Российская политика "раздачи паспортов"

May 06, 2020 05:40





Новыми поправками к российскому Закону о гражданстве Кремль создает  правовой  предлог для   угрозы или фактического применения силы на базе   утверждения о необходимости защиты российских граждан, проживающих в  соседних государствах.



24 апреля президент Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в закон о гражданстве России. Новые положения   были  быстро приняты  российским парламентом, пройдя  обе палаты всего  за две недели. В соответствии с  положениями поправок, названных «революционными»  в отношении гражданства России, ключевые группы иностранцев, в  частности этнические русские и русскоязычные, проживающие в соседних с  Россией государствах, будут иметь право на упрощенную процедуру  получения гражданства. По имеющимся данным, в результате  принятия  этих поправок, Россия надеется  добавить   себе  от пяти до десяти миллионов новых граждан.

Хотя пересмотр закона о гражданстве отчасти обусловлен необходимостью преодоления демографического кризиса в России,  он также является частью смены курса, предпринятой правительством  Путина, чтобы поставить этноязыковую идентичность и национализм в основу  своей региональной внешней политики. С момента аннексии Крыма и начала  войны на Донбассе на Украине в 2014 году, Россия все чаще стремится  использовать в  своих  геополитических целях  гражданство на  постсоветских территориях,  проводя  политику «паспортизации» диаспоры - массового  предоставления  российского гражданства людям  за пределами территория России.

Политика эта, однако, не совсем новая. В течение последних трех  десятилетий Россия использовала «паспортизацию», вкупе  с другими   политическими мерами,  для продвижения связей с соотечественниками,  чтобы усилить свое влияние в соседних стратегических регионах.

В случаях с Абхазией и Южной Осетией в Грузии, Приднестровьем в  Молдове, Крымом и Донбассом на  Украине эта политика лежала в основе  претензий России на то, что она несет уникальную ответственность,  которая оправдывает ее участие в сфере безопасности и даже военное  вмешательство. Недавние поправки к российскому закону о гражданстве,  таким образом, вызывают обеспокоенность в связи с тем, что Россия  стремится создать юридическое обоснование для вмешательства во  внутренние дела своих соседей, подкрепленной скрытой угрозой военных  действий и даже возможной аннексией.

РОССИЯ И РУССКАЯ ДИАСПОРА

После распада Советского Союза в декабре 1991 года,  до 25 миллионов  этнических русских и десятки миллионов носителей русского языка (тех,  кто использует Россию в качестве основного языка, но не являются  этническими русскими), живут в новых независимых государствах за  пределами России. Поскольку конфликты развивались по периферии России, а  правительство Бориса Ельцина подвергалось внутриполитическим атакам  за  игнорирование русской  диаспоры перед лицом предполагаемой  дискриминации (особенно в Эстонии и Латвии), российская политика  сместила  фокус и сосредоточилась на так называемом ближнем зарубежье.

Новая доктрина российской внешней политики и политики безопасности  формировалась с 1996 года под влиянием влиятельного министра иностранных  дел и премьер-министра Евгения Примакова  . Доктрина основывалась на утверждении, что Россия является великой  державой в значительной степени из-за ее места  в  мире  и  ответственности в сердце Евразии. В рамках этой доктрины этнические и  языковые сообщества, имеющие исторические или культурные связи с Россией  (соотечественники), были представлены в качестве ключевого российского  интереса и краеугольного камня роли России в ее «сфере влияния».

Хотя доктрина Примакова в значительной степени определяла внешнюю  политику России и политику безопасности с середины 1990-х годов,  внутренние проблемы страны и нехватка ресурсов удерживали Россию от  реализации этих идей. Когда Путин стал президентом в 2000 году и  впоследствии консолидировал власть в Кремле, доктрина Примакова  постоянно применялась, первоначально на постсоветских территориях.  Политика диаспоры стала важным инструментом влияния, поскольку Россия  стремилась наладить связи с соотечественниками и оказать давление на  затяжные конфликты в Грузии и Молдове, а также на Украине.

Хотя Путин проводил сильную национальную политику России, он не был  этническим националистом. Российские националистические политики  действительно держались на расстоянии вытянутой руки от политики. В  целом, Путин стремился найти баланс между русской (этнической)  идеей  и  большей идеей российской гражданской государственности.

Таким образом, в то время как Россия обращалась к этническим  родственникам и русскоязычным, она также стремилась установить связи с  различными общинами, имеющими исторические связи с Российской империей и  Советским Союзом, независимо от этнической принадлежности, в рамках  концепции евразийства. Одновременно Москва проводила политику увеличения  представленности  российского гражданства за рубежом путем  паспортизации стратегических нерусских групп.

В 2002 году Москва начала предоставлять гражданство России жителям  сепаратистских регионов Грузии - Абхазии и Южной Осетии. Эта политика  помогла увеличить число российских владельцев паспортов с примерно 20%  населения до более чем 80%. По  оценкам, 250,000-500,000 жителей спорного региона Молдовы -  Приднестровья  также приобрели российское гражданство.

В августе 2008 года, когда Россия и Грузия вступили в войну, Кремль  оправдал развертывание российских военных сил в Абхазии и Южной Осетии, заявив, что они необходимы для защиты граждан России.

ПУТИН  УКРЕПЛЯЕТ ЭТНИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ  С 2014 ГОДА

Поскольку отношения России с Украиной,  после Оранжевой революции 2004 года,   ухудшились, эта страна  стала особой целью усилий России по укреплению отношений с  соотечественниками. Переход Москвы в 2014 году к аннексии Крыма и ее  участие в последующей войне на Донбассе ознаменовали, однако, новый этап  в отношениях России с диаспорой. Впервые Москва захватила территорию с  помощью военной силы на основе этнических притязаний.

В марте 2014 года в своей речи, оправдывающей аннексию Крыма, Путин в  значительной степени использовал русский этнический национализм в  качестве мотивации своей политики. В своей речи  Путин использовал слово русский более 20 раз, и он подчеркнул, что  русская этническая общность была разделена границами в результате  распада Советского Союза. Он также сослался на концепцию русского мира («Russkii Mir» ), о которой говорят  русские православные и славянофильские движения, и подчеркнул стремление к единству.

Использование Путиным (позже в том же году),  термина « Новороссия»  (термин, обозначающий российские имперские территории к северу от  Черного моря, которые в настоящее время преимущественно входят в состав   Украины), указывает,  по-видимому, на то, что Россия стремится  объединить исторические территории, основываясь на этнических и  языковых  связях. В то время как Путин впоследствии отошел от повестки  дня Новороссии, Россия усилила этническую и языковую составляющую своей  внешней политики и политики безопасности в отношении Украины и  стремилась использовать гражданство в стратегических целях.

В апреле 2014 года, в российский закон о гражданстве были внесены поправки,  позволяющие ускорить процесс натурализации новой юридической категории  «русскоязычных», чтобы население вновь аннексированного Крыма могло  получить российское гражданство. В апреле 2019 года Россия расширила  список лиц, имеющих право на получение паспортов  в  ускоренном   порядке, чтобы включить жителей контролируемых сепаратистами территорий  Луганска и Донецка на востоке Украины, а затем и всех жителей регионов,  даже в районах, находящихся под контролем Украины. По сообщениям, более 200 000  украинцев получили российское гражданство в 2019 году, что более чем  вдвое превышает показатель за 2018 год. В то же время,  были выданы  российские паспорта  227 000 жителям двух спорных восточных областей Украины.

В соответствии с поправками 2020 года к российскому закону о  гражданстве политика Москвы в области паспортизации значительно  расширена и охватывает большую часть бывших советских территорий. В  пересмотренном законе Россия де-факто разрешает двойное гражданство,  отказываясь от прежнего требования, согласно которому лица, претендующие  на российское гражданство, должны представить подтверждающее  примечание, которое они подали для отказа от своего нынешнего  гражданства в своих странах. В то же время гражданам Беларуси, Украины, Молдовы и Казахстана  предоставляется упрощенная процедура подачи заявления на получение  ускоренного получения российского гражданства. Лицам без гражданства в  Эстонии и Латвии также предоставляется упрощенная процедура получения  российского гражданства.

ПАСПОРТА И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

После аннексии Крыма,  президент Путин все больше подчеркивает  этнические и языковые элементы российской внешней политики и политики  безопасности. В рамках этого подхода Россия стремится  создать  транснациональное гражданство, ориентированное на соотечественников  по  всему бывшему Советскому Союзу.

Таким образом, поправки 2020 года к российскому закону о гражданстве  знаменуют собой значительный шаг в проекте российского национального  строительства за пределами российского государства. Эти меры,  по-видимому, направлены на дальнейшее ослабление юридической значимости  государственных границ соседей России и на усиление претензий России на  региональное право на  защиту [своих граждан], подкрепленное угрозой  применения силы.

Д-р Нил Мелвин является директором по международным исследованиям в  области безопасности Королевского института объединенных служб (RUSI).

Neil  Melvin (Нил Мелвин)

переводчик Игорь  Львович         

паспортизация ЛНР/ДНР, паспорт

Previous post Next post
Up