Голос вечности. Суббота третьей седмицы Великого поста. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Mar 21, 2020 04:04





В  сумраке тихого летнего вечера стоял я, задумчивый и одинокий, на могиле  моего друга. В тот день совершено было поминовение о нем; в тот день  семейство его долго оставалось на могиле. Почти не слышно было слов  между присутствовавшими: слышны были одни рыдания. Рыдания прерывались  глубоким молчанием; молчание прерывалось рыданиями. И долго сменялись  рыдания молчанием, молчание рыданиями.



Стоял я, задумчивый и одинокий, на могиле; стоял, осененный  впечатлениями дня. Внезапно овладело мною неожиданное, чудное  вдохновение. Как будто услышал я голос почившего! - Загробную речь его,  таинственную беседу, чудную проповедь, какою изобразилась она в душе  моей, спешу начертать трепещущею рукою.

Читать по теме:

Как правильно поминать усопших

Поминовение усопших

Слово в Родительскую Субботу

Субботы Великого Поста

Слово    об усопших в вере, - о том, какую пользу приносят им совершаемыя о  них   литургии и раздаваемыя милостыни , преп. Иоанн Дамаскин

Тут только есть верующие и неверующие. Там - все верующие

«Отец  мой! мать моя! супруга моя! сестры мои! В черных одеждах, облеченные в  глубокую печаль и телом и душою, стеклись вы к моей одинокой могиле, - с  поникшими главами окружили ее. Безмолвно, одними помышлениями и  чувствованиями, вы беседуете с безмолвствующим жителем гроба. Сердца  ваши - фиалы неисцельной грусти. Потоки слез льются из очей ваших; вслед  за потоками пролившимися рождаются новые слезные потоки: печали нет  дна, слезам нет конца.

Младенцы  - дети мои! и вы здесь у камня могильного, у камня надгробного! И на  ваши глазки навернулись слезки, а сердце ваше не знает, о чем плачут  очи, подражающие очам отца моего, очам моей матери. Вы любуетесь камнем  надгробным, камнем светящимся, гранитом зеркальным; вы любуетесь  надписью из букв золотых; а они - этот гранит и эта надпись -  провозвестники вашего раннего сиротства.

Отец  мой! мать моя! супруга моя! родные и друзья мои! что стоите вы так  долго над моей могилой, над хладным камнем, хладно стоящем на страже  гробовой? Давно уже охладело мое бездыханное тело; по приговору  Всемогущего Творца оно возвращается в свою землю, рассыпается в прах.  Какие тяжкие думы объемлют вас, удерживают на могиле моей?.. Служители  алтаря принесли у ней молитву о упокоении моем, возгласили мне вечную  память в спасающем и упокоевающем меня Боге. Они отошли от могилы  безмолвной: уйдите и вы. Вам нужен покой после подвигов души и тела,  измученных, истерзанных скорбью.

Вы  нейдете!., вы здесь!., вы приковались к месту моего погребения! В  молчании, сказывающем более, нежели сколько может сказать самое пышное  красноречие, - с душою, для которой нет объяснения, - с сердцем, в  котором обилием чувств поглощается определенность чувств, вы не  отступаете от могилы, запечатленной на многие веки, от камня - памятника  бесчувственного. Что надо вам?.. Не ожидаете ли вы из-под камня, из  недр могилы мрачной моего голоса?

Нет  этого голоса! Вещаю одним молчанием. Молчание, тишина нерушимая -  достояние кладбища до самой трубы воскресения. Прахи мертвецов говорят  без звуков, в которых нуждается слово земное: тлением осуществленным они  возглашают громкую проповедь. Убедительнейшее увещание к мятущимся,  шумящим на земной поверхности искателям тления.

И  есть еще у меня голос! И говорю с вами, и отвечаю на ваши неизъяснимые  думы, на ваши непроизнесенные и невыразимые вопросы. Послушайте меня!  Отличите мой голос в общем голосе, которым говорит вечность ко времени! -  Голос вечности один, - неизменяем, непреложен. В ней нет постоянства,  переменчивости: в ней день - один, сердце - одно, мысль - одна.  Соединяющий все воедино - Христос. Оттуда голос - один.

В  этом голосе, которым говорит вечность, в этом голосе, безмолвном и  вместе подобном грому, отличите мой голос! Неужели вы, родные мои, не  узнаете моего голоса? Мой голос в общем, едином голосе вечности, имеет  свой отдельный звук, как голос струны в общем аккорде многострунного  фортепиано.

Вещал  всем нам голос вечности, вещал со времен явления нашего в бытие. Вещал  он нам, когда мы были еще неспособны внимать ему; вещал он нам и в  зрелом возрасте нашем, когда мы уже могли и должны были внимать ему,  понимать его. Голос вечности!., увы!., мало прислушивающихся к тебе в  шумной земной гостинице! То препятствует внимать тебе младенчество наше;  то препятствуют внимать тебе заботы, развлечения житейские. Но ты не  умолкаешь. Говоришь, говоришь, - и, наконец, через грозного посланника -  смерть, требуешь и внимательного, и невнимательного слушателя к отчету  во внимании и послушании великим глаголам вечности.

Чтоб  голос вечности имел для вас особенный отголосок, особенно способный  проникать в ваше сердце, привлекать к слову спасения ум ваш, - Бог  причислил меня к говорящим из вечности. Мой голос слился в стройное  согласие с общим голосом обширного невидимого мира. Для всех странников  земли я - мертв, безгласен, как и все мертвецы, но для вас я - жив, и,  мертвый, говорю слово спасения открытее, сильнее, нежели как сказал бы  его, оставаясь между вами и гоняясь вместе с вами за призраками благ,  которыми тление обманывает и губит изгнанников из рая, помещаемых на  короткое время в земной гостинице для примирения с прогневанным ими  Богом.

Бог  - милостив, милостив бесконечно. Если б было нужным и полезным, -  внезапно из тьмы могильной, из-под тяжкого камня отозвался бы я вам!..  Небо признало частный голос из вечности излишним... И какой голос из  вечности уже не лишний, когда Бог благоволил, чтоб не только  равноангельные человеки, но Сам Единородный Сын Его возвестил вселенной  волю Его, возвестил святые и строгие уставы - блаженной для послушных,  страшной для непокорных - вечности? У них есть Моисеи и пророки; пусть  слушают их (Лк. 16, 29), ответ был Неба просившему голоса умерших для  проповеди живущим на земле плотскою жизнью, умерщвленным душевною вечною  смертью. Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых  воскрес, не поверят (Лк. 16, 31).

Товарищ мой - мертвец, но еще с живым словом в устах! Прими от меня поручение и исполни его.

Вот  отец мой! вот мать моя! вот супруга моя! вот родные мои! не могу  говорить с ними иначе, как общим голосом вечности. В этом голосе они  слышат звук и моего голоса... да, они слышат его!., но нет у меня  отдельного, частного, моего слова... Товарищ мой! будь моим словом; из  общей нашей сокровищницы, из священной вечности, скажи им за меня  краткое, нужнейшее для них слово: «Земная жизнь - мгновенное обманчивое  сновидение. Вечность - неизбежна. Есть и бедственная вечность!.. Стяжите  ж вечность блаженную вниманием, повиновением всесвятому закону  Всесвятого Бога, - и приходите ко мне на верное, некончающееся  наслаждение, каждый в свое, Самим и Единым Богом назначенное время!»

1848-го года, Сергиева Пустыня. Дума написана на кончину, К. Ф.  О-на, бывшего с юных лет в близких отношениях с архимандритом Игнатием  Брянчаниновым.

Метки: панихида, Родительская суббота

Игнатий (Брянчанинов), панихида, Родительская суббота

Previous post Next post
Up