Тайна Святой Руси История старообрядчества в событиях и лицах

May 08, 2020 08:07





ГЛАВА IV ОНА ВСЕХ ПОБЕДИЛА

Кажется боярыня Морозова потомку разгадкой всей Московии,
ее душой, живым ее светом. И потому это так,
что боярыня Морозова - одна из тех,
в ком сосредотачивается как бы все вдохновение народа,
предельная его правда и святыня,
последняя, религиозная тайна его бытия.
Эта молодая женщина, боярыня московитская,
как бы вобрала в себя свет вдохновения старой Святой Руси
и за нее возжелала всех жертв и самой смерти.
И.С. Лукаш

В 1632 году в Москве в семье царского дворецкого Прокопия Феодоровича  Соковнина родилась дочь Феодосия. Вместе с ней в отцовском тереме  возростали два старших брата, Феодор и Алексей, и младшая сестра  Евдокия.



В семнадцать лет скромную и благочестивую красавицу Феодосию выдали  замуж за царского спальника и ближнего боярина Глеба Ивановича Морозова.  Боярин Морозов, суровый вдовец, был гораздо старше своей юной супруги:  ему было далеко за пятьдесят, он был славен и богат, владел более чем  двумя тысячами крестьянских дворов.

Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович,  влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк царя  Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу  «во отцово место». Борису Ивановичу принадлежало неслыханное но тем  временам богатство - более семи тысяч дворов!

Выйдя замуж за боярина Морозова, Феодосия стала вхожа и в царские  палаты, и в дома высшей московской знати. Часто приглашал ее в свои  хоромы для духовных бесед деверь, души не чаявший в набожной и кроткой  невестке. Муж любил Феодосию, и она отвечала ему почтительной,  благоговейной любовью, заповеданной строгими уставами «Домостроя». В1650  году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик.

После смерти бездетного Бориса все его вотчины перешли к брату. А  после того, как в 1662 году умер и сам Глеб Иванович, единственным  наследником и владельцем несметных богатств рода Морозовых оказался  малолетний Иван Глебович, опекаемый матерью.

Неизвестно, когда Феодосия познакомилась с протопопом Аввакумом,  ставшим ее духовным отцом. Весною 1664 года Аввакум, вернувшийся из  сибирской ссылки в Москву, поселился в доме Морозовой, хотя Алексей  Михайлович сначала поместил протопопа с семьей в Кремле, поближе к себе.  Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни.

Здесь протопоп наставлял духовную дочь в «древлем благочестии», читая  вечерами ей душеполезные книги, она же в это время пряла нитки или шила  рубахи. Эти нитки, рубахи и деньги Феодосия тайно раздавала нищим.

На сирых и убогих боярыня истратила треть своего огромного состояния.  Дома же ходила в заплатанной одежде, а под ней сокровенно носила  власяницу, которую надевала, благословляясь у духовного отца:  «Благослови до смерти носить! Вдова я молодая после мужа своего,  государя, осталася. Пускай тело свое умучаю постом, и жаждею, и прочим  оскорблением. И в девках, батюшка, любила Богу молитися, кольми же во  вдовах подобает прилежати о души, веще бессмертней»1.

Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. В  своем тереме привечала прокаженных, юродивых и странников. Один из  странников, инок Трифилий, рассказал Феодосии о благочестивой  подвижнице, старице Мелании - ученице протопопа Аввакума. Морозова  призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиренной  послушницей.

Опытная и учительная инокиня, Мелания, наставляла боярыню «сотворити  всякое богоугодное дело». Вместе они ходили по тюрьмам и разносили  милостыню. Вместе, встав затемно, ежедневно обходили московские святыни и  поклонялись им.

В это же время Феодосия захотела принять иночество. Неоднократно она  обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не  спешила. Тайный постриг состоялся лишь осенью 1670 года, когда в Москве  прилучился знаменитый старообрядческий проповедник, игумен Досифей,  который и совершил чин пострижения. Боярыня Феодосия стала черницей  Феодорой.

Новоначальная инокиня предалась суровому подвигу - посту, молитве и  молчанию - и совершенно устранилась от домашних дел, которые препоручила  верным людям.

Между тем царь, овдовевший в 1669 году, решил жениться во второй раз.  Избранницею государя стала Наталья Кирилловна Нарышкина, будущая мать  Петра I. Брачный пир должен был состояться 22 января 1671 года. На него  позвали и Морозову, первую придворную боярыню. Но боярыни Морозовой  больше не было, была смиренная инокиня Феодора. И она отказалась,  сославшись на болезнь: «Ноги мои зело прискорбны и не могу ни ходить, ни  стоять».

Царь не поверил отговорке и воспринял отказ как оскорбление. Топая  ногами, «тишайший» государь в гневе кричал: «Возгордилась!» С той поры  он возненавидел боярыню и искал случая покарать ее за «гордыню», а  заодно и присоединить к казне огромное состояние Морозовых. От  недоброжелателей боярыни царь узнал, что она придерживается  старообрядчества, и это послужило поводом для опалы.

В начале Рождественского поста 1671 года стало ясно, что Морозову  арестуют. Государь сам говорил об этом со своими приближенными, среди  которых был кравчий, князь Петр Семенович Урусов, муж Евдокии - младшей  сестры боярыни. Вечером 15 ноября, за ужином, Урусов рассказал о  готовящемся аресте свояченицы и разрешил жене навестить сестру,  повидаться в последний раз. Евдокия допоздна задержалась в доме  Морозовой и осталась у нее ночевать. А дома княгиню ждали дети: три  дочки и сынок, любезный свет-Васенька.

Глубокой ночью раздался стук в ворота, крики и лай собак. За  Морозовой приехали. Боярыня пробудилась в испуге, но Евдокия ободрила  ее: «Матушка-сестрица, дерзай! Не бойся - с нами Христос!» Сестры  помолились и испросили друг у друга благословения свидетельствовать  истину. Феодора спрятала Урусову в чулане, а сама вновь легла на пуховик  под иконами.

Тут в опочивальню без стука и приглашения вошел в сопровождении  дьяков и стрельцов Иоаким, архимандрит Чудова монастыря, будущий  всероссийский патриарх. Архимандрит объявил, что прибыл от самого царя, и  заставил Феодору встать для допроса.

Начался обыск - и в чулане нашли княгиню. Иоаким стал допрашивать  Феодору: «Как ты крестишься и как молитву творишь?» Она сложила  двуперстное крестное знамение и показала ему. Так же поступила и  Евдокия, бывшая, как и сестра, старообрядкой и духовной дочерью  протопопа Аввакума. Этого было достаточно.

С усмешкой Иоаким обратился к боярыне: «Не умела ты жить в покорении,  но утвердилась в своем прекословии, посему постигло тебя царское  повеление, чтобы изгнать тебя из дома твоего. Полно тебе жить на высоте,  сойди вниз! Встав, иди отсюда!» Но Морозова не повиновалась приказу  архимандрита, и ее силой вынесли из опочивальни. Сестер заковали в  ножные кандалы и заперли в подвале, а боярским холопам велели крепко  стеречь свою госпожу.

Через два дня с сестер сняли цепи и насильно повели в Кремль, в Чудов  монастырь на допрос к митрополиту Павлу Крутицкому и архимандриту  Иоакиму. На допросе Феодора держалась мужественно, ее не смущали ни  слова о покорности царю, ни призывы вспомнить о сыне и домашнем  хозяйстве.

На все возражения церковных иерархов она отвечала: «Все вы еретики,  власти, от первого и до последнего! Разделите между собою глаголы мои!»  Также твердо держалась и княгиня Урусова. Сестер вновь заковали и  отправили на двор Морозовой.

На следующий день к узницам приехал думный дьяк и привез тяжелые цепи  с ошейниками, которыми заменили легкие кандалы. Феодора целовала новые  вериги и радостно восклицала: «Слава Тебе, Господи, что сподобил меня  узы апостола Павла возложить на себя!»

Потом сестер разлучили: княгиню Урусову отвели под крепкий начал в  Алексеевский монастырь, а боярыню Морозову посадили на дровни и повезли в  тюрьму, на бывшее подворье Псково-Печерского монастыря.

Ее везли через Кремль, мимо царских теремов. Думая, что государь из  своих покоев смотрит на ее позор, Феодора под звон цепей осеняла себя  крестным знамением и простирала к царским окнам десницу с двуперстием.  Этот момент изобразил на знаменитой картине живописец В.И. Суриков  (1848-1916).

Именно по картине «Боярыня Морозова» (1887), хранящейся в  Третьяковской Галерее, старообрядческая мученица известна всему миру.  Заснеженная улица старой Москвы, толпа расступается перед дровнями, на  которых сидит закованная в цепи немолодая женщина в черном. «Художник  остановился на изображении момента увоза Морозовой на допрос, после  которого она не возвратится и умрет в ссылке и заточении. Весь сложный  строй чувств и переживаний, в котором раскрываются мысли и чувства  народа, сложная реакция его на изображенное здесь событие составляют  суть содержания»2.

Страницы:  1 2

старообрядчество, старообрядцы

Previous post Next post
Up