Интеграция внутри новой Речи Посполитой

Sep 03, 2020 18:03





Наша  аудитория, думается, более политизированная,  чем общество в среднем.  И потому  вряд ли ошибусь,  если скажу,  что многие из вас  слышали  про  так  называемый  "Люблинский треугольник".  Интерес к нему подхлестнули известные события  последних недель в Белоруссии.  Впрочем  и сама эта  не геометрическая,  но геополитическая фигура - младенец нескольких недель отроду.  Но им уже, будто страшным бабайкой,  пугают детей в семьях российских патриотов.



Давайте-​ка поглядим,  так ли страшен этот  Люблинский треугольник.  Каких шансов у него больше-​ стать новой Речью Посполитой или Бермудским треугольником для  геополитических фантазий его участников. Российским политологам (условно патриотической направленности) он пришёлся по вкусу.  Можно, поднимая вверх указательный палец,  изрекать нечто вроде: "Смотрите,  Белоруссия последнее недостающее звено,  вот щааас кааак и её заполучат,  как составят квадрат-​  и страшное польское Межиморье готово!  Россия наша - усё,  у кольце урагоу!".   В детали того,  что там такого конкретного подписали главы МИД  Польши,  Литвы и Украины,  каковы их хотелки и каковы аргументы для реализации хотелок-​  политологам изучать то ли лень,  то ли невыгодно.  Ведь иначе такая красивая риторическая конструкция рассыплется-​  чем тогда  обывателя,   зрителя "Вечера с ..."  впечатлять и пугать.. А так всегда можно,  объясняя активность Литвы и Польши в белорусских событиях,  глубокомысленное что-​нибудь про  "Люблинский треугольник"  ввернуть.

Но  вот нашёл я текст  (на украинском)  совместной декларации об образовании этого треугольника.  Привожу перевод,  важные конкретные цели объединения выделил жирным шрифтом:

Министры иностранных дел Украины, Республики Польша и Литовской Республики признают многовековые исторические и культурные связи между своими народами.

Они также осознают преимущества дальнейшего усиления политических, экономических, инфраструктурных, безопасности, военных и культурных связей между своими странами в современном мире.

Министры обращают внимание на роль Украины, Польши и Литвы в процессе формирования современных политических, культурных и социальных реалий Центральной Европы.

В то же время они подчеркивают стратегический вес активизации сотрудничества между Европейским Союзом, НАТО и странами Восточного партнерства, а также отмечают важность эффективного сотрудничества в рамках «Инициативы трех морей».

Министры иностранных дел с должным вниманием отмечают общность угроз как в сфере безопасности, так и в других сферах, в частности в сфере борьбы с пандемиями.

Они подчеркивают важность диалога между тремя странами в парламентском измерении, особенно в рамках Парламентской ассамблеи Украина-​Польша-Литва.

Министры признают преимущества трехстороннего сотрудничества в сфере безопасности, в частности функционирования Литовско-​польско-украинской бригады («LitPolUkrBrig»).

Принимая во внимание российскую агрессию, которая продолжается в Украине, Министры выражают готовность координировать свою деятельность с целью обеспечения соблюдения международного права, как на уровне трехстороннего сотрудничества, так и в рамках международных организаций (НАТО, Европейский Союз, ООН, Совет Европы, ОБСЕ).

Министры иностранных дел заявляют о неизменности позиции относительно решительного осуждения попытки аннексии Российской Федерацией Автономной Республики Крым и города Севастополя. Они не признают и никогда не признают этой попытки. Они также призывают Российскую Федерацию вывести свои войска из тех частей Донецкой и Луганской областей Украины, где они продолжают находиться.

Министры подтверждают свою непоколебимую поддержку независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ и призывают Российскую Федерацию прекратить свою агрессию против Украины, а также временную оккупацию территории Украины - Крыма и части Донецкой и Луганской областей Украины.

Стороны подтверждают крепкую поддержку европейских и евроатлантических стремлений Украины и приветствуют ее европейский выбор.

Министры с удовольствием отмечают предоставление Украине статуса партнера с расширенными возможностями НАТО. Они поддерживают стремление Украины к членству в НАТО. Предоставление Украине Плана действий по членству в НАТО должно стать следующим шагом в этом направлении.

Министры иностранных дел подтверждают желание углублять и расширять украинско-​польско-литовское сотрудничество между вооруженными силами, как на двустороннем, так и трехстороннем уровне, а также использовать в полной мере соответствующие возможности, созданные в рамках НАТО.

Стороны подтверждают непоколебимую приверженность развитию Восточного партнерства путем расширения и углубления сотрудничества и определения его амбициозных и долгосрочных стратегических целей.

Они обещают оказывать взаимную поддержку в борьбе против пандемии коронавирус.

Министры выражают настроенность на активные действия по развитию торговли и инвестиций, обеспечение лучшего доступа к региональной инфраструктуры и повышение ее качества путем активизации амбициозных проектов, способствующих сплоченности в регионе.

Они приветствуют сотрудничество Украины с «Инициативой трех морей», а также сотрудничество в других региональных форматах.

Министры иностранных дел поддерживают эффективное внедрение политико-​экономических реформ в Украине, которые принимают во внимание польский и литовский опыт и лучшие практики и разрабатываются в сотрудничестве с другими европейскими странами.

Они обязуются укреплять контакты между людьми и сотрудничество между гражданскими обществами, в частности между учеными и экспертами.

Для достижения указанных выше целей, министры основывают трехстороннюю платформу для политического, экономического и социального сотрудничества между Украиной, Республикой Польша и Литовской Республикой - «Люблинский треугольник».

Министры будут проводить регулярные встречи, в частности на полях многосторонних мероприятий, и при участии избранных партнеров.

Они также будут организовывать консультации на уровне руководств МИД своих стран и образуют в министерствах иностранных дел должности представителей по вопросам сотрудничества в рамках «Люблинского треугольника».

Спросите где же жирный шрифт?  Впору ответить вопрос на вопрос:  а что там выделять?  Декларация  блещет  изумительным отсутствием каких бы то ни было КОНКРЕТНЫХ целей!  Скажете,  ну это,  мол,  общая черта рамочных документов?  Не соглашусь,  категорически.  Даже рамочные документы вполне могут содержать,  в окружении красивых общих фраз, интересную конкретику.   Примеров-​ уйма.  Но чтоб далеко от кассы не отходить-​ сравните,  например,  с "Договором о создании Союзного государства" между РФ и РБ. https://soyuz.by/dogovor-​o-sozdanii-soyuznogo-gosudarstva    Документ тоже рамочный,  а конкретики - груда.  Можно сколько угодно критиковать темп  достижения заявленных в нём целей,  есть за что,  так  себе темп.   Но,  в любом случае,  это разговор о конкретных целях (таких-​то единых органах госуправления,  создании единой валюты..).  В нём есть что выполнить или выполнить.

В  "треугольной"  Декларации-​ тотальное ничего.  Смесь дипломатической гладкописи и мантр в стиле "крымцеукраинства" надоевшего, думаю,  даже самим украинцам.    Хоть как-​то можно было б зацепиться за  «LitPolUkrBrig»,  совместное военно подразделение трёх участников.   Да вот только о создании бригады  этой,  кто не в курсе,  объявлено было...приготовились... ещё в   2009 году!  Не опечатка,  не 2019,  именно 2009.  То есть  засчитывать её существование за  тревожное последствие подписания "Декларации"-  было бы  странно и смешно.  Смешнее вам будет узнать про  состав и численность этого единого "ударного кулака"  трёх держав -  3 полка,  4,5 тысячи человек.  Этакими  силами-​ до Смоленска,  а то и до Москвы-​ за сутки,  блицкригом, лёгкой прогулкой.    Стоять-​бояться,  русский имперский медведь!   Но  анекдот недосказан, самое восхитительное в бригаде-​  её дислокация.  Приготовились? Военнослужащие бригады от каждой страны несут службу на территории...соответствующей страны участницы!   Перевожу на русский-​  физически бригады  не существует.   Всё что реально можно подвязать к  "Люблинскому треугольнику",  так  это то что  штаб бригады  расположен в том самом польском г.Люблин, в котором подписана нынешняя Декларация.  Сеанс в комнате смеха страха  закончен-​ расходимся.

Ну  это была первая,  болтологическая (как и сама "Декларация...")  часть.   Думаю завтра  подобрать и показать некоторую конкретику (в том числе числовую) по реальной глубине  взаимосвязей  внутри стран треугольника. Ужаснёмся вместе опасному для России и Белоруссии  колоссальному уровню экономической  интеграции и дружелюбия между Польшей,  Литвой и Украиной.  Им то  диктаторы  дружить и совместно развиваться не мешали,  так ведь?  Вот уж  где,  наверное,  взлёт сотрудничества и согласия  за последние годы!   Позавидуем.

Есть чем гордиться?

Продолжим разговор о новой геополитической страшилке под названием "Люблинский треугольник".  Поскольку предполагается,  что белорусский "майдан"  призван включить РБ   в  дружную семью народов бывшей Речи Посполитой,  логично поглядеть,  а каковы же успехи по интеграции тех,  кто  де-​факто в этот проект  уже давно входит.

Ведь   Польше, Литве и Украине (уже 6 лет как она выбрала Свободу)  никакие последние и предпоследние диктаторы Европы не мешали  всласть  отъинтегрировать друг друга.  В общем к чёрту сарказмы и лирику,  вот такую табличку подготовил по официозным данным Державной службы статистики Украины.  Сравнение объёма внешнеторговых связей в 2019  и 2013 (последний  перед киевским майданом) годах.



Первая реакция,  если посмотреть в столбцы где динамика указана в процентах -  Россия Украину потеряла (глубина обвала поражает),  а Польша и Литва... нашли...ли?  Вот тут уже  всё не так однозначно.

1)  Скорее Украина обрела новые рынки в виде Польши и Литвы,  а не наоборот.   Экспорт Украины в эти страны вырос.  Впрочем,  и это не менее важно отметить,  абсолютный объём даже близко не компенсирует чудовищного обвала экспорта в  Россию.   Чем-​то похоже на  выход на   новые рынки  грузинского вина после  "революции роз".   Формально Грузия тогда действительно повысила экспорт во многие страны,  в какие-​то даже впервые стала поставлять,  но на ничтожных объёмах,  даже близко не компенсировав обвала винного экспорта в одну страну (РФ).

2)  Там где,  казалось бы,  успех должен  был быть очевидным-​  обретение Польшей и Литвой рынка Украины -  даже на 6-​летнем периоде-​ пшик.   У Маленькой Литвы рост есть,  но и абсолютные объемы мизерны.    А вот  "выхлоп"   Польши (одного из самых ярых "акторов"  киевского майдана),  да и просто  38-​миллионной державы и соседа Украины -  просто  никакой.   Буквально-​ никакой.  За  шестилетие  с объёмом  экспорта  Польши в Украину произошло блистательное НИЧЕГО.   Вырос бы-  пазл бы сложился.  Хоть бы  снизился-​ мы бы удивились парадоксу.   Но тут именно застыл на том же месте,  где был в 2013.  Внешнеторговым связям Польши и Украины  зелёный свет в политике  не дал ничего.

Вообще,  таблица показывает нам,  что  доля торговли товарами внутри "Люблинского треугольника"  составляет менее 1/10  от общего объёма.

По  торговле услугами (а  там и транзит),  к сожалению,  такое сравнение с 2013 провести не могу (Укрстат не приводит данные за 2013).  Но,  во-​первых,  по данным за 2019  объём  торговли услугами Украины более чем в 10 раз уступает  торговле товарами.   И потому  заведомо менее интересен.   А во-​вторых,   по 2019 году,   на Польшу и Литву и в  торговле услугами тоже приходится менее 1/10  от общего объёма.

Более того,  данные за 1 полугодие 2020 чётко указывают,  что  7-й по счёту  послемайданный год,   тоже прироста не даст.  Ни по товарам,  ни по услугам.   Даст  снижение.   Но в 2020 это можно хотя бы объяснить  общемировым форс-​мажором.

Далее захотелось проверить следующее:  ну хорошо,  если интеграция  Межиморья  неактивна в плане трансграничных потоков,  то может быть  просто  она уже проникла ВНУТРЬ.   В смысле  прямых инвестиций в акционерный капитал самих предприятий.   Но вот что мы видим:



Видим,  что  в плане взаимопроникновения капиталов всё  ещё  тише.   Польский и литовский капиталы на двоих не дают и 3%  от общего объёма вложений!

ВЫВОД.   Гипотетические предположения о  включении Белоруссии в  проект Межиморья ( как ни называй-​ новомодным "Люблинский треугольник"  или  многовековой "Ягеллонской идеей")  звучит красиво,  но не более.  Скорее повод  кому помечтать (краковской  профессуре),   кому  сделать вид,  что опасаются (профессуре московской.  За  долгие (уже 7-й год кряду)  годы  послемайданной жизни  Украина не стала ни новым рынком для польско-​литовских  производителей,  ни новым пространством для приложения капиталов.  Нет обвала (в отличие от отношений с РФ),  но не пахнет и  прорывом.   Есть ли на этом фоне хоть какие-​то причины думать,  будто  с Белоруссией в случае отрыва от РФ (которого к тому же не будет),  эта  интеграция внутри  новой Речи Посполитой вдруг  проснулась бы и  поскакала?   Я  не вижу,  а вы?  Внутри треугольника сильного экономического интереса друг к другу  партнёры так и не проявили,  с чего бы  квадрат дал  резкий толчок?

Счетовод

Белоруссия, Россия, «Люблинский треугольник», Польша, Речь Посполитая, ДНР, ЛНР

Previous post Next post
Up