Протопр. Феодор Зисис «Мы не призываем к расколу»

Sep 04, 2020 09:58





Вынужденные объяснения

Некоторые люди, движимые любовью о Господе к нам - тем клирикам, служащим в миру, которые прекратили поминовение своих правящих архиереев, или вообще неравнодушные к борьбе за чистоту Православной веры, в особенности же те, которые не были близко знакомы с автором и не общались с ним лично, неправильно интерпретируют его последнее действие: прерывание литургического поминовения Митрополита Фессалоникийского Анфима, из-за намеренно распространяемых слухов или по причине своей личной ошибочной оценки, и беспокоятся, что о. Феодор Зисис учинит раскол.



В качестве подтверждения своих суждений они приводят и то, что говорят или делают другие лица, с которыми сотрудничал или сотрудничает о. Феодор (хотя в действительности он согласен не со всем, что они говорят, и принимает участие не во всех их действиях), и делают на этом основании ложные выводы.

1. Что следует из 15-го Правила Двукратного Собора

Итак, чтобы рассеялись все эти беспокойства и прекратилось волнение умов некоторых, несомненно имеющих доброе намерение, христиан, мы даем следующие разъяснения. Прекращение поминовения за богослужением имени еретика или еретичествующего епископа рекомендуется 15 правилом Двукратного Собора 861 года, бывшего при святителе Фотии, патриархе Константинопольском, когда епископ публично проповедует «с непокрытой главой», то есть явно, откровенно, некую ересь, осужденную соборами или святыми отцами [1]. Из этого Правила следует, что:

(а) Прекращение поминовения касается местного епископа, а не всех епископов Церкви. Каждый клирик прекращает поминовение своего правящего архиерея.

(б) В Правиле не рекомендуется и не навязывается, чтобы прекращение поминовения осуществлялось многими клириками, и не запрещается прекращать поминовение отдельно от других. Пресвитер может прибегнуть к этой мере и в одиночку, самостоятельно.

(в) Епископ, поминовение которого прекращается, должен не просто еретичествовать, но публично проповедовать ересь.

(г) Такое прекращение поминовения характеризуется Правилом как ограждение: «Таковые если и оградятсебя от общения с глаголемым епископом». Нельзя говорить, что «ограждение» − это одно, а «прекращение поминовения» − это другое. Не существует другого ограждения, кроме прекращения поминовения, и никто не может утверждать, что оградился от ереси, не приступив к прекращению поминовения.

(д) Такое ограждение не приводит к расколу, поскольку тот, кто к нему приступает, ограждается не от Церкви, а от ереси [2]; ограждается не от православного епископа, а от лжеепископа, «от общения с глаголемымепископом», которого далее Правило называет «лжеепископом» и «лжеучителем».

(е) Те, которые прекращают поминовение еретичествующего епископа, не совершают каноническое преступление, поэтому они не подлежат обычному каноническому суду и наказанию, то есть они не должны вызываться на епископские или синодальные суды.

(ж) Не только не следует предавать их суду и наказывать, но, напротив, их нужно уважать, поскольку они защищают Церковь от расколов и ересей, они не создают раскола. Расколы учиняют еретичествующие епископы.

(з) Не обязательно, чтобы еретичествующий епископ был осужден Собором, и чтобы прекращение поминовения происходило после соборного осуждения. Это может иметь место и прежде соборного осуждения («прежде Соборного оглашения»). Правило сформулировано совершенно ясно, поэтому только неграмотные и не умеющие читать затрудняются понять его. А некоторые истолковывают его неверно, чтобы не подвергнуться указанным в нем прещениям: «Таковые (прервавшие поминовение) если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений».

(и) Суждение о том, что «прерывание поминовения вызывает раскол», совершенно абсурдно с логической, богословской, экклезиологической и юридической точки зрения. Возможно ли, чтобы сама Церковь рекомендовала учинить раскол в Правиле, принятом на официальном и прославленном Соборе, председателем которого был св. Фотий Великий, этот выдающийся учитель Церкви, богослов, знаток канонов, философ и юрист, и чтобы многие другие, присутствовавшие на Соборе епископы ратовали за раскол, причем не только против Церкви, но и против епископов, т.е. самих себя? Церковь, созывая соборы, старается сохранить своих членов в своей ограде, защищая их от ересей и расколов. Может ли Она им сказать: «Прекратите поминовение епископов и выйдите за пределы Церкви»?

(к) Прерывающий поминовение применяет то, что рекомендует Правило, во время совершения Божественной Евхаристии, когда он служит литургию: это значит, что Правило дозволяет совершать Божественную Литургию без поминовения епископа. В Правиле нет ни слова о том, что прерывающий поминовение должен прекратить служить литургию на том основании, что литургия якобы совершается «во имя епископа», а там, где не поминается епископ, таинства якобы не действительны, согласно беспрецедентному и ошибочному мнению митрополита Пергамского Иоанна (Зизюласа), которое не подкрепляется ни Священным Писанием, ни творениями святых отцов, и звучит в унисон с еретическим епископоцентризмом и папистской деспотократией. Разве св. Фотий Великий и другие богоносные Отцы Двукратного Собора, которые советовали прекратить поминовение, могли рекомендовать действия, которые привели бы к недействительности совершаемых таинств? Все таинства и Божественная Литургия совершаются во имя Святой Троицы или во имя Христа, а не во имя епископа. Нам не нужно приводить дополнительные аргументы, чтобы доказать совершенно очевидное. Давайте просто вспомним, в качестве примера, что говорил св. апостол Павел коринфянам, разделившимся на группы единомышленников, во главе которых они поставили некоторых апостолов-учителей, а не Христа. Св. апостол Павел высказывается против такого подхода и говорит, что Христос является Начальником нашего спасения, принявшим за нас крестную смерть, и Таинства совершаются во имя Христово. «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил» [3].

И если даже сам апостол Павел, которого Святая Церковь называет «небошественником» и «богозрителем», отказывается согласиться с тем, что Таинство Крещения совершается «во имя Павла», то сколько эгоизма и папистской гордости содержится в учении Зизюласа, который утверждает, что Божественная Евхаристия совершается «во имя епископа»? Сам Господь, посылая Своих учеников на проповедь, заповедал им совершать крещение во имя Святой Троицы «Шедше, научите вси языцы, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святого Духа» [4]. Устанавливая Таинство Евхаристии во время Тайной Вечери, Спаситель не сказал Своим ученикам совершать ее во имя апостолов, но заповедал совершать Божественную Евхаристию во имя Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» [5]. Божественная литургия и другие церковные службы начинаются возгласом священника, где прославляется Святая Троица: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа», или «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», или «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно…». Мы не начинаем богослужение с провозглашения имени епископа. Пусть безразличные к вере и неграмотные епископы, некоторые из которых даже не могут сами написать себе речь или хотя бы прочитать ту речь, которую подготовили для них другие, удосужатся посмотреть в одном из словарей, трактующих Новый Завет (Concordantia[1]), что означает понятие «имя» (гр. «ὄνομα»), чтобы понять, чье имя призывали святые Апостолы, молясь о даровании чуда: произносилось имя одного из них или же все совершалось «во имя Господа нашего Иисуса Христа», «призывающе имя Христово»? Поминовение имени епископа происходит по другим причинам, и не потому, что оно является существенным элементом таинства, без которого таинство якобы не действительно. В каком курсе Православной догматики преподается это еретическое учение? Имя епископа поминают главным образом для того, чтобы показать, что поминающий и поминаемый имеют одинаковую веру, что они оба являются православными, единомысленными и единодушными в вере. Конечно, мы не игнорируем то важное и значительное место, которое занимает епископ в Церкви, согласно учению св. Игнатия Антиохийского. Однако все это остается в силе только тогда, когда речь идет о православном епископе, а не лжеепископе.

Следовательно, прерывающий поминовение может продолжать служить и не подлежит «каноническому прещению», согласно правилу; если же на него накладывается какое-либо наказание в виде запрета или извержения из сана со стороны соответствующего «церковного суда», то оно, будучи антиканоническим, является недействительным и не подлежит применению. Если бы святые отцы, изгоняемые и «извергаемые из сана» еретическими соборами, прислушивались и подчинялись решениям епископов-еретиков, то Православие уже давно было бы уничтожено.

Pages: 1 2 3 4 5

раскол Церкви, Всеправославный Собор, Богословие

Previous post Next post
Up