Макаров Алексей Дмитриевич
С древнейших времен христиане пытались понять, что происходит с душой после смерти до дня Страшного Суда и всеобщего Воскресения из мертвых. Настоящее исследование ставит своей задачей понять систему верований о загробной участи души в богословии одной из важнейших церквей исторического христианства - Церкви Востока со II по VIII в н. э. В первой части настоящего исследования будут разобраны взгляды ее ранних учителей: Татиана Сирийца, Афраата и Ефрема Сирина; а во второй - более поздних: Нарсая, Бабая Великого и Исаака Сирина.
Вопрос загробной участи души занимал умы крупнейших христианских мыслителей с первых веков истории христианства. Условно можно выделить три господствующие точки зрения на этот вопрос. Первая из них заключается в том, что душа со смертью тела переходит в спящее состояние до дня Страшного Суда и Воскресения мертвых, когда души вновь соединятся с телами и будут жить вечно. Для обозначения этого воззрения в академической теологии используется термин «психопаннихизм» (др. -греч. ψυχή - «душа» + παννυχίς - «вся ночь»)1, или «сон души»[2]. Сторонники второй позиции утверждают, что душа умирает вместе с телом и воскресает вместе с ним в день всеобщего Воскресения. Традиционно это учение именуется тнетопсихизмом (др. -греч. θνητός - «смертный» + ψυχή - «душа»)[3]. С ХХ в. в академической теологии обе точки зрения были объединены под общим названием «христианский мортализм»[4]. В оппозиции к нему находились люди, утверждавшие, что после смерти тела душа пребывает в бодрствующем состоянии и попадает в рай или ад, в зависимости от прожитой ею жизни, где ожидает дня Страшного Суда и окончательного приговора.
Тема позднейшей участи души чрезвычайно важна для жизни каждого верующего христианина, поскольку от нее напрямую зависит обоснование необходимости молитвы святым, а также молитвы за усопших. В этой связи представляется актуальным изучение взглядов представителей Церкви Востока первого тысячелетия н. э., поскольку Церковь Востока, долгое время находясь в изоляции от греко-римского мира, была продолжательницей ветви арамейского иудеохристианства. Будучи более свободна от влияния греческой философии, чем остальная часть христианского мира, Церковь Востока формировала свое учение на основании интерпретации библейского текста, поэтому исследование взглядов ее вероучителей на загробную участь души имеет важное значение для реконструкции учения раннехристианской общины. Настоящее исследование будет интересно всем интересующимся вопросами христианской антропологии, агиологии в целом и, в частности, богословием Церкви Востока первого тысячелетия. В нем мы постараемся ответить на вопрос: какого воззрения на загробную участь души придерживались крупнейшие деятели Церкви Востока, начиная с Татиана Сирийца (112-185 гг. н. э.) и заканчивая св. Исааком Сириным (≈ 640-700 гг. н. э.), а также прояснить детали их исповедания.
Татиан Сириец (†185)[5]
Ученик св. Иустина Философа, Татиан по происхождению был сирийцем и после смерти своего учителя удалился в Сирию, где провел остаток дней. Составленный им Диатессарон широко использовался в среде сироязычных христиан. Учение Татиана о загробной участи души можно восстановить из его единственного сохранившегося авторского сочинения - трактата «Против эллинов». В нем он выделяет три составные части человека - тело, душу, или «материальный дух»[6], и «божественный дух»[7], или «образ и подобие Бога»[8]. Душа, или материальный дух, согласно Татиану, присутствует во всех сотворенных существах, причем ангелы созданы из него целиком и полностью, наподобие воздуха и огня. Люди - существа из плоти и материального духа, изначально обладали также и Божественным духом, однако лишились его: «В начале дух обитал вместе с душою, но потом оставил ее, потому что она не захотела следовать ему»[9]. В тринадцатой главе этот Божественный Дух назван «слугой (διάκονον) пострадавшего Бога»[10], в а пятнадцатой - «представителем (πρεσβευτής) Бога»[11]. То и другое именование, по всей видимости, указывает на субординационизм триадологии Татиана.
После грехопадения душа, согласно Татиану, впала в состояние неведения и «по заблуждению вымыслила многих богов»[12] вместо единого Бога. После грехопадения дух «не во всех присутствует, но пребывает только в некоторых, праведно живущих людях»[13]. Татиан утверждает, что образ и подобие реализуются в человеке, когда в нем обитает дух Божий, при условии, что он держит себя «наподобие храма»[14]. Что под третьей составной частью человека имеется в виду именно Святой Дух как частица Божества, следует из начала пятнадцатой главы, в которой Татиан прямо говорит, что «нам должно теперь искать снова то, что потеряли, соединить душу свою со Святым Духом и вступить в союз с Богом»[15].
Говоря о душе, Татиан утверждает, что она бессмертна, однако не по своей природе, но по благодати. По его словам, душа, «не знающая истины», умирает после смерти вместе с телом, а «после при конце мира воскресает вместе с телом и получает смерть через нескончаемые наказания»[16]. Некоторое затруднение вызывают его последующие слова о том, что просвещенная познанием Бога душа «не умирает, даже если и разрушается (ληθῇ) на время»[17]. Вероятнее всего, говоря о том, что душа не умирает, Татиан имеет в виду, что она не умирает насовсем, но продолжает существование в том или ином виде и ожидает воссоединения с телом при всеобщем Воскресении. Далее Татиан приводит необычное толкование Ин. 1:5 («Тьма не объяла света»), утверждая, что под «тьмой» следует понимать «душу, чуждую ведения», а под «светом» - Слово[18]. «Посему, - говорит он, - если она [душа] живет одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с Божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит ее дух»[19]. Здесь, как и в начале седьмой главы, Татиан использует слова «дух» и «Слово» взаимозаменяемо[20]. Реконструировать мысль Татиана достаточно трудно, поскольку не вполне понятно, что значит для души разрушиться, но не умереть. По этой причине невозможно точно установить, какой доктрины он придерживался - тнетопсихизма или психопаннихизма.
Страницы: 1
2