Священномученик Зенон Веронский (Видео)

Apr 24, 2021 13:24





День памяти: 12 (25) апреля

Священномученик Зенон был уроженцем северной Африки (родился на  территории нынешних северного Марокко или Алжира). Имя «Зенон» ( Zeno)  является сокращением от греческого «Зенодот» (Zenodotos). На немецкий и  русский языки «Зенодот» можно условно перевести как «Данный Зевсом». В  России встречается и альтернативное написание имени св. Зенона -  «священномученик Зинон, епископ Веронийский».



Путешествуя по разным странам с  намерением получить христианское образование, он пришел в Италию и  поселился здесь в городе Вероне1. Жители этого города, видя  добродетельную жизнь святого, избрали его своим епископом. Прославился  борьбой с арианской ересью в период правления императоров Констанция и  Валента.

Хотя гонение на христиан в это время уже прекратились, но еще повсюду  было множество язычников, которых Зинон и просвещал светом учения  христианского. Сверх того, ему пришлось вести борьбу с арианами2.  В этой борьбе он оказался твердым исповедником истин православия, не  отступившим от него несмотря на гонение, воздвигнутые на православных  императорами, покровительствовавшими арианству, Констанцием3 и Валентом4.

Неизвестно, когда и каким образом пришел к христианской вере и где  принял монашество движимый миссионерским духом Зенон. По преданию, он  добывал себе пропитание рыбной ловлей. По этой причине святого,  прозванного веронцами «мавром», часто изображают с посохом и книгой, к  последним добавляют удилище и две рыбы. В древней веронской церкви Св.  Зенона, построенной на том месте, где, согласно местной легенде, молился  и рыбачил на берегу Адидже св. Зенон, ныне хранится большая каменная  глыба, на которой он сидел во время рыбалки.Покрыто неизвестностью и  время появления «темнокожего проповедника» в Вероне, где Зенон был  посвящен в сан епископа 8 декабря 362 г.

Одним из важнейших аргументов в пользу африканского происхождения  Зенона является его проповедь, посвященная мученичеству св. Аркадия,  пострадавшего предположительно в Cев. Африке в г. Кесария Мавританская  (ныне Шершель, Алжир) при императорах Деции или Диоклетиане. В проповеди  его мученичество описано с такими подробностями, которые предполагают,  что автор был очевидцем описываемых событий, а значит, африканцем. Эта  проповедь Зенона тесно связана с Мученичеством св. Аркадия, стиль и  содержание которого очень близки проповеди Зенона, в связи с чем одни  исследователи предполагали, что текст Мученичества хотя и представляется  более древним и восходит к аутентичным мученическим Актам, но был  восполнен с помощью проповеди Зенона; другие - что проповедь Зенона  лежала в основе Мученичества, третьи - что у них был общий источник,  четвертые - что автором как Мученичества, так и проповеди был сам Зенон.  Однако в последнее время многие из аргументов в пользу африканского  происхождения Зенона были подвергнуты серьезной критике. В частности,  ряд исследователей доказывали, что североафриканская классическая и  христианская литература уже в IV в. была широко распространена и хорошо  известна в Сев. Италии, равно как и североафриканская версия, а т. н.  «североафриканский стиль» проповедей Зенона может быть просто «греческим  азианизмом в латинском обличье». Остается недоказанным и то, что св.  Аркадий пострадал именно в Кесарии Мавританской, поскольку в самом  тексте проповеди Зенона эта информация отсутствует (она имеется лишь в  заголовке проповеди, который Зенону не принадлежит, а в тексте  Мученичества в качестве места действия указывается Ахайя. Наконец,  опираясь на греческое происхождение имени Зенона, некоторые  исследователи заключили, что и сам Зенон был грек по происхождению.  Однако это маловероятно, т. к. греческие имена имели широкое  распространение во всей Римской империи. В настоящее время  североафриканское происхождение Зенона считается общепризнанной, хотя и  недостаточно обоснованной гипотезой. Другая, менее вероятная гипотеза  указывает на Сирию как место рождения Зенона. Она основывается на одном  позднем свидетельстве - «Стихах о Вероне», где говорится, что Зенон  «приехал в Италию из Сирии». Однако данные, содержащиеся в этом  источнике, считаются ненадежными. Некоторые исследователи попытались  объединить гипотезы происхождения Зенона, предположив, что его родиной  была Северная Африка, из которой он сначала отправился в Сирию, а оттуда  в Италию: в Медиолан (ныне Милан) или Аквилею, а затем в Верону.  Наконец, согласно 3-й гипотезе, его родиной была Верона. Этой гипотезы  придерживался ряд исследователей Нового времени; в новейшее время ее  признавали наиболее вероятной итальянские ученые К. Труцци и Дж. Сгрева.  Во всяком случае известная церковная и литературная деятельность Зенона  была тесно связана с Вероной.
По позднему Житию, он сначала вступил в какой-то монастырь в пригороде  Вероны, где проводил строгую подвижническую жизнь в затворе, в  постоянных постах и молитвах прося у Бога, чтобы Тот удостоил его  возможности проповедовать людям Слово Божие. Эта возможность появилась,  когда Зенон был избран 8-м по счету епископом Вероны. Время его  епископства устанавливается на основании ряда косвенных данных:  упоминания свт. Афанасием I Великим, одного предшественника Зенона-  Луциллия, 6-го епископа Вероны; цитат в проповедях Зенона из трактата  свт. Илария Пиктавийского «Tractatus super Psalmos», написанного в 360  или между 364 и 367 гг.; послания свт. Амвросия Медиоланского к Сиагрию,  11-му епископу Вероны (ок. 380 или между 395 и 397), и др. Кроме того,  согласно братьям Баллерини, если принять традиционную дату посвящения  Зенона в епископы 8 декабря по литургическому календарю и учесть, что  это должен был быть воскресный день, то на основании общепринятого  календаря его посвящение могло произойти только в 356, 362 или 373 г.  Исходя из количества значащихся в диптихах епископов, занимавших  Веронскую кафедру до и после Зенона, первую дату следует признать  слишком ранней, а третью - слишком поздней. Т. о., З. был посвящен в  епископы 8 дек. 362 г.  Наконец, А. Бигельмайр выдвинул предположение о  том, что длительность епископского служения Зенона может быть  установлена исходя из количества пасхальных речей, содержащихся в  сборнике его проповедей, каковых, по разным подсчетам, 8 или 9. Т. о.,  предположительно епископство Зенона длилось 8 или 9 лет и закончилось 12  апреля (дата кончины Зенона по литургическому календарю) 370 или 371 г.  Данные о времени пребывания Зенона на кафедре в период 362-370/1 гг.  хорошо согласуются с большинством остальных данных о его епископстве и в  настоящее время считаются общепризнанным, хотя и оспариваются  некоторыми исследователями, стремящимися расширить этот период до  360-380 гг. или передвинуть его на более поздний срок - 364-378 гг.

Согласно «Стихам о Вероне», Зенон своей проповедью  привел жителей  Вероны к крещению и сотворил среди них множество чудес: исцелил от  нечистого духа дочь имп. Галлиена (260-268), вернул из пучины утонувших  волов вместе с возницей, избавил многих людей от вражеского вторжения,  воскресил мертвого, унесенного рекой, ниспроверг множество идолов и  прочее. Рассказы о чудесах Зенона почти в тех же выражениях повторяются в  его позднем Житии, где подробно описываются деяния этого «святого  архипастыря и чудотворца, изгонявшего бесов и ревностно проповедовавшего  христианскую веру.

Здесь также, хотя и с большими подробностями , сообщается об  исцелении от нечистого духа дочери имп. Галлиена; именно с этим автор  Жития связывает успехи Зенона в обращении жителей Вероны в христианство,  разрушении идолов и строительстве на их месте христ. церквей. Хотя  большинство исследователей рассматривают этот рассказ как явную  хронологическую ошибку, было предложено иносказательное его толкование:  изгнание нечистого духа из дочери языческого императора символизирует  избавление от диавола и идолослужения самой Вероны, образом этого города  и является дочь имп. Галлиена, имя которого было начертано над одними  из городских ворот. Т. о., в основе повествования о чуде мог лежать  реальный факт обращения Вероны в христианство проповедью Зенона. Во  многмх поздних источниках Зенон назван «исповедником» (confessor) и даже  «мучеником» (martyr); однако это всего лишь предположения, Житие же  содержит ясное указание на то, что Зенон принял мирную.

История о чуде в Вероне обрела со временем легендарный характер и,  начиная приблизительно  с VIII в., была широко распространена в землях  «севернее Альп», в частности, в Баварии, где берущие свое начало в горах  реки и  ручьи часто выходили из берегов и топили большие пространства.  Верующие  пересказывали друг другу, что однажды в Вероне протекающая  через город и широко  разливавшаяся река Адидже достигла церкви Св.  Зенона. Ее двери были открыты и вода, со  всех сторон окружившая храм не  проникла в него, где собралось много народа.  Вода в глазах людей будто  бы и не была водою, а напоминала какую-то жидкую и в то же  время  твердую массу. Однако люди в храме смело подходили к становившейся у  дверей  церкви воде и черпали эту пригодную для питья воду. Это  примечательное событие свидетельствовало западным христианам о  праведности и святости епископа  Зенона, ставшего небесным покровителем  Вероны.

В латинских «Стихах о Вероне» (Versus de Verona; ок. 781 - 810 г.)  неизвестного автора рассказывается о разрушении св. Зеноном идолов и об  обращении жителей города в христианство, сотворении им многих чудес и  возведении в христианских церквей. Название базилики «Св. Зенона»  упоминает Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» (Песнь XVIII:  «Io fui abate in San Zeno a Verona // sotto lo'mperio del buon  Barbarossa, // di cui dolente ancor Milan ragiona...»).

Потрудившись много на пользу Церкви Божией и достаточное время руководив своею паствою, святой Зинон отошел с миром ко Господу5.

Многие поздние источники, среди них и житие святого, пишут о мирной  кончине епископа Зенона. В других текстах его называют «исповедником» и  даже «мучеником», однако это всего лишь предположения. Согласно немецким  источникам, св. Зенон окончил земную жизнь 11 или 12 апреля 370/371 (  также -372 ) года, а по другим данным, это случилось в конце III-го -  начале IV века.

За свои великие подвиги, святой Зинон был удостоен от Бога дара чудотворений. Святой Григорий Великий6 повествует о следующем чуде, случившемся в день памяти святого в 558 г.

В этом году в Италии было необыкновенное наводнение. Главная река Италии, Тибр7,  вышла из берегов, так что все окрестности Рима были залиты водою. Река  Атесис, протекавшая близ города Вероны, также вышла из берегов своих;  воды ее окружили храм, построенный в честь святого Зинона, и, поднимаясь  все выше и выше, достигли, наконец, до самых окон церкви. Двери  церковные были отворены, но вода не вошла в храм, а стала как бы стеною  при дверях, так что многие из бывших в храме, подходили к дверям и  утоляли жажду, черпая воду руками своими.

Почитание Зенона как святого и чудотворца началось в Вероне уже в V  в., где в посвященной ему церкви покоились его мощи, у которых  происходили многочисленные исцеления, а затем распространилось по всей  Сев. Италии и приграничным областям. В 552 г. в Равенне была построена  церковь во имя Зенона, а в кон. VI в. свт. Григорий Великий передает  рассказ о том, как веронская церковь с мощами Зенона чудесным образом не  пострадала от разлива р. Атес (ныне Адидже) во время сильного  наводнения. Тот же рассказ воспроизводится и в Житии Зенона. В  каролингскую эпоху почитание Зенона распространилось в Юж. Германии, но  основным центром по-прежнему оставалась Верона, где в средние века была  перестроена и расширена церковь Зенона.

Много и других чудес было совершенно по молитвам угодника Божия Зинона.

Примечания:
1 Верона - один из древнейших городов Италии, выстроенный в I-м веке до   Р.Хр. В настоящее время Верона - первоклассная итальянская крепость.
2 Ариане учили, что Сын Божий не равен Богу Отцу и есть Его творение.   Основателем этой ереси был александрийский пресвитер Арий. Учение его   было осуждено на I-м вселенском соборе, происходившем в Никее в 325 г.
3 Император римский, Констанций царствовал с 353 г. по 361 г.
4 Валент управлял римскою империею с 364 г. по 378 г.
5 Кончина священномученика Зинона последовала ок. 380 г.
6 Святой Григорий Великий (Двоеслов) - знаменитый учитель западной   Церкви, живший в VI в. Из его сочинений особенно замечательны: «Диалог о   жизни италийских отцов» (за это сочинение, написанное в диалогической,   т.е. разговорной форме, святой Григорий и получил прозвание  «Двоеслов»); - «Правило пастырское», содержащее в себе рассуждения о  том, каков  должен быть пастырь и как он должен исполнять свои  обязанности; Чин  литургии преждеосвященных даров; беседы на Евангелие и  книгу пророка  Иезекииля и др. См. житие его под 12 марта.
7 Святой Зинон оставил после себя некоторые сочинения, - именно 16   пространных и 77 кратких наставлений или бесед, касавшихся разного рода   религиозно-нравственных вопросов.

Pages:  1 2

жития святых

Previous post Next post
Up