Женщины против: «Миссис Америка» - новый сериал о борьбе феминисток в Америке 1970-х

Apr 25, 2020 05:54





15 апреля сервис Hulu выпустил для зрителей мини-сериал «Миссис Америка» с Кейт Бланшетт в главной роли - о консервативной активистке Филлис Шлэфли, объявившей  войну феминисткам второй волны в начале 1970-х годов. Шоураннерами  сериала стали Анна Боден и Райан Флек - режиссеры профеминистского  экшена «Капитан Марвел». Девять серий «Миссис Америка» (зрителям пока доступны четыре) рассказывают о конфликте американского феминизма с политическим истеблишментом, внутренних  противоречиях фемдвижения и борьбе за голоса избирателей при принятии  закона о равноправии. Кинокритик Алиса Таёжная рассказывает, почему «Миссис Америка» - своевременный и захватывающий политический сериал не только о феминизме, но и о природе любой борьбы за права, освобождение и достоинство.


История и контекст

На дворе - начало 1970-х годов, и улицы уже наводнило новое поколение  «Вудстока»: женщины в джинсах клеш с пацификами на шеях и плакатах.  Многие из них принимали активное участие в шествиях против войны  во Вьетнаме и сегрегации, а теперь объединились за Поправку о равных  правах (Equal Rights Amendment (ERA), которая должна обезопасить женщину  в этом «мужском мире» привилегий. Поправку составили феминистки еще  в 1920-е годы: она касалась финансовой и гражданской защиты женщин вне  семьи - опеки над детьми, пенсий, алиментов, репродуктивных прав.  Но закон на 50 лет застрял в проработке. В 1972 году феминистки борются  за ее принятие, а параллельно добиваются закона об абортах, терпимости  к сексуальным меньшинствам и равной оплаты труда.

Авторитет движения - писательница Бетти Фридан (Трейси Ульман),  опубликовавшая в 1962 году разбудивший Америку бестселлер «Загадки  женственности» - нон-фикшен о жизни американских замужних женщин  в ловушке патриархальной семьи. Самая любимая и конвенционально красивая  публичная феминистка - Глория Стайнем (Роуз Бирн), пострадавшая  от подпольного аборта: она - светская любимица масс-медиа, открыто  встречается с афроамериканцем и принципиально не хочет выходить замуж.  На политическом небосклоне появляется еще одна внезапная кандидатка  за голоса женщин - афроамериканка Ширли Чисхолм (Узо Адуба): с амбициями  на президентское кресло через несколько лет после убийства Мартина  Лютера Кинга. Внутри феминистского движения много противоречий: между  поколениями, гетеросексуалками и лесбиянками, белыми и расовыми  меньшинствами и даже республиканками и демократками.



Getty Images По центру в очках: Глория Стайнем на протестной акции в Нью-Йорке в 1970-х

Ратификация поправки в разных Штатах начинается в 1972 году (каждый  штат голосует по отдельности, 2/3 штатов должны выступить за). И тут  феминисток, почти победивших в своей борьбе, ждет неприятная  неожиданность национального масштаба. Правая активистка и экспертка  по национальной безопасности Филлис Шлэфли (Кейт Бланшетт) пускается  в борьбу против феминистского движения с лозунгом STOP ERA (STOP  расшифровывается как Stop Taking Our Privileges - «хватит отнимать наши  привилегии»). Шлэфли, мать нескольких детей и жена не последнего  республиканского политика, строит свою риторику на том, что ERA - атака  на благополучную американскую семью, где жены получают привилегии  от брака, возможность не работать и «выполнять свое природное  предназначение» - быть хранительницами очага и матерями.



Телевизионная Глория Стайнем

Зацепившись за самые радикальные формулировки в «Загадках  женственности» (в частности, что «семья - это концлагерь с удобствами»),  Шлэфли говорит о том, что феминистки попирают базовые привилегии  американских женщин - заниматься домом и быть избавленными от карьерных  забот: большая часть паствы Шлэфли, по сути, домохозяйки. Филлис - очень  удобная политическая фигура для консерваторов: замужняя, богатая  и успешная женщина, которая разоблачает неудобных активисток  с преимущественно левой повесткой. Идеальная представительница правых  сил, которые ставят знак «равно» между социальной справедливостью  и социальным государством - льготами, государственными выплатами,  защитой уязвимых. А еще Филлис - угроза фемдвижению, потому что, борясь  с ней, необходимо бороться и с ее сторонницами - другими женщинами, чьи  голоса могли бы пойти феминисткам в плюс. Атакуя ее, феминистки атакуют  не «шовинистскую свинью», а такую же женщину, как они сами. История  каждой из главных героинь полна противоречий - между общественными  ожиданиями и личным опытом, выученной ролью и необходимостью реагировать  на обстоятельства. И «Миссис Америка» раскрывает эту эпоху и этих  женщин в нескольких центральных темах.

Отрицание сексизма и игра по правилам

Авторы сериала совершенно неслучайно сделали главной героиней  реакционерку Филлис Шлэфли, которую играет феминистка Кейт Бланшетт -  она была одной из женщин, инициировавших  памятную акцию на Каннском кинофестивале 2018 года о дискриминации  женщин в киноиндустрии. Исторический байопик Фридан, Стайнем или Чисхолм  мог получиться героическим и даже открыточным: великая женщина-борец  за все хорошее против всего плохого отлично смотрится в энциклопедии,  но редко поддается захватывающей экранизации.



Кейт Бланшетт в роли Филис Шлэфли

Шлэфли - гораздо более интересная героиня для анализа: напичканная  противоречиями, зажатая в тисках правил приличия, но одновременно  получающая от этого дивиденды. В конце концов, женщина, выбравшая своей  работой атаку на других женщин. Судьба Шлэфли - тернистая и незавидная,  при всех результатах, которых ей удалось достичь. Родом из неполной  семьи, она столкнулась с бедностью матери и ее неспособностью прокормить  детей и заработать на пенсию. Очень рано Шлэфли вышла замуж за мужчину  старше себя с карьерными амбициями и отыгрывает на публике роль его  поддерживающей второй половины. Филлис действительно предана мужу  и любит его, но иногда занимается с ним сексом против воли, а,  баллотируясь на политический пост, даже не ждет от мужа, что он может  последовать за ней. Будучи менее образованной в правовом поле (Филлис -  политолог, а не юрист), она тем не менее работает редактором  и спичрайтером своего мужа, преподает и пишет. А еще она родила шестерых  детей - старшие уже совсем взрослые. Если вынести ее политические  амбиции за скобки, Филлис живет в привычном мире диетической колы,  домохозяйских сплетен, кухонных разговоров о том, как одновременно  кормить грудью и худеть и как удержать рядом с собой мужчину. Ведь  мужчина по факту - кормилец ее и общих детей. Ее, как и всех женщин того  времени, представляют по имени и фамилии мужа - Миссис Фред Шлэфли. Муж  оплачивает весь ее образ жизни, включая поддержку матери, политическую  карьеру и дорогие привычки - с чернокожей прислугой, походами в салон  красоты, изысканными нарядами и рабочими поездками.



Bettmann Archive/Getty Images Филис Шлэфли на акции против сторонников ERA

«Как домохозяйка с шестью детьми интересуется ядерной войной?»  Приглашая Шлэфли на телеэфир о проблемах нацбезопасности (ее фирменный  почерк - алармистские послания о красной угрозе и ядерной войне),  ведущий перебивает ее на каждом слове и советует широко улыбаться,  ее это коробит, но она проглатывает. На политической встрече  с кандидатами в Конгресс Филлис - единственную женщину - просят взять  блокнот и вести протокол, потому что у нее наверняка «самый изящный  почерк». Поддерживая мужа на местных выборах, она позирует в купальнике  с американским флагом. Коллега мужа жалуется на работе, что жена просит  его поговорить с младенцем: «О чем мне говорить с новорожденным?  О Вьетнаме?» Он же советует Филлис профессионально заняться выпечкой,  раз уж у нее это так хорошо получается. Перед каким выбором стоит Филлис  как историческая фигура? Признаться (в первую очередь самой себе), что  ее жизнь по мужским правилам - многолетние односторонние уступки, где  ей отведена вторая роль? Озвучить, что у ее красоты есть срок годности?  Узнать в «Загадках женственности» свою судьбу и истории товарок, которые  рожают детей и вышивают крестиком? Именно это болезненное полуосознание  правды и стремление к власти, даже за счет консервативных сил - хребет  неоднозначной и неприятной героини, в которой легко узнается типаж  выживающего.

Стереотипы о феминизме и феминистках

«Вы читали нашу программу или просто несете что в голову  взбредет?» - спросят у Шлэфли оппонентки, инициирующие ERA. Она  не читала программу. И она несет то, что в голову взбредет, работая  на типичных клише о феминизме для ведомой публики. Некрасивые  неприкаянные женщины, брошенные жены и скандалистки, с которыми никто  не хочет связываться. Громкие бабы, обиженные на весь мир. Женщины  с нерасчесанными волосами и небритыми ногами. Слишком серьезные  женщины - feminists are no fun. Что-то очень знакомое, верно? Спустя  почти 50 лет после событий «Миссис Америки» оппоненты феминисток  используют тот же вокабуляр и те же стереотипы - представляющих  опасность и неспособных на переговоры мужененавистниц, которые хотят  заставить мир лежать у их ног.



Филлис Шлэфли отлично понимает эти стереотипы и правила игры,  по которым она действует. Выставить женщин с транспарантами как  маргиналок и наймитов левого движения, напугать не читающих новости  и не вовлеченных в общественную жизнь домохозяек домыслами о крахе семьи  и падении правительства - отличный способ закрепиться на голосах  миллионов женщин, чьи страхи перед самостоятельной жизнью не дают  им действовать в собственных интересах. «Почему Глория Стайнем не вышла  замуж?», «Почему Бетти Фридан в разводе?», «Кто воспитывает ребенка  Ширли Чисхолм, пока она занимается политикой?» - с такими нападками  на частную жизнь и арсеналом мизогинии Шлэфли вербует своих сторонниц.

Она приписывает феминисткам не существующие в реальности и никак  не доказуемые презрение к семье и материнству, унижение домохозяек,  призывы к женской службе в армии и даже агитацию за совместные душевые.  Ничего из этого нет в ERA, это порождение коллективного сна разума,  но правильные интонации с лояльной аудиторией работают. Вместо  обсуждения реальных фактов трудовой дискриминации, стеклянного потолка  и бытового сексизма Шлэфли формирует в обывательском мировоззрении  запоминающийся отрицательный образ - агрессивную группу безбрачных  и никому не нужных женщин, занимающихся политикой только потому, что они  «мужика хорошего не встретили». Sisterhood of misery - сестринство  страдания. Действительно, кому захочется ассоциировать себя с такой  группой, а не с подстриженным газоном около собственного дома, где  резвятся любимые дети? И когда Филлис захочет подчеркнуть различие  с феминистками, то для первого демарша выберет символику домашнего уюта,  который получают мужчины в традиционных семьях, - свежеиспеченный хлеб  и рукодельные подушечки с нежными вышивками.



Телевизионная Бетти Фридан

Горизонтальные сообщества и солидарность

Выход общественных движений в большую политику - событийный центр  сериала: «Миссис Америка» строго соблюдает таймлайн нарастающего  конфликта между Шлэфли и фемдвижением в 1972-1973 годах. Самое  интересное и ценное здесь - как раз взгляд на неоднозначную структуру  политических сил, где поиск идеологического сторонника сопровождается  постоянным торгом, закулисными переговорами и скрытыми договоренностями.  Напомним, в начале 1970-х мир публичной политики - белый и мужской, так  что, несмотря на сексистские и расистские тенденции, феминисткам  требуется постоянно договариваться с теми, кто, по сути, является  источником их проблем, - самоуверенными белыми мужчинами  и поддерживающими их женщинами.

Объединяющий пункт политической компании феминисток - право  на аборт, которое в стране с верующим консервативным населением  поддерживается далеко не всеми, поэтому публичный политик, мечтающий  о победе, предпочтет такое требование в своей программе не выдвигать.  «Если бы мужчина мог забеременеть, аборт был бы священным правом», -  говорит Чисхолм, и она совершенно права. Опасность для жизни и здоровья  подпольных абортов, невозможность прокормить еще одного ребенка,  отсутствие социальной защиты и поддержки матерей - то, с чем в сюжете  сериала сталкивается много женщин. «Аборт - это наш Вьетнам». Кто-то  пережил аборт сам, кто-то похоронил подругу или сестру, кто-то вынужден  ходить на работу с грудным ребенком, кто-то берет детей в офис, потому  что не может позволить себе няню.

Но в остальных вопросах внутри фемдвижения солидарности меньше.  Есть ли разница в требованиях белых женщин и меньшинств? Включать ли  в повестку вопросы ЛГБТ+? Как быть с левыми идеями? С какими  мужчинами-политиками и на каких условиях возможны альянсы? Можно ли  выработать единую лексику и стратегию всего фемдвижения? Как любое  кипучее и живое сообщество в борьбе за выживание, феминизм второй волны  кипит от противоречий - феминисток слишком мало, чтобы прорваться  в большую политику, но достаточно много, чтобы отличаться между собой.  Сестринство или личная позиция? Безусловное союзничество по гендеру или  отстаивание принципов конкретной группы? На наших глазах в «Миссис  Америка» разворачивается настоящая битва в низах.

С кампанией Филлис Шлэфли тоже не все так безоблачно. Консерваторы  имеют мутные источники дохода из ультраправых и религиозных организаций.  Многие домохозяйки, которых берет под свое крыло Шлэфли, глупее нее,  не умеют выступать и вести себя. Многие - расистки с афроамериканскими  слугами дома. Другие не понимают психологических и социальных механизмов  борьбы за власть, так как привыкли жить пассивно на доход своих мужчин.  Ими удобно управлять, и Шлэфли это блистательно делает: эти женщины  живут в мире без фактчека, легко поддаются внушению - но так же легко  ими может манипулировать и кто-то другой.

«Я говорила всего с четырьмя мужчинами за всю свою жизнь - с отцом,  мужем, сыном и священником», - хвастается Элис, сподвижница Филлис,  много лет живущая в танке. Другая посвятила год борьбе с мюзиклом  «Волосы». Зато они разбираются в информационном сетевом маркетинге:  распространяют панику в телефонных разговорах с подружками, завязывают  разговоры с потенциальными сторонницами на детских площадках, говорят  об опасностях феминизма в салонах красоты. И не брезгуют выступлениями  перед враждебной аудиторией, пытаясь расшатать ее единство. «Тот,  на кого направлено медийное внимание, всегда побеждает» - актуальный  тезис и в 2020 году, когда идет борьба за заголовки, а маленькие группы  не могут объединиться перед большим злом. Трампизм, движение Time’s Up,  приемы публичной полемики и давление на страх вместо обсуждения  программы действий - часть политической реальности, в которой призраки  Шлэфли, Фридан и Стайнем вселились в новое поколение женщин.

источник

США, семья, феминизм

Previous post Next post
Up