Монастырь святого Лота. Современный вид с дороги со стороны Мертвого моря. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
На данный момент вид монастыря святого Лота сильно отличается от приведенных иллюстраций, поскольку, во-первых, за прошедшие годы мозаичные полы были аккуратно демонтированы и увезены в музей, а во-вторых, вокруг восстанавливаемых зданий был сооружен защитный павильон, существенно ограничивающий возможности съёмки.
В 1986 году во время археологических раскопок, проведенных в юго-восточной части Мертвого моря, были найдены развалины древнего объекта возле источника под названием «Айн-Абата» (‘Ain ‘Abata) в Гор эс-Сафи (Ghor es-Safi). Его расположение сразу же привлекло к себе внимание. После дальнейших исследований стало очевидно, что речь идёт о святилище святого Лота неподалёку от библейского города Сигор (Zoara / Ghor es-Safi) (рис. 1), поскольку оно располагалось там же, где и храм, изображенный на мозаичной напольной карте VI века из иорданского города Мадаба (рис. 2). Исследователи Библии и археологи, заинтересованные в выявлении более чем 150 мест, изображенных на карте Мадабы, искали это место десятилетиями.
Рис. 2. Изображение монастыря святого Лота на мозаичной напольной карте VI века из Мадабы
В течение года после обнаружения и идентификации Дейр ‘Айн ‘Абата (что переводится как «Источник игумена» по-арабски), для раскопок и изучения этого места была собрана международная команда археологов. Поддержка проекта поступила от Британского музея (Лондон), иорданского и греческого правительств, а также из частных источников. После более чем десяти лет раскопок и исследований, готовится к публикации итоговый отчет.
Участок расположен на крутом горном склоне в 3 км к юго-востоку от берега Мертвого моря (рис. 3). Первоначальная работа заключалась в составлении серии топографических карт и контурных планов и проведении поверхностных сборов. С самого начала было ясно, что этот кажущийся небольшим участок необычен: во-первых, из-за его ненадежного с точки зрения обороны положения, а во-вторых, из-за богатства вымываемых на поверхность находок. Строительные камни, металлические и стеклянные изделия, элементы мозаики и керамические черепки были в изобилии разбросаны среди руин.
Рис. 3. Вид на монастырь святого Лота с равнины Мертвого моря в Гор-эс-Сафи
Музей «В самом низком месте Земли» и монастырь святого Лота. Современный вид с дороги со стороны Мертвого моря. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Первые годы раскопок в Дейр-Айн-Абата рассматривались как спасательные: основное внимание было сосредоточено на извлечении максимального объема информации из объекта, которому угрожала эрозия, а также соседство с деревней Сафи (Safi), растущее население которой расширяло свою сельскохозяйственную деятельность и постоянно искало древние сокровища.
Первая площадка, выбранная для раскопок, находилась внутри самой высокой сохранившейся стены участка, которая была ясно видна с дороги под горой. Ей оказалась часть арочного резервуара глубиной в 7 метров, покрытого пальмовыми стволами (некоторые из них сохранились на месте) и наполняемого при помощи сложной системы водосбора с отстойниками и внутренними каналами. Подобная конструкция для обеспечения водоснабжения необходима для поселений в засушливом климате южного Леванта (Левантом называют восточную часть Средиземноморья, в более узком смысле - территорию Сирии, Палестины и Ливана. - Прим. перев.), но для Дейр-Айн-Абата она была сравнительно большой (рис. 4).
Рис. 4. Монастырское водохранилище
В северо-западной части участка, богатой зольными мусорными отложениями, был вырыт котлован. Он был тщательно выкопан с использованием как сухого просеивания на месте, так и флотационной машины за пределами объекта (предназначенной для извлечения карбонизированного растительного материала). Эти процедуры позволили группе исследователей количественно оценить объём керамических, стеклянных и металлических предметов, а также останков животных и растений, чтобы проанализировать, какие виды тогда существовали и как они использовались в древние времена.
Исследования показали, что на рассматриваемом участке обитали и, вероятно, употреблялись в пищу лошади, ослы, крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, косули и лани, лисицы, зайцы, домашняя птица, куропатки, перепела, каменные кроншнепы, бегунки (cursorius cursor), сизые голуби и малые горлицы, жаворонки, рыбы-попугаи, морские окуни и некоторые более мелкие пресноводные рыбы (вероятно, из местного источника)
[6]. Ботанические находки включают оливки, финики, горький горошек, виноград, абрикосы, чечевицу, ячмень, пшеницу, огурцы и дыни. Эти результаты показали, что община, живущая в Дейр-Айн-Абата, имела относительно богатый рацион, включающий домашние и дикие виды растений, животных и рыб, некоторые из которых были за значительные расходы привезены из далеких стран, со Средиземного и Красного морей.
Керамические находки из Дейр-Айн-Абата включали лепные масляные лампы, кухонные горшки с крышками, чашки для питья, кувшины с надписями, чаши, кувшины, походные фляги паломников, фонари и изящные тарелки. Особое значение имели несколько сотен зеленых и коричневых глазурованных черепков, которые после проведения химических и технологических анализов оказались побочным продуктом получения глазури из соды и пепла на каменной посуде. Этот новый тип ранневизантийской (ок. V-VII вв. н.э.) керамики Леванта проливает свет на технику глазурованной керамики всех периодов (рис. 5).
Рис. 5. Дейр-Айн-Абата, глазурованные глиняные черепки, датируемые V-VI веками
Другие находки, характерные для ранневизантийского периода, включали мраморные чаши, стеклянные сосуды и подвесные масляные лампы, медные и железные орудия, расписную штукатурку и около 3000 монет из медного сплава, включая два монетных клада (рис.6-7).
Рис. 6. Дейр-Айн-Абата, монетный клад, найденный в глиняном сосуде
Рис. 7. Дейр-Айн-Абата, монетный клад, найденный в матерчатом мешке
Также был найден целый ряд прекрасных архитектурных фрагментов, в том числе блок с надписью на греческом языке, призывающей святого Лота благословить Созомена, Ульпиуса и некое третье лицо (имя неразличимо) (рис. 8). Надпись была выполнена тремя монахами, которые, скорее всего, жили на этом месте. Это было первое решительное доказательство, указывающее на связь Лота с Дейр-Айн-Абата. Другой камень из южной апсиды храма содержал призыв на греческом к святому Лоту благословить строителя церкви (рис. 9). Третья греческая надпись, все еще находящаяся на месте с южной стороны центральной апсиды, также призывает святого Лота.
Рис. 8. Дейр-Айн-Абата, обращение ко святому Лоту по-гречески от лица трех названных монахов или паломников
Рис. 9. Дейр-Айн-Абата, обращение ко святому Лоту по-гречески от лица строителей храма
В 1991 году раскопки, проводимые непосредственно к северу от водохранилища, обнаружили храмовую трехапсидную базилику. Здание особенно хорошо сохранилось напротив восточного склона горы, где оно все еще возвышается над карнизом в том месте, где начиналась сводчатая крыша (рис. 10). Две упавшие и сохранившиеся до сего дня колонны предоставили жизненно важную информацию о точной высоте крыши. Полные раскопки и планировка пяти разрозненных слоев рухнувших деталей каменной архитектуры позволили произвести точную реконструкцию церкви (рис. 11). Характер обрушения и отсутствие на полу церкви многих объектов позволили сделать вывод, что храм был «мирно» заброшен и не пострадал ни от землетрясений, ни от захватчиков.
Рис. 10. Вид на базилику святого Лота с северо-запада
Рис. 11. Реконструкция базилики святого Лота
Базилика была вымощена четырьмя мозаичными панно (рис. 12), три из которых имели греческие надписи. Первое панно (из северного прохода, ведущего к Пещере), было украшено геометрическим узором из ступенчатых квадратов, алмазов и свечей. В его восточном конце перед входом в Пещеру имелась четырехстрочная надпись, обрамленная tabula ansata (tabula ansata - вотивная (обетная) табличка с «ласточкиными хвостами» по бокам - Прим. перев.) с именами епископа Иакова и игумена Созомена и указанием даты постройки (апрель 605/607 года). С технической точки зрения это панно было наивысшего качества среди найденных в этом месте.
Рис. 12. Вид с высоты птичьего полета на базилику святого Лота, показывающий мозаичные покрытия
Следом были раскрыты еще два мозаичных пола, относящихся, скорее всего, к тому же началу VII века. Один из них находился сразу после входа в пещеру и состоял из разноцветных беспорядочно расположенных мозаичных кубов, напоминающих естественный скальный конгломерат пещеры. Второй пол находится в алтаре храма и украшен типичными раннехристианскими византийскими мотивами, такими как птицы, ягненок и павлин, каждый - в окружении виноградных лоз. В центре, на том месте, где когда-то стоял алтарь, находится стилизованное изображение Чаши, а под ним - крест в круге надписью на греческом «ΤΕΛΟΣ ΚΑΛΟΝ (дословно: добрый конец, добрая кончина)». Что можно истолковать как пожелание, чтобы последние наши дни на земле были хорошими (Здесь сложно согласиться с автором, поскольку «τέλος καλόν» означает добрую христианскую кончину, а не «хорошие последние дни на земле». См. часть просительной ектеньи о «христианской кончине (Χριστιανὰ τὰ τέλη) живота нашего» - Прим. перев.).
Далее