Избрание Михаила Романова в 1613 году. Лебедев Клавдий Васильевич,1852-1916
Зима 1612-1613 годов была одной из самых суровых в истории России.
Москва-река, протекающая через столицу этой страны, была покрыта таким толстым слоем льда, что на нем можно было строить дома. Все дороги, ведущие в город, были покрыты толстым слоем рыхлого снега. Холодность пейзажа дополнили руины Кремля. Пустые, лишенные потолка покои некогда внушительной цитадели Ивана Грозного теперь захлестнула вьюга. Те, кто осмелился проникнуть в эти проклятые стены, рассказывали, что ночью там бродили обезглавленные призраки жертв опричнины и окровавленные польские пехотинцы из экипажа полковника Миколая Оструса, вероломно убитые приспешниками князя Дмитрия Пожарского.
Несмотря на такие суровые погодные условия, в конце января 1613 года в Москву со всех концов России прибыли восемьсот послов Земского Совета. Среди них были представители всех сословий - духовенство, вольные крестьяне и бояре. Несмотря на классовые различия, их объединяла одна цель - избрание нового царя России. Не все представители аристократии осмелились присутствовать на этом съезде. Некоторые из них скрывались из страха мести со стороны "патриотов" за поддержку поляков, дислоцированных в Кремле. Один из них, который едва избежал казачьей резни в ноябре прошлого года, теперь скрывался вместе с матерью в Ипатьевском монастыре. Его звали Михал Федорович Романов. испуганный 17-летний сын Московского патриарха и всея Руси Филарета, которого польский король Сигизмунд III Ваза заточил в замке в Мальборке.
Некоторые депутаты разбили палатки в потухших залах Кремля. Они со страхом смотрели на аскетические лики святых, которые строго смотрели на них в свете луны и факелов с настенных росписей.
Опасаясь страха перед Богом, они решили поститься, чтобы, умерщвляя плоть, было легче приблизиться к Богу, который должен был указать на своего помазанника. Днем, болтаясь в сугробах, представители русского народа ходили на Успенский совет на молитву, а после мессы собирались в Прибрежном дворце, чтобы обсудить, кому принадлежит золотая шапка мономаха.
Вскоре стало ясно, что единства не будет. Русские магнаты хотели видеть на царском престоле иностранца, принца Карла Филиппа, брата шведского короля Густава Адольфа. А бояре и казаки хотели своего «русского хозяина». Поначалу бояре были склонны к популярному князю Пожарскому, который полгода назад приехал в Москву, чтобы прогнать поляков. Казаки, в свою очередь, хотели своего атамана, князя Дмитрия Трубецкого, потомка великих. Литовских князей, но бояре упрекали его в том, что он когда-то поддерживал претендента на престол Дмитрия Самозванца II, которого по всей России с отвращением называли «тушинским разбойником».
Не одна дискуссия в Прибрежном дворце заканчивалась дракой, тасканием за бороды, плевком, оскорблениями или обещаниями мести. Голодовка не помогла погасить эти распри. Наконец, когда все кандидатуры были отклонены, депутаты растерялись. Наступила тишина. Наверное, это было необычное зрелище. Около тысячи смиренных, бородатых, заброшенных и усталых мужчин сидели в молчании, не зная, что им теперь делать.
В какой-то момент молчание нарушил атаман донских казаков, который робким, без энтузиазма голосом предложил кандидатуру Михала Романова. Одни депутаты смеялись, другие хлопали себя по лбу, а третьи кричали, чтобы с такими предложениями молчали. Сумасшедший что ли? Хочешь тупого труса за царя?
Тем не менее, атаман подал официальную петицию с кандидатурой Романова и тем самым заставил голосовать. Члены Церкви вернулись в свои палатки и начали переговоры о новом кандидате.
Они сказали, что, возможно, этот 17-летний не так уж и плох. Он слишком молод, чтобы иметь много врагов, но его легче контролировать, потому что он известен своей глупостью. Казаки дорожили его отцом, бояре указывали на его родство с семьей Рюриковичей, а остальные ценили тот факт, что он не был сильно вовлечен в связях с поляками.
Однако в последующих голосах Михала Романова поддержали только казаки. Бояре и магнаты хотели, чтобы на престоле был швед. Совет Земли снова оказался в тупике.
Но, как доказал Александр Македонский, лучший способ развязать неразрешимые узлы - это разрезать их. Так казаки окружили лагерь и ставку бояр, после чего сделали однозначное предложение: или вы выберете Романова, или мы вас убьем. Таким образом, после двух недель размышлений и поста, 21 февраля 1613 года (по юлианскому календарю), уставшие от непрекращающихся ссор, участники Земского Собора единогласно избрали царем всея Руси тупоголового, полуграмотного астматика, деспотичный отец которого находился в польском плену.
Варшава, которая пропустила эти выборы, заплатит за это страшную цену в будущем. Потомки Михала Романова уничтожат Первую Польскую республику, а Россия станет мировой империей
Paweł Łepkowski
источник