«Был парадоксален на грани юродства» Умер протоиерей Всеволод Чаплин

Jan 27, 2020 07:11





Вчера на 52-м году жизни скоропостижно скончался один из самых известных клириков Русской православной церкви - протоиерей Всеволод Чаплин. Это был один из немногих священнослужителей, которых знали не только глубоко верующие люди: отец Чаплин любил появляться в новостях и умел этого добиваться.



Отец Всеволод много лет был одним из тех, кто поздравлял с православными праздниками читателей газеты «Коммерсантъ». Его жизнь была полна удивительных противоречий: начиная карьеру в «либеральном» священстве, он дошел до радикально консервативной позиции; много лет превозносил приоритет церковной власти над светским государством - но сам же и угодил в глубокую опалу; призывал «убивать большевиков» - а в конце жизни выступал на одних митингах с леваками-сталинистами. При этом трудно было отделаться от ощущения, что отец Чаплин сознательно выстраивал карикатурный образ - и только он сам знал, с какой целью.

Отец Всеволод родился 31 марта 1968 года в Москве, в семье профессора-радиотехника. В многочисленных беседах с журналистами он рассказывал, что пришел к вере в 13 лет. Подростком посещал храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, где настоятелем был митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Это знакомство дало старт церковной карьере господина Чаплина: в 1985 году владыка Питирим пригласил его на работу в издательский отдел РПЦ. Всеволод Чаплин отучился в Московской духовной семинарии и в 1990 году перешел на работу в отдел внешних церковных сношений Московского патриархата, который с 1989 по 2009 год возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В 1991 году он был рукоположен в сан диакона, а в 1992 году - в сан пресвитера.

«Мы с отцом Всеволодом Чаплиным одного поколения и познакомились почти 30 лет назад, на заре "церковного возрождения". В начале 90-х нашим идеалом была подлинно свободная церковь, избавившаяся от тотального контроля со стороны советского государства. Мы вместе трудились для церкви, деятельность которой не была ограничена ни юридически, ни экономически, ни политически. Это был наш общий идеал,- рассказал вчера “Ъ” церковно-общественный деятель, главный редактор альманаха современной христианской культуры "Дары" Сергей Чапнин.- Он прошел большой и сложный путь… Я бы назвал его путем идеологической деградации. В последние годы отец Всеволод стал апологетом очень жесткой формы сотрудничества церкви и государства, фактически безусловного идеологического подчинения церкви государственной власти. Это, на мой взгляд, стало предательством идеалов 90-х».

Из человека, который проповедовал хиппи на Гоголевском бульваре, отец Чаплин постепенно превращался в совершенно противоположную фигуру. На посту председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества - фактически официального «спикера» РПЦ - он делал все более и более эпатажные высказывания, отстаивая безусловный приоритет церковной власти над светским государством.

«Мне казалось важным, что он был абсолютно бескомпромиссен,- сказал в беседе с “Ъ” публицист, обозреватель телеканала "Царьград" Егор Холмогоров.- Он представлял церковь обществу как действительную силу, с которой следует считаться. Настаивал, что миру следует учитывать существование православных христиан с особым взглядом, ценностями, потребностями. Эту концепцию он последовательно проводил все годы своего общественного служения. Иногда он был парадоксален на грани юродства. Иногда мне казалось, что он придирается к мелочам, заявляя какие-то поводы как кощунство. Но благодаря ему в медиа всегда существовала картинка, одобрит ли те или иные процессы и явления церковь в лице Чаплина».

Возможно, что сама церковь постепенно стала тяготиться таким «лицом». В конце 2015 года он неожиданно был уволен со своего поста; место «спикера» занял более дипломатичный и сдержанный Владимир Легойда. Господин Чаплин пояснял в многочисленных интервью, что в РПЦ больше не хотят видеть никаких мнений, отличных от мнения патриарха Кирилла, и оговаривался, что предстоятель имеет на это полное право.

«Отец Всеволод прошел важное испытание, которое многие яркие его коллеги, как, например, отец Андрей Кураев, не прошли: испытание немилостью церковного начальства,- говорит Егор Холмогоров.- Многие в его ситуации начинали обличать патриарха, церковь, выражать откровенно враждебную позицию, которую ничем иным, кроме предательства, не назовешь. У отца Всеволода ничего подобного не было. Он был растерян и недоволен, когда ему эту отставку дали, но он навсегда остался лояльным церкви священником и запомнится в этом качестве».

«После того как патриарх Кирилл лишил его всех церковных должностей, отец Всеволод решил стать лидером православных фундаменталистов, вел себя эпатажно, занимался откровенным троллингом, горячо обличал одни ереси, но тут же сам впадал в другие»,- говорит Сергей Чапнин.

После отставки отец Всеволод стал завсегдатаем левых «патриотических» митингов, несмотря на то что сам ранее призывал «убивать большевиков». Левые с пониманием отнеслись к новому союзнику. «Всеволод Чаплин был человеком неравнодушным, ищущим, и если раньше он занимал официозную позицию, то потом трансформировался,- сказал вчера “Ъ” левый политик Сергей Удальцов.- Я не видел в нем корысти, конъюнктуры. Поначалу в левом движении к нему отнеслись с недоверием. Но со временем стало видно, что он действует довольно искренне. Он не просто со стороны наблюдал, а активно участвовал в консолидации политических сил. Буквально на прошлой неделе я его видел - мы обсуждали мероприятия по поводу референдума о Конституции».

«Палитра церковной жизни стала беднее с его уходом,- сказал “Ъ” богослов Андрей Кураев.- Я, конечно, не согласен с большинством его высказываний. Но в церкви должны быть люди, священники, которые имели бы разные политические взгляды». Андрей Кураев называет Всеволода Чаплина «циником»: «Человек игрался, конструировал интересную для себя вселенную. Из его цитат несложно сформировать инквизиторское крестовое богословие для XXI века. И главное, что этот продукт нашел спрос - и это важный культурологический, социологический результат».

«Мне кажется, что все споры, которые вокруг него шли при жизни - не слишком ли он увлекается троллингом,- остались в прошлом. А образ человека, который напоминает, что у православных христиан, у церкви есть своя, не всегда удобная для мира правда,- он останется навсегда»,- говорит Егор Холмогоров.

«Отец Всеволод - трагическая и очень противоречивая фигура. Я хорошо помню его в те годы, когда он был не только патриархийным чиновником, но и настоящим пастырем,- сказал Сергей Чапнин.- Нас связывают общие воспоминания, которые я вычеркнуть не могу и не хочу. Я молюсь о нем и глубоко потрясен его смертью».

Вчера вечером соболезнования в связи со смертью священнослужителя выразил патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Господь да простит почившему прегрешения вольные и невольные и сотворит ему вечную память».

По словам прихожан церкви Феодора Студита у Никитских ворот, отец Всеволод Чаплин в день смерти отслужил литургию и причастился.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда:

«Отец Всеволод был человек яркий, сложный, искренний и неподлый. Господь да простит ему все прегрешения и упокоит его душу!»

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе:

«Знал отца Всеволода лично на протяжении долгого времени, и могу сказать, что он был талантливым, ярким и небезразличным человеком, открытым к общению со всеми, кому было интересно его мнение. Отец Всеволод многие годы своей жизни посвятил бескорыстным трудам в синодальных учреждениях. Годы совместной с ним работы в Отделе внешних церковных связей остаются в моей памяти. Царство ему Небесное».

Бывший пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский:

«Я знал отца Всеволода много-много лет, он был очень яркой, многогранной фигурой. И поэтому кто-то знает одни грани, а кто-то другие. С ним можно было соглашаться, не соглашаться, но он был самостоятельной, независимой личностью, несмотря на должности, которые он занимал в свое время. Чем больше я был с ним не согласен, тем больше я его любил. Мы живем во времена, когда очень мало ярких личностей, а он был личностью. Для меня это очень большая потеря».

Раввин Зиновий Коган:

«Известие о кончине отца Всеволода Чаплина для меня ужасная новость. Мы были товарищами по межрелигиозному диалогу. Это был смелый, живой, противоречивый человек, который любил Россию. Я выражаю глубочайшее соболезнование, РПЦ потеряла одного из своих ярких пастырей. Я не думал, что он был таким молодым».

Мария Литвинова, Павел Коробов, Александр Черных

Всеволод Чаплин известен рядом резонансных высказываний и предложений. Так, Всеволод Чаплин предлагал создать «православные народные дружины» для обеспечения общественного порядка. Поддерживал введение дресс-кода в школах и вузах и выступал за «общероссийский дресс-код». Считал, что у интеллигенции «есть грех русофобии», который надо «обличать и осуждать». Говорил, что дорогие подарки духовенству - это проявление народной любви: «Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы - это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно».

«Люди ищут справедливости, высших смыслов, переустройства мира. …Мы должны здесь, в России, осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата, СССР, то есть тех систем, которые бросают вызов несправедливости и диктату узких элит над волей народов».

24 ноября 2015 года на слушаниях в Общественной палате России.

О половом воспитании в школах

«Развращающие программы так называемого полового воспитания в школах поддерживают так называемое ЛГБТ-сообщество, идею максимальной свободы абортов, индустрию разврата, в том числе в интернете и псевдокультурной среде, идею чайлдфри, множественности форм семьи, включающую в себя однополые браки, зоофилию и что угодно еще».

30 ноября 2015 года во время пресс-конференции в Москве.

Об однополых браках

«Вам могут не говорить о том, что вас хотят заставить принять такую безбожную и греховную вещь, как однополые браки. Помните, что на самом деле у вас хотят отнять право жить по вере, отнять душу, отнять возможность строить жизнь вашего общества и вашего государства по вечным и неизменным данным Богом нравственным законам». 28 июня 2015 года в интервью «Интерфаксу».

О цели священника

«Цель священника должна быть не в том, чтобы убаюкать, успокоить человеческую совесть и при этом всем понравиться. Иногда нужно успокоить человека, но в наше время, когда многие усыпили свою совесть, чем-то бывает нужно эту совесть разбудить, в том числе и с помощью прямого слова, иногда обличающего, иногда поддерживающего, иногда возвещающего мир, иногда напоминающего о том, что слово Божие острее меча обоюдоострого». В мае 2011 года в ходе онлайн-интервью на портале «Православие и мир».

О внешнем виде

«Во все времена, у всех народов внешний вид человека не считался на сто процентов частным вопросом. Как женщины ведут себя в публичных местах, в институте, на работе - не только их "личное дело". Кстати, мужчин это не в меньшей мере касается. Тип, одетый посреди большого города в шорты и майку, в треники и тапочки, точно так же не достоин уважения. Только жалости - если он бомж, например». 18 января 2011 года в ответе авторам обращения к патриарху Кириллу по поводу женского дресс-кода.

О проявлениях любви

«Если кто-то украшает храмы, это проявление любви к храмам. Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы - это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?» 27 августа 2012 года во время пресс-конференции в Ставрополе.

О смертной казни

«Лучше обходиться без смертной казни, но бывают ситуации, когда угрозы обществу слишком сильны и оно может защищать себя в том числе таким образом. Террористов же, а также организаторов и спонсоров терактов можно и нужно просто уничтожать без всякого суда и без всякой процедуры в тех случаях, когда правоохранительные органы точно установили, что речь идет о людях, представляющих общественную опасность». 20 ноября 2015 года в интервью «Интерфаксу».

О революции

«Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков». 21 марта 2012 года на встрече со студентами факультета телевидения МГУ.

О патриотизме

«Россия - это третий Рим. Россия - это единственный центр непорабощенной цивилизации, способной раскрыться как христианская. Поэтому наш патриотизм - это не шовинизм, не зов крови, не лишенное критики эмоциональное пристрастие к родному месту, а это прежде всего понимание важности той уникальной христианской миссии, ради которой, убежден, и живет наш народ. Мы об этом стараемся говорить молодым людям». 22 февраля 2015 года в интервью сетевому изданию PolitRussia.

Об «оранжевой революции»

«Я постоянно говорю моим друзьям-либералам, с которыми общаюсь больше 30 лет: вы зря считаете, что вы выиграете от "оранжевой революции" в России. В этой революции, если она, не дай бог, состоится, будете участвовать не вы, а с одной стороны - псевдорусские нацисты, с другой - псевдомусульманские боевики. К сожалению, наши либералы этого не понимают». 20 декабря 2014 года в ходе интернет-конференции с читателями «Бизнес Online».

О роли РПЦ

«Я считаю, что это (роль РПЦ в современной России.) роль силы, которая объединяет большинство народа России, и это сила, которая устанавливает ценности. От этого, конечно, могут дистанцироваться люди, которые не являются членами церкви, но все-таки наша страна сформирована православием. И можно быть достойнейшим гражданином России, при этом являясь мусульманином, буддистом, иудеем, католиком, протестантом, атеистом». 20 декабря 2014 года в ходе интернет-конференции с читателями «Бизнес Online».

О Моцарте

«Я не люблю Моцарта, я считаю, что в значительной степени это Бритни Спирс своего времени. За исключением отдельных гениальных озарений, он писал однообразные и попсовые вещи». 5 апреля 2012 года на заседании круглого стола в галерее Марата Гельмана.

О сетевых хомячках

«Даже если России нужно будет участвовать в боевых действиях, этого не нужно сегодня бояться: армии нужно наконец дать настоящую работу. Сетевых хомячков вполне можно было бы отправить в действующие войска. Те из них, кто выживут, наверное, станут людьми». 6 января 2012 года в эфире Русской службы новостей.

О том, какой должна быть Россия

«Нам нужна Россия целомудренная, внутренне собранная, сильная верой, самостоятельная, свободная, не зависящая ни от каких внешних центров власти. Нам нужна Россия, в которой и православие, и другие традиционные для нашей страны религии влияют нравственно на все, что происходит в стране. Нам нужна Святая Русь - не царство менеджеров и похабщиков, не царство той свободы, которая порабощает». 12 августа 2012 года на митинге православной общественности в поддержку государственного порядка в Москве.

Всеволод Чаплин

Previous post Next post
Up