История становления Челябинска уходит своими корнями в XVIII век. Основана Челябинская крепость на реке Миасс как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург.
Крепость была заложена на берегу реки Миасс 13 сентября 1736 года. Основателем крепости считается Алексей Тевкелев. Военный офицер, полковник.
Рассказывает историк и краевед Олег Вепрев.
"Личность более чем легендарная. При Петре I служил переводчиком по секретным делам. Это была очень большая должность с очень большими полномочиями. Впервые отличился при персидском походе в 1722-23 годах. Он проводил искусные переговоры с теми персидскими лидерами, с которыми Россия не могла договориться на протяжении буквально двух-трех веков. Тевкелеву удалось тогда растопить лед".
Челябинская крепость тогда была военным поселением, управлял ей воевода Исетской провинции Иван Татищев.
"В августе 1739 он стал самым первым нашим воеводой Исетской провинции. И так получилось, что вскорости он попал в немилось и был вызван в Санк-Петербург, где попал под следствие. Здесь вот выдвинулась еще одна фигура - Петра Степановича Бахметова, которого официально принято считать именно первым Челябинским воеводой".
Первый значительный поворот в истории Челябинска произошел в 1742 году, когда начальником Оренбургской экспедиции стал Иван Неплюев. Ему подчинялись Шадринская, Теченская, Чебаркульская слободы и Челябинская крепость. Неплюев стразу понял стратегическое значение последнего поселения.
Именно ему мы обязаны, что в 1743 году правительственный сенат принял решение о том, чтобы Челябинск стал центром Исетской провинции.
В крепости находились Исетская провинциальная канцелярия, управление исетскими казаками (с 1799 г. входили в состав Оренбургского казачьего войска), духовное правление, гостиный двор. В 1781 г. Челябинск получил статус уездного города.
Иван Иванович Неплюев стал первым оренбургским губернатором с 1744 по 1758 год. То есть 14 лет правления Неполюева - это огромный срок, потому что это был огромный край".
К середине 18 века Челябинская крепость превратилась в административный центр. В 1754 году была учреждена городская управа, а затем появилась и должность бургомистра. Самым выдающимся градоначальником стал Семен Боровинский. Административный пост он занял всего в 30 лет.
"Была легенда, но достаточно любопытная легенда, что когда началась осада Челябинской крепости, он сам один зарубил 10 членов шайки Грязнова. И еще не закончилось Пугачевское восстание, в 1774 году сама Екатерина даровала ему именную шпагу".
План Челябинской крепости
После Пугачевского бунта Челябинская крепость потеряла статус центра Исетской провинции. Чтобы город продолжал развиваться, власти начали активно привлекать в Челябинск купцов.
"Не просто купцов 3 гильдии, а именно тех, кто имел вес. Вплоть до того, что была продумана специальная миграционная политика, что самые именитые купцы от Ярославля, до Нижнего Новгорода имели за честь прибыть в Челябинскую крепость. И таким образом у нас сформировалась своя купеческая элита, которая входила во все властные структуры. Ахметовы, Мотовиловы, Шиховы, Плотниковы, Смолины. Они составляли основу. Конец 19 века нам подарил Покровских, Степановых, Крашенинниковых".
Многие из этих семейств внесли весомый вклад в развитие Челябинска. А их потомки живут в городе до сих пор.
В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка, которой будет суждено превратить его в крупный торгово-промышленный центр.
Уже к середине XIX столетия Челябинск занял прочное место в ярмарочной торговле Урала.
Известность Челябинск приобрел в 1892 г. с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В 1896 г. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири.
В считанные годы он превратился в один из крупнейших торговых центров России и занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. За несколько лет население города значительно выросло (1897 - ок. 20 тыс. человек, 1910 - более 60 тыс., 1917 - ок. 70 тыс.), а территория увеличилась на треть. Вокруг железнодорожной станции появилось много поселков.
Стремительно начали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище (1830, в 1873-78 построено новое здание), женская прогимназия (1870), реальное училище (1902, с 1905 в собственном здании), торговая школа. Были построены Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро входил во всероссийский и мировой рынок. В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже машин и оборудования.
После октябрьской революции власть Советов рабочих и солдатских депутатов в Челябинске вводилась как мирным, так и вооруженным путем. Только во второй половине 1919 г. в городе были окончательно восстановлены органы власти: создан Революционный комитет, проведены выборы в партийные комитеты. В сентябре 1919 г. Челябинск стал центром созданной по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии, преобразованной в 1924 г. в Челябинский округ Уральской области. 17 января 1934 г. город стал областным центром Челябинской области.
В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы.
Важнейшую роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население выросло с 270 до 650 тысяч человек.
Челябинский Кировский завод. 1942 г.
На базе эвакуированных предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии - ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя - Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями - ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным - вся эта громада переключилась на выпуск танков. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы давали фронту танки Т-34, ставшие впоследствии известными всему миру. А на заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 - знаменитых «Катюш».
В послевоенное время Челябинск также имел огромное значение для страны. Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории. В начале 50-х гг. здесь еще преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Но уже в 1947 г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям.
Был окончательно сформирован промышленный потенциал, определивший структуру современной экономики Челябинска. На предприятиях активно внедрялась автоматизация, модернизировалось производство. Так, с 1954 г. машины с маркой завода Колющенко вышли на мировой рынок и поставлялись в 40 стран мира. На трубопрокатном заводе в 1956 г. введена в строй первая очередь крупнейшего в мире трубоэлектросварочного цеха. На металлургическом заводе за десятилетие вступило в строй 18 новых цехов, а в 1958 г. запущена доменная печь № 5 - завершена первая в Челябинске Всесоюзная ударная комсомольская стройка. В этот период ЧМЗ (сейчас - ЧМК) становится флагманом черной металлургии СССР.
Успехи в промышленности не могли быть столь заметными, если бы Челябинск не имел своих инженеров и ученых, если бы не сложился тесный союз науки и производства. В 1951 г. Челябинский механико-машиностроительный институт был преобразован в Челябинский политехнический институт (сейчас - ЮУрГУ). Его выпускники-инженеры особенно ценились как высококвалифицированные специалисты. К 1960 г. в Челябинске уже насчитывалось около 15 тысяч студентов. Первый классический университет на Южном Урале - ЧелГУ был основан в 1976 г. К 80-м гг. столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.
Начало 70-х гг. для Челябинска было ознаменовано развитием здравоохранения и образования. Первых посетителей принимают санатории и профилактории ЧТЗ и ЧТПЗ, появляется городская студенческая больница, строятся крупные медицинские учреждения. В короткие сроки была застроена северо-западная часть города, появились новые кварталы высотных домов на ЧТЗ и северо-востоке. 13 октября 1976 г. в Челябинске родился миллионный житель.
К 1980 г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, до 40% дорожных машин.
Челябинский металлургический комбинат
В это время отмечается бурное развитие культурной жизни Челябинска. Открывается драматический театр на 1200 мест, всероссийскую известность приобретает Челябинский кукольный театр. В 1986 г. Челябинск отметил 250-летие со дня своего основания. К юбилею города были открыты Геологический музей, Зал камерной и органной музыки и многочисленные памятники монументального искусства (памятник И.В. Курчатову, «На новый путь» и другие).
Первая половина 90-х гг. стала сложнейшим периодом для всей страны: банкротство предприятий, невыплата зарплат, недофинансирование социальных программ. Только со второй половины десятилетия проводимые реформы начали давать свои плоды: в Челябинске заработала промышленность, стали увеличиваться поступления в бюджет, постепенно начали расти доходы горожан, что повлекло за собой увеличение рождаемости. В городе, сохранившим свой статус крупного индустриального центра, несмотря на закрытие целого ряда предприятий, стали развиваться современные технологии производства. Многие комбинаты и заводы вышли на мировой рынок. По уровню телефонизации Челябинск попал в первую пятерку среди крупных городов страны, активно развивалась сотовая связь, интернет. Накануне 260-летия Челябинска состоялось открытие зоопарка, а к 2004 г. была построена пешеходная улица Кировка, ставшая любимым местом прогулок челябинцев и гостей города.
Челябинск современный
Во второй половине 2000-х гг. в Челябинске началась полномасштабная реконструкция и расширение дорог, строительство современных транспортных развязок. Муниципалитет провел ревизию всей инфраструктуры города и принял на свой баланс сотни километров сетей, которые перестали обслуживаться ведомствами и предприятиями еще с 80-90-х гг. Были построены новые и отремонтированы многие социальные объекты образования и здравоохранения.
Современный Челябинск - крупный промышленный мегаполис, деловой, научный и культурный центр Южного Урала. По индустриальной мощи он находится в первой пятерке городов страны. Это крупнейший транспортный узел, связанный путями сообщения со всем евразийским континентом. В Южноуральской столице действует международный аэропорт «Баландино», который имеет авиационное сообщение с крупнейшими городами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. Челябинск входит в тройку российских мегаполисов с наиболее развитой транспортной инфраструктурой.
Кировка. Пешеходный участок ул. Кирова в центре Челябинска
Социально-экономическая политика региона выстраивается в соответствии со Стратегией развития страны до 2020 года. На сегодняшний день Челябинская область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением, уникальными природно-климатическими условиями. По территории области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Регион располагает богатейшими туристскими ресурсами, включающими природные, исторические и культурные ценности южноуральской земли. С каждым годом Челябинск становится более удобным и благоустроенным, сохраняя при этом свое историческое своеобразие и уникальный природный ландшафт. В его современном облике есть заслуга всех поколений горожан.
Государственный исторический музей Южного Каширин - командир красного партизанского отряда. 1918. Неизвестный автор.
Государственный исторический музей Южного Урала Сестры милосердия партизанского отряда Каширина. Евдокия Александровна Давыдова и Таисия Петровна Кузнецова. 1919. Неизвестный автор.
Государственный исторический музей Южного Урала Комсомольцы-железнодорожники, участвовавшие в разгроме колчаковскихвойск на Южном Урале. 22 апреля 1920. Неизвестный автор.
Государственный исторический музей Южного Урала Челябинская военная школа готовила политработников и командиров для Красной Армии. Июнь - август 1922. Неизвестный автор.
Источники:Государственный исторический музей Южного Урала Митинг-демонстрация красногвардейцев-партизан, рабочих и граждан города 1 мая. 1 мая 1918. Неизвестный автор
Продразверстка. 1919 - 1920. Неизвестный автор.
Госпиталь № 920. Опухшие от голода. 1921 - 1922. Неизвестный автор.
Столовая № 1 Губкомгола. 1922. Неизвестный автор.
Подготовка детей к эвакуации из голодающей Челябинской губернии в Башкирию. Изолятор. 1922. Неизвестный автор.
Памятник Владимиру Ленину на Алом поле. 1925 - 1929. Неизвестный автор.
Строительство памятника Владимиру Ленину на Алом поле. Каменотесы за работой. Март - май 1925. Неизвестный автор.
Макс Цеткин, сын Клары Цеткин. 1922 -1924. Неизвестный автор.
Трудовая школа им. Карла Либкнехта и Розы Люксембург Праздник урожая. Передача детям деревни Смолино библиотеки-передвижки. 1923. Неизвестный автор.
Трудовая школа им. Карла Либкнехта и Розы Люксембург. В гостях - дети сельскохозяйственной коммуны из деревни Смолино. В столовой. 1923. Неизвестный автор.
Воспитанники дома ребенка. 1923. Неизвестный автор.
Источники:Государственный исторический музей Южного Урала Выставка сельскохозяйственного инвентаря. 1923 - 1927. Неизвестный автор.
Общежитие учительских курсов. 1923 - 1927 Неизвестный автор.
Источники:Государственный исторический музей Южного Урала Клуб дивизиона ВОГПУ. 1923. Неизвестный автор.
Снос зданий Одигитриевского монастыря. 1926 - 1930. Неизвестный автор.
Петр Георгиевич Холмогорцев (отец Петр). 1920 - 1937. Неизвестный автор.
Челябинский областной краеведческий музей в здании Свято-Троицкой церкви. Июнь - август 1935. Неизвестный автор.
Николай Григорьевич Бухарин. 1935 - 1937. Неизвестный автор.
Плотина. Замыкание перемычек. ЧГРЭС. 21 июля 1927. Неизвестный автор.
ЧТЗ. Трактор «Сталинец-дизель». 1930-е. Неизвестный автор.
Спецпоселок Верхнеашинский. Сортировка картофеля. 1933 - 1934. Неизвестный автор.
Завод «Магнезит». 1933 - 1935. Неизвестный автор.
Клуб имени Володарского. Выборы в Верховный Совет. 17 декабря 1939. Неизвестный автор.