Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская

Jun 24, 2020 15:55





Дни памяти:   12/25 июня (Перенесение мощей и второе прославление),  21 июля/ 3 августа (Обретение мощей),  2/15 октября

Анна Ка́шинская, в монашестве София, в схиме Анна,  родилась в Входно-Иерусалимская слободе под Кашином, тверская княгиня.    Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех   родственников, междоусобица), так и не менее сложными посмертными   перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к  деканонизации только что прославленной святой - прецеденту в истории  Русской церкви.



Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская  родом была княжной  Ростовской - дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича.

Видео: Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская

Детство и юность ее  прошли в Ростове Великом. Князья Ростовские  отличались благочестием и  христолюбием, были усердные храмостроители,  почитатели иноческого и  иерейского чина, по натуре мягкие, незлобивые,  щедрые и милосердные.

Дед  Анны Борис и его родной брат Глеб княжили 40 лет на Ростовской  земле  совместно, без междоусобиц. Духовным наставником княжны Анны был   святитель Игнатий, епископ Ростовский (+1288), прославившийся строгим   подвижничеством и миролюбием. Все добродетели своего рода,   унаследованные княжной, были укреплены и развиты духовным ее   покровителем. Как писала Татьяна Манухина, происходившая из известного   рода кашинских купцов: «Вере твердой, непримиримо непреклонной, готовой  на исповедничество, учил Анну пример подвижнической жизни епископа  Игнатия».

Княжна Анна, как и все княжеские дочери того времени, была  искусна в  разных видах рукоделия, а когда подросла, то стала известна  своим  умом, кротостью, красотой и в других землях. Княгиня Тверская  Ксения,  несмотря на то, что у Твери с Ростовом Великим в те времена были   взаимные претензии, посылает к князю Димитрию послов с наказом: «Есть   бо у него дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию   желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия   ея ради».



В 1294 году княжна Анна была выдана замуж за великого  князя  Тверского и Владимирского Михаила - внука святого благоверного  князя  Александра Невского. Венчание состоялось 21 (8 с.ст.) ноября - в  день  празднования Собора Архистратига Михаила и прочих небесных Сил   бесплотных в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Жених и невеста   увидели друг друга в первый раз, стоя в храме под венчальными венцами.   Таинство брака совершал епископ Тверской Андрей. Взаимную любовь и   уважение, преданность и понимание пронесли супруги на протяжении 24-х   лет жизни в браке, несмотря на все тяготы, выпавшие им.

Трагична  судьба Тверского княжества в XIV веке, как и судьба святого  благоверного  князя Михаила, убиенного в Орде по предательству  двоюродного брата  князя Московского Юрия 22 ноября 1319 года. В Орде  погибли и два их  старших сына - Димитрий и Александр и внук Феодор.  Великая княгиня Анна  прошла через самые страшные испытания -  насильственную смерть мужа,  сыновей, внука; междоусобицы младших  сыновей и внуков, неоднократное  разорение Тверского княжества. Анна  Кашинская, совершившая яркий подвиг  любви и верности, олицетворяла  особый тип женской святости, который  всегда любили на Руси. «В женском  естестве мужескую крепость имела еси», - читаем мы в акафисте слова, на  протяжении многих веков  характеризующие русскую женщину. В 40-е годы  XIV века княгиня Анна  принимает иноческий постриг в Тверском Софийском  девичьем монастыре с  именем Евфросиния. В 1364 году сын Василий  перевозит ее из Твери в  Кашинский Успенский монастырь.

Преставилась благоверная княгиня Анна 2  (15) октября 1368 года,  приняв в схиме имя Анна. Погребена была в  Кашинском Успенском  монастыре.

Перенесение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской

Останки Анны Кашинской были найдены в 1611 году в кашинской церкви во    имя Пресвятой Богородицы, причём долгое время они были заброшены. По    преданию, княгиня явилась пономарю Герасиму, исцелила его, а затем ещё  нескольких больных. Началось почитание её останков как чудотворных  мощей.

Ее нетленные мощи были обретены 21  июля (3 августа) 1649 года. В  1649 году мощи освидетельствовали тверские духовные по повелению царя  Алексея Михайловича, были зафиксированы новые чудеса.

В 1649 году на Поместном соборе Русской церкви под председательством  патриарха Никона было определено открыть мощи схимницы Анны Кашинской;  сама благоверная  княгиня Анна была причислена к лику святых во всей  Русской поместной  церкви.

В честь святой Анны стали называть новорождённых младенцев. Закрытый гроб, где покоились мощи святой, стали украшать.

Для поклонения святой благоверной княгине Анне и для открытия святых  её мощей в Кашин отправился сам царь Алексей Михайлович вместе с  супругой и со своими благочестивыми сестрами, 21 (31) июля 1649 года в присутствии царя и при большом стечении народа мощи святой Анны были торжественно открыты.

Тело новоявленной угодницы Божией по освидетельствовании  оказалось  нетленным, только небольшие тления оказались на лице и на  ступнях ног.  При этом было замечено, что правая рука лежит на груди,  «согбенна яко  благословящая», то есть с двоеперстным древним перстосложением.

Царь Алексей Михаилович в следующем 1650 году снова отправился в   паломническую поездку в Кашин. Тогда царь и церковные иерархи, при   большом стечении народа города Кашина и его окрестностей, торжественно   перенесли мощи святой благоверной княгини Анны из ветхого Успенского   храма в Воскресенский кафедральный собор.

В этом же году постановили  праздновать память святой Анны дважды в  год: 2 октября, в день её  преставления, и 21 июля, в день обретения её  мощей. Службу на  перенесение мощей составил известный писатель Епифаний  Славинецкий. В 1660-1670-х годах был написан также обширный  агиографический корпус текстов: житие, сказание об обретении и  перенесении мощей, «плач княгини Анны» - в подражание плачу Евдокии,  жены Дмитрия Донского.

Царь повелел построить новый храм в честь Анны Кашинской, а   духовенство Кашинского собора щедро одарил дарами. Царица и царевны   трудились над вышиванием богатого покрова на мощи великой княгини, с   лицевым её изображением и воздухов для богослужения.

После окончательного соборного анафематствования старообрядцев  («раскольников») продолжались споры между старообрядцами и новообрядцами  о древности двоеперстного перстосложения (Московский собор (1656)  объявил всех крестящихся двоеперстно еретиками и подражателями арменов,  предал их анафеме, Большой Московский собор подтвердил это решение и  снова предал анафеме всех крестящихся двоеперстно).

Pages:  1 2

жития святых

Previous post Next post
Up