Суррогатная мать ждёт в Киеве родов. Сразу после этого она отдаст ребёнка.
Суррогатные мамы рожают ребенка, а родители из-за границы забирают его вскоре после рождения: на Украине это целый бизнес. Но эта сомнительная модель больше не работает в корона-кризис.
У Елены Уманец никогда не было такой работы. Вместе со своими коллегами няня ухаживает за 100 новорожденными, которые должны провести свои первые дни жизни в гостиничном номере в столице Украины Киеве.
Они были выношены и рождены украинскими суррогатными матерями для родителей за границей. Но из-за пандемии коронавируса границы сейчас закрыты. «Мы присматриваем за детьми днем и ночью», - говорит Уманец. «Пытаемся заменить им родителей, даже если это невозможно».
Фотографии детей в отеле облетели весь мир. Они осветили этот сомнительный бизнес: суррогатное материнство на Украине. Там законным является то, что запрещено во многих странах, в том числе и в Германии: женщины оплодотворяют свои яйцеклетки от бездетных родителей, вынашивают ребенка за деньги, рожают и передают его генетическим родителям. На Украине это целая индустрия. Роддома и многочисленные посреднические организации тесно сотрудничают друг с другом.
300 евро в месяц, 14 000 евро за роды
28-летняя Наташа (имя изменено - примечание редактора) - профессиональная суррогатная мать. Она живет с родителями в маленькой деревне. У Наташи двое собственных детей. Она разведена. Сейчас она вынашивает ребенка от датской пары. Наташа получает за это 300 евро в месяц и 14 000 евро в виде премии, если роды будут успешными, плюс надбавки за двойню или в случае кесарева сечения.
Наташа хочет встать на ноги материально. Она мечтает о своем собственном доме. «Это будет мое начало. У меня будут четыре стены и крыша над головой», - говорит она. Последние четыре недели до родов она живет с другой суррогатной матерью в Киеве. Агентство арендовало для них квартиру.
Сразу после родов Наташа должна отказаться от ребенка. Ей сказали, что не должно быть эмоциональной привязанности. Родители в далекой Дании сейчас боятся, что они не смогут забрать новорожденного из-за запрета на въезд во время пандемии. Они захотели остаться анонимными. То, что они делают, в Дании тоже незаконно. «Мы должны позаботиться о том, чтобы кто-то присматривал за нашим ребёнком, - говорит датская мать, - то есть должны нанять няню».
Шеф BioTexCom временами находился под домашним арестом
BioTexCom является крупнейшей суррогатной компанией на Украине, которая имеет собственный роддом в Киеве и представительства во многих странах. В BioTextCom родители, которые хотят иметь детей, могут забронировать различные пакеты - ребенок стоит от 50 000 до 70 000 евро. Компания принадлежит Альберту Точиловскому. Даже на самой Украине его фигура не однозначна: в его отношении открывали уголовные дела за торговлю людьми и уклонение от уплаты налогов. Время от времени он находился под домашним арестом.
В 2011 году, по данным Deutsche Welle, итальянской паре родила ребёнка украинская суррогатная мать, в результате искусственного оплодотворения в клинике BioTexCom. Но в Италии пара не была признана родителями. Проверка ДНК, запрошенная властями, не подтвердила, что этот человек был генетическим отцом ребенка. В конце концов, ребенок был усыновлен другой семьей в Италии.
Точиловский подтвердил нам этот факт. По словам предпринимателя, эмбрионы перепутали в пробирке или катетерах во время процедуры.
Альберт Точиловский руководит фирмой BioTexCom - крупнейшим агенством суррогатного материнства на Украине.
«Суррогатное материнство в его нынешнем виде вымрет»
Точиловский не рассказывает, какую прибыль приносит его бизнес. Но он любит поговорить о своих планах. «Суррогатное материнство в его нынешнем виде вымрет», - говорит он. «Женщины, которые сами не могут выносить своих детей, будут класть яйцеклетки в инкубаторы. В течение следующих десяти лет будут изобретены такие инкубаторы».
Светлана Бурковска сама была суррогатной матерью. Сегодня она помогает и поддерживает суррогатных матерей на Украине со своей небольшой благотворительной организацией «Strength of Mothers». Их постоянно обманывают, многие клиники не дают суррогатным женщинам надлежащие контракты, - говорит она.
Всё время возникают проблемы с посредниками, которые не заботятся о новорожденных. «Был такой случай осенью», - говорит Бурковска. «Отец не забрал ребенка. Были осложнения при родах. И этого ребёнка переправляли из квартиры в квартиру, от няни к няне. В итоге он умер».
Йо Ангерер, ARD Studio Moscow