Евстафий, епископ Антиохийский

Mar 04, 2021 12:30





Святитель Евстафий, АнтиохийскийВизантия. 2-я четверть XI в Миниатюра Минология. Москва, ГИМ.

Память 6 марта (21 февраля ст.ст.)

В сонме великих святителей Церкви Христовой святой Евстафий, епископ  древней столицы Малоазийского Востока и Греко-Римской империи - Антиохии1, является одним из славнейших христианских исповедников и борцов-защитников истинной веры в Бога.



Жил святитель Евстафий2 с конца третьего до половины четвертого столетия. Родился он в городе Сиде3 Памфилийском, а архипастырствовал сначала в Берии4  Сирийской, откуда за свои достоинства и заслуги Церкви, по желанию  народа, отцами I Вселенского Собора перемещен был в Антиохию.

Время архипастырской деятельности святого Евстафия было временем  чрезвычайным и единственным в ряду веков жизни Церкви Христовой. Это был  век особенно светоносный и по числу и по величию светил Церкви,  учителей вселенских. Века последующие хотя славны также учителями веры,  но то были уже подражатели и ученики богомудрейших отцов века  четвертого. Брань христианства против язычества, совершавшаяся за первые  три века под знамением Креста Христова, окончилась в начале четвертого  века полной победой над язычеством, и уже не было более нужды защищать  христианскую веру против язычества во всемирной Греко-Римской империи,  уже не было нужды доказывать превосходство христианства над язычеством.  Внешний покой, наступивший тогда для Церкви Христовой, дал возможность к  всеобщему однообразному устроению внутренних дел Церкви и к  беспрепятственным учительным беседам пастырей с пасомыми. Но тут-то и  возникла еще большая нужда в брани еще труднейшей с внутренними врагами  Церкви, с еретиками5.

Главным из еретиков, смущавших в то время Церковь, оказался ученый пресвитер Александрийской6 церкви в Египте по имени Арий7.  В гордом увлечении своего ограниченного умствования Арий, возобновляя  языческое учение о сообщении божества не богам, богохульно утверждал,  что: 1) Бог Отец хотя вечен, но было время, когда Он не был Отцом и у  Него не было Сына; 2) Сын создан, сотворен Отцом прежде всего и чрез  Сына создан мир; 3) Сын не вечный, но высший всех тварей; Сын подобен  Отцу - Бог по имени, но не по существу; 4) Бог Отец по благости сообщил  Сыну мудрость: но Сын не знает вполне Бога Отца; 5) Дух Святой также не  лицо Божие, а создан Сыном8.

Возмущенный таким богохульным лжеучением, Александрийский епископ Александр9  убеждал Ария отказаться от такого еретичества. А когда Арий не  подчинился кротким увещаниям епископа, был созван поместный собор из ста  епископов Египта и Ливии. Этот поместный собор Александрийской церкви  отлучил, как богохульных еретиков, Ария с несколькими единомышленными  ему пресвитерами и диаконами, а они деятельно стали стараться приобрести  себе поддержку не только между пастырями соседних церквей, а также и  среди народа. Для этого они рассылали своих единомышленников и письма со  своим хитросплетенным лжеучением по всем церквам Востока и составляли в  духе Ариева лжеучения песни, распеваемые на народные напевы. Страсть же  к богословским рассуждениям и спорам была в то время на Востоке столь  велика, что религиозными вопросами занимались не только в домах, а и на  площадях и перекрестках; язычники даже осмеивали эти споры в своих  театрах и обращали разногласия христиан в пользу отвергнутого язычества.

Смущаемые таким образом лукавыми еретиками арианами, волновались  церкви и в Сирии и там, где архипастырствовал святой Евстафий, спорили о  разрешении богословских вопросов и недоумений... Святой же Евстафий,  отличавшийся глубокими богословскими знаниями и светской ученостью, был  твердым, неустрашимым исповедником10 православной веры  Христовой и в Берии, во время последнего языческого гонения христиан, и  теперь, при смущении Церкви арианством, одним из первых святителей  ревностно восстал устно и письменно против богохульного лжеучения Ария и  ариан.

Восстановить согласие и мир между православными и арианами в  Александрии, в Сирии и в других церквах пробовал, но не смог даже  равноапостольный император Константин Великий11. Поэтому для прекращения раздора император решил прибегнуть к епископству всей Церкви христианской и созвал в Никеи12 I Вселенский Собор Церкви.

Император Константин, созывая этот собор, желал, по словам Евсевия,  историка того времени, посвятить Христу Спасителю «священнический венец  из прекрасных цветов, сплетенный и связанный единением мира». И на зов  императора собралось в город Никею из Азии, Африки и Европы одних  епископов до трехсот; были даже епископы из стран, не подчиненных  Греко-Римской империи, например, из Персии и Скифии13. Число  же сопутствовавших им пресвитеров, диаконов и прочих клириков было еще  много больше числа епископов. Из мирян, кроме высших сановников, прибыло  в Никею много философов14 и ученых. И вот на этом соборе  святому Евстафию вследствие его великого благочестия и глубоких познаний  богословских и мирских, соединенных с непоколебимой ревностью к  сохранению чистоты православного вероучения, дано было святителями  Церкви особенно выдающееся важное значение. Святому Евстафию поручено  было первое председательство15 на великом Вселенском Соборе;  он занимал место первого епископа, сидя с правой стороны императора, и  ему дана была честь от всего Вселенского Собора приветствовать речью  равноапостольного императора Константина. Вот эта красноречивая и  сильная верой и духом речь святителя Евстафия:

«Благоверный государь!

Благословен Бог, избравший тебя царем земли, рукою твоею истребивший  идолопоклонство и водворивший чрез тебя в сердцах верующих мир. Уже  попрана власть духов злобы; ниспровержены алтари многобожия;  рассеивается мрак нечестия; и свет божественного учения озаряет всю  вселенную. Прославляется Отец, почитается и Сын, возвещается и Дух  Святой - Троица единосущная; едино Божество в трех Лицах или ипостасях  всюду проповедуется. На сем учении, государь, утверждается величие  твоего благочестия. Сохрани его для нас целым и ненарушимым, да никто из  еретиков, проникнув в Церковь, не расторгнет единства троичного Бога и  не подвергнет нашей веры поруганию! Причиной же настоящего собрания и  рассуждений наших - неистовый Арий, который, прияв служение пресвитера в  Александрийской церкви, оказался чуждым учения блаженнейших пророков и  апостолов. Ибо Единородного Сына и Слово Отчее он не признает  единосущным и равным Отцу, и почитатель твари хочет сопричислить Творца к  творению. Повели, государь, чтобы он, оставив свое заблуждение, не  восставал против учения апостольского или, если останется упорным в  своем нечестивом мнении, изгони его из общества Православной Церкви, -  да не колеблет он более своими нечестивыми мнениями веры душ слабых16». Так говорил святой Евстафий.

На этот I Вселенский Собор христиан прибыли в Никею многие языческие  философы, одни с тем, чтобы ознакомиться лучше с учением христианским, а  другие по ненависти к этому учению надеялись при помощи хитросплетенных  рассуждений запутывать речи епископов и опровергнуть учение  христианское. Церковные писатели упоминают, что одному тщеславнейшему из  этих философов по имени Федон, который защищал нечестивого Ария и его  хульное учение, первое опровержение от имени всего собора давал  святитель Евстафий Антиохийский17, как владевший высокими  философскими познаниями. И философ этот в конце своих прений со святым  собором был поражен ответами святителей настолько, что громко  воскликнул: "Слава Тебе Боже, открывшему святым Твоим, превышающее  всякий ум, таинство чистого, безмерного и не созданного Божества. Молю  Тебя, Христе, всеблагого Сына всеблагого Отца, прости мне все, сколько я  согрешил против Тебя, увлекаясь доселе нечестивыми мнениями Ария...  Отныне я предаю навсегда проклятию Ария и нечестивые мнения его и всех,  одинаково с ним мудрствующих и богохульствующих против Отца и Сына и  Святого Духа..."18

Но сам Арий с несколькими единомьшленниками остался непреклонным в  своих мнениях. Тогда отцы собора, между коими столь почетное место  занимал святой Евстафий, торжественно и единогласно исповедали Сына  Божия единосущным Богу Отцу; Ариево же учение, как противное слову Божию  и отеческому преданию, со всеми, содержащими Ариево лжеучение, предали  анафеме и отлучению от Церкви правоверующей. А чтобы утвердить в  точности правое исповедание веры на все последующие времена, отцы собора  изложили это исповедание в Символе веры, как данном от Бога19. Ария и двух единомышленных с ним епископов Феона и Секунда20, после отлучения их от Церкви, император сослал в заточение.

Утвержденное Вселенским Собором исповедание христианской веры  подписали и многие покровители Ария, а Евсевий, епископ Никомидийский, и  Феогний Никейский, подписав этот соборный Символ, отказались подписать  осуждение Ария. За это, как защитников Ариевой ереси, император объявил  их лишенными их церковных мест и отправил в ссылку, откуда, однако, они  прислали письменное раскаяние в своем заблуждении и потому были прощены и  возвратились в свои епархии.

Церковный историк того времени, блаженный Феодорит, епископ Кирский21,  описывая I Вселенский Собор, приводит, между прочим, следующий отрывок  из сочинения святого Евстафия Антиохииского, написанного против ариан:  "Когда для рассуждения о делах веры собрался в Никее великий Собор, на  котором соединилось около 270 епископов (говорю около, потому что по  многочисленности собравшихся не могу с точностью определить числа их, да  притом и не исследовал этого с особенною заботливостью) и когда стали  устанавливать Символ (веры) - на средину (собора) явилось сочинение  Евсевия (Никомидийского), исполненное богохульного учения. Быв прочитано  вслух всех, оно тотчас причинило слушателям неизъяснимую скорбь своим  безобразием, а самого сочинителя покрыло невыносимым стыдом. Теперь  работа Евсевиан22 обнаружилась и нечестивое сочинение  (Евсевиев символ) ввиду всех разодрано... Боясь, как бы по приговору  столь великого Собора не быть изверженными из Церкви, приверженцы Ария23  также встали (на соборе) и предали анафеме осужденное Собором учение  (Ария)... Таким образом, чрез многие происки они удержали за собою  предстательство в Церкви (то есть свои епископские места), тогда как им  надлежало бы находиться под покаянием; (и после Вселенского Собора) они  то скрытно, то явно стали покровительствовать отвергнутым собором  мнениям и даже подтверждать их. Кроме того, желая укоренить насаждение  плевел, они остерегались встречи с людьми сведущими (в Св. Писании),  уклонялись от надзора и таким образом как бы побрали проповедников  благочестия. Но мы веруем, что люди безбожные не могут преодолеть  божественного: "Аще бо паки возмогут и паки побеждены будут..."24

Возвратясь со Вселенского Собора из Никеи в Антиохию, святой Евстафий  созвал собор из епископов и пресвитеров многих церковных областей,  подчиненных его Антиохийской митрополии25, сообщил им акты  всех постановлений Вселенского Никейского собора и убеждал их неизменно  держаться этих постановлений и в особенности правильного исповедания  веры, выраженного в Символе, утвержденном собором представителей всей  Церкви христианской26.

В следующем затем 326 году святому Евстафию поручено было отправиться  для крещения пожелавших принять христианство жителей страны грузинской,  древней Иверии27, и для устроения там православной Церкви.  Племена, населявшие древнюю Иверию (Георгию), или Грузию, были  идолопоклонниками и огнепоклонниками; находились они в некотором  подчинении Греко-Римской империи, но имели своих царей и свое  гражданское устройство. Впервые некоторым приморским племенам Грузии  проповедовал Христа Спасителя святой Апостол Андрей, по местному  преданию, и с Симоном Кананитом28. Обращена же была в христианство большая часть жителей и царская семья святою девою Ниною29, пришедшей из Сирии в первой четверти четвертого века.

Когда по проповеди святой Нины, сопровождаемой чудесами, уверовали в  Христа усерднейшие идолопоклонники - грузинская царица Нана и царь  Мириан, они отправили к императору Константину Великому посольство с  просьбой прислать в Грузию духовных лиц для крещения их и народа.  Император сказал, что он обрадован обращению в христианство иверийцев  более, чем присоединению целого царства к своей империи, и немедля  повелел отправиться в Грузию святому Евстафию Антиохийскому30  с несколькими священниками, диаконами и прочими клириками. Они же  привезли с собой в Грузию и всю церковно-богослужебную утварь. По  прибытии святого Евстафия в столицу Грузии Мцхет царь Мириан послал  повеление правителям областей, воеводам и царедворцам, чтобы все прибыли  в столицу. Когда они собрались, царь Мириан в присутствии всех принял  от епископа Евстафия святое крещение, а за ним царица и дети их; у моста  же на реке Куре, где прежде находилось капище языческих жрецов,  устроена была крещальня, где святой Евстафий крестил правителей областей  грузинских, воевод и царедворцев, почему место это было названо  «Мтаварта санатлави», то есть купель вельмож. Немного ниже этой купели  священники, прибывшие со святым Евстафием, крестили народ, который  притекал к крещению, побуждаемый проповедью святой Нины, - если кто не  примет возрождения от воды и Духа Святого, тот не увидит жизни и света  вечного... Священники же ходили потом по городам и деревням для крещения  и научения прочих жителей Иверии. Итак, при помощи Божией, почти вся  страна приняла крещение, и евангельское благовестие утвердилось в Иверии  трудами в этом деле святой Нины и святого Евстафия Антиохийского. Во  Мцхете святой Евстафий освятил только что перед прибытием его  построенный в царском саду храм во имя двенадцати апостолов и даровал  новоустроенной Церкви Грузинской чин богослужения и вероучения  православной греческой церкви. Первым епископом Грузинской Церкви  поставлен был пресвитер Иоанн с подчинением его Антиохийской митрополии,  почему и доныне патриарх Антиохийский называется в титуле: "И Иверским"31.  Таким образом, при объединении ныне церкви Грузинской с Российскою,  святой Евстафий является первосвятителем целого древнейшего  православного экзархата нынешней Всероссийской Православной Церкви.

Pages:  1 2 3

жития святых

Previous post Next post
Up
[]