Если Украине её земля не нужна, то зачем ей реки?

May 21, 2020 04:35





Расхищение недр станет легальным бизнесом

После продажи земли и передачи банковской системы  в руки западных кураторов украинские парламентарии решили уничтожить  собственный речной флот, отравить реки и организовать контрабанду на  государственном уровне. Это следует из законопроекта «О внутреннем  водном транспорте», принятом Радой в первом чтении.



Составители  законопроекта делают вид, что озабочены развитием внутренних водных  путей. В пояснительной записке указывается, что существующая  нормативно-правовая база по данным вопросам «имеет фрагментарный характер и не направлена ​​на развитие отрасли»;  наблюдаются износ шлюзов на Днепре (70 лет эксплуатации), нехватка  речного флота, излишня нагрузка на автомобильные и железные дороги.  Специалисты, однако, подвергли законопроект жесточайшей критике.



Алексей Вадатурский, гендиректор и владелец аграрной компании «Нибулон», имеющей собственный флот, назвал законопроект «неуважением к Украине и к людям, которые развивают речное судоходство». Если закон будет принят, его реализация приведёт к гибели украинского судостроения и быстрому ухудшению экологии.

Так,  в законопроекте сказано, что «сброс с судов сточных вод разрешается в  территориальном море, на других водных путях общего пользования, в  акваториях морских портов без ограничений на ходу и при стоянке судов».  Этим позволено заниматься и украинским, и иностранным судам. По словам  президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачёва, такая норма  прямо противоречит директивам ЕС, запрещающим подобные сбросы и  обязывающим сдавать их в специализированные приёмные пункты в портах. «Представьте  себе, какие это будет иметь последствия для Днепра, бассейн которого  является источником питьевой воды для 70% населения Украины, а на  берегах находятся Киев, Днепр (Днепропетровск), Запорожье, Херсон и  другие города, которые используют воду для бытовых нужд. Украина и так  занимает 125 место в списке из 180 стран по количеству запасов питьевой  воды на душу населения», - утверждает Горбачёв.



К  слову, Украина на карте Европы отмечена как маловодная, поскольку её  водные ресурсы из-за загрязнённости не пригодны к забору питьевой воды.  За годы самостийности в стране исчезло более 10 тыс. водоёмов. Ежегодный  сброс сточных вод предприятиями составляет 11 млрд. кубометров, в том  числе 4,2 млрд. - загрязнённых. Теперь в этот «коктейль» хотят добавить  судовую «химию».

Однако и этого составителям законопроекта мало. Они заявляют, что «путевые  работы (эксплуатационное дноуглубление), осуществляющиеся на внутренних  водных путях, не относятся к специальному водопользованию и не требуют  получения разрешений на пользование недрами». Ассоциация судостроителей Украины («Укрсудпром») заявила, что это «попытка  узаконить самовольное проведение дноуглубительных работ любыми  субъектами без каких-либо экологических разрешений и оценок воздействия  на окружающую среду… такие «новации» приведут к загрязнению берегов рек и  уничтожению нерестилищ».

По  данным государственной фискальной службы, только в 2018 г. было  реализовано 2 млн. т неучтённого песка. Добыча песка без лицензии на  Украине запрещена и считается уголовным преступлением. Учитывая  стремительное обмеление рек и каналов, объём работ по дноуглублению  колоссальный. Новая схема, придуманная законодателями, позволит фирмам  получать из казны деньги не только за дноуглубление, но ещё и продавать  песок. При себестоимости тонны до 30 грн. его продажная цена - 100-150  грн. Только в Киевской области рынок песка оценивается в 7-8 млн. т в  год.

В  итоге расхищение недр станет легальным бизнесом, берега рек начнут  обваливаться, а на внутренний рынок Украины поступит радиоактивный песок  из реки Припять, добытый в Чернобыльской зоне.



Ещё  одна новация - добро на пополнение судовых припасов в режиме каботажа  вне 12-мильной зоны флотом под любым флагом. «Укрсудпром» заявил по  этому поводу, что иностранцы будут заправляться топливом и ввозить его,  не уплачивая акцизный налог и НДС, что приведёт к масштабной контрабанде  горючим. По данным украинских налоговиков, сегодня объём теневого рынка  дизтоплива достигает 20%, а ежегодные потери госбюджета оцениваются в  10 млрд. грн. Алексей Вадатурский также подчёркивает, что подобная  практика «создаст угрозу черного импорта оружия и возможность аварийных ситуаций на узких местах речных путей, в т. ч. на шлюзах».

«Укрсудпром»  обращает внимание и на то, что проект закона позволяет судам под флагом  любой страны мира (кроме России!) свободно заходить в украинские реки и  осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе внутренние  перевозки, что прямо противоречит международному законодательству.



Такого  же мнения придерживается судовладелец, акционер компании «Рейдовый  терминал "Конкорд"» Николай Капацына, по словам которого «суда под иностранным флагом окажутся в лучших условиях работы и будут уходить от налогов на Украине»,  а ведь украинские перевозчики платят в бюджет ежегодно более 2 млрд.  грн. Состоятельные иностранные компании зайдут во внутренние перевозки и  сделают украинский бизнес неконкурентным. «Представьте, если бы  рынок земли запустили в 2000-х и разрешили покупать землю иностранцам.  Возможно, на украинской земле сейчас выращивали бы в три раза больше  урожая, только делали бы это не украинские производители. Наши аграрии  того времени вряд ли бы выдержали конкуренцию с международным бизнесом  за такой актив, как земля…», - говорит Капацына.

Украинские  судовладельцы предупреждают, что будут вынуждены перевести свой флот  под офшорную юрисдикцию (иначе будут неконкурентоспособны) и Украина  потеряет не только возможность развития речного транспорта и  судостроения, но и значительные налоговые поступления.



Ассоциация  «Реки Украины», в свою очередь, подчёркивает, что внутренние водные  пути останутся без дополнительного финансирования за счёт портовых  сборов, что противоречит действующему законодательству и приведёт к  стагнации украинских портов.

Ещё  большую обеспокоенность у специалистов вызывает то, что проектом закона  предлагается создание специального фонда для финансирования отрасли, но  источники его наполнения и сроки создания не определены. В итоге реки и  гидросооружения могут остаться без денег.

Николай  Горбачёв говорит, что в 2019 году на текущие ремонты и обслуживание  шлюзов на каскаде ГЭС Днепра из необходимых и запланированных 124,3 млн.  грн. было использовано только 22,7 млн. грн. Между тем шлюзы являются  стратегическими объектами критической инфраструктуры. Любая авария может  привести к разрушению каскада ГЭС, затоплению огромных территорий и  гибели миллионов людей.

Эксперты  убеждены, что законопроект исключает государственный надзор в сфере  безопасности торгового мореплавания и судоходства на внутренних водных  путях. Список выявленных угроз настолько обширен, что может занять с  десяток страниц.

Смысл  начатой игры понятен: по рекам Украины должны ходить только иностранные  (западные) суда без каких-либо ограничений, а избранным туземцам взамен  будет позволено грабить недра страны.

Владимир Пойманов

экономика украины

Previous post Next post
Up