаре Константинопольской церкви X в., а также в Императорском минологииэ
Наиболее раннее свидетельство почитания свт. Артемона на Руси - упоминание его памяти в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в.. Последование святителю Артемону в рус. служебных Минеях неизвестно, но оно находится в составе болг. праздничной Минеи 2-й пол. XIV в. В рус. Минею XII в.
[7] включен канон, озаглавленный «Священномученика Арфемона, епископа Селевкия», но относящийся к сщмч. Артемону Лаодикийскому.
В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод которой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие святителя помещено под 22 марта; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в., - под 24 марта.
По одной из греч. рукописей визант. периода известен анонимный канон св. Артемону. 4-го гласа без акростиха; начало - «Τὸν ἐν ἀσκήσει, ὡς ἐν θαλάσσῃ» (греч.- В подвигах, как в море). В совр. богослужебной практике православных Церквей последование свт. Артемону не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь свт. Артемону.
Изображается в святительском облачении (фелони, омофоре), с кодексом в руках: на фреске в Успенском соборе во Владимире, ок. 1189 г.; на вологодской минейной иконе на март, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе XVIII в. (Музей икон г. Рекклингхаузена). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова (XVIII в.) под 24 марта о свт. Артемоне сказано: «Сед, плешив, брада Афанасия, на конец раздвоилася, ризы кресты киноварь, амфор [омофор] и Евангелие»