Миллиарды арбитражных долларов, 'сбитых' из Украины, могут стать для китайцев интереснее, чем предприятие раздора
История Мотор-Сичи (ТС) - сложный геополитический кейс в истории Украины. Он - не только о рабочих местах и чувствительные оборонные технологии. Во многом речь идет о выживании государства. Вынужденной выбирать между фатальными экономическими потерями и угрозой лишиться суверенитета.
Чтобы получить первое, достаточно Украина окончательно отбросить китайские посягательства на 'Мотор-Сич'. А приняв их, настроим против себя ключевого по безопасности партнера - США.
Ситуация с ТС не имеет простого решения
Ситуация с ТС не имеет простого решения. К решению СНБО о так называемой национализации Украина имела поле для маневра. Но сейчас ключевые партнеры - США и Китай - зажали нас в тисках. Любой вариант потребует от Киева репутационных и экономических потерь.
Цена уступок не может быть критической.
Без уступок Украины возобновление диалога с Китаем маловероятно. Но цена уступок не может быть критической. В условиях войны с РФ политическая ставка на США - определяющая. Они - авторы тренда "Путин-убийца" и только они готовы популяризировать этот нарратив в мире. Для них - неприемлемый продаже ТС Китая. Следовательно, к сожалению, - и для нас.
Время работает против нас. Договариваться надо с решением международного арбитража
Наша задача - найти точки соприкосновения с Китаем, сохранив партнерский формат из США. Варианты Киева должны быть интересными Пекина и приемлемыми для Вашингтона. Возможные альтернативы - точно вне сектора безопасности. Наше предложение должно быть асимметричной. Это могут быть инвестиции в агросектор, учитывая запуск в Украине рынка земли. Китай может заинтересоваться стратегическими инвестициями в украинские порты, в авиастроение или погрузочно-логистические терминалы.
"Мотор Сич" ряд контрактов с ремоторизации вертолетов Ми-8
Сейчас время работает против нас. Договариваться надо с решением международного арбитража, где китайцы рассчитывают получить компенсацию за утраченную собственность. Это может произойти, по оценкам юристов, за полтора-два года.
Наши шансы на победу там - мизерные. А поражение обойдется бюджету в $ 5 млрд. Для Украины - заоблачная цифра. И это - без учета потерь от возможных торговых ограничений со стороны Пекина.
Турбореактивный двигатель для самолета разработки "Мотор Сич" на выставке в Пекине в 2017 году
В то же время, возможна поражение в споре с Китаем усилит нашего врага - РФ. Кремль рассчитывает на дальнейшее сотрудничество с китайскими акционерами "Мотор-Сичи" и получения ими технологий и документации нашего предприятия. 80% вертолетов, произведенных в РФ, оснащены запорожскими двигателями.
Новый китайско-русский вертолет Advanced Heavy Lift, по настоянию Поднебесной, проектировался с двигателем АИ-136Т.
Новый китайско-русский вертолет Advanced Heavy Lift, по настоянию Поднебесной, проектировался с двигателем АИ-136Т.
Даже новый китайско-российский вертолет Advanced Heavy Lift, по настоянию Поднебесной, проектировался с двигателем АИ-136Т. ГП "Ивченко-Прогресс" передало его в пользование "Мотор-Сичи". Поэтому русских устраивает вариант дальнейшей покупки и обслуживания украинских авиационных агрегатов через китайский Чунцин, где должно быть налажено производство.
Поражение в споре с Китаем усилит нашего врага - РФ.
Диалог с Китаем стоит разворачивать на разных уровнях, в том числе - и на высшем. Можно попробовать восстановить коммуникацию с китайцами на площадке Межведомственной рабочей группы Минюста, созданной для арбитражный урегулирования.
Отдельный кейс - коммуникации с главой DCH Group Александром Ярославским. Он имеет влияние, чтобы стать посредником в переговорах Киева и Пекина. Собственно, китайцы и привлекли его в проект, чтобы предложить Украине уважаемого и адаптированного к местным реалиям партнера.
Китайцы привлекли в проект DCH Group Александра Ярославского, чтобы иметь в Украине уважаемого и адаптированного к местным реалиям партнера.
Цель этого диалога - сформулировать Поднебесной альтернативу, сохранить Украине контроль над МС и побуждает китайцев отказаться от арбитражных требований. Главное - сделать это до "Времени Ч". Иначе миллиарды арбитражных долларов, "сбитых" из Украины, станут для китайцев и DCH Group интереснее, чем предприятие раздора.
Андрей Воропаев ,
для Defense Express