Сын самодержца всея Руси

Dec 30, 2019 07:02





Сергей Сусляк

Даниил сделал для Южной Руси все, что можно было ожидать от него при тех тяжких обстоятельствах,
которым мог быть в уровень только князь, талантливый подобно Даниилу и подобно Даниилу испытанный бедствиями,
с ранней молодости не знавший покоя.

С.М. Соловьев (1820-1879)[1]



Румынская и молдавская историографии сегодня в основном за­малчивают наличие коренного славянского населения на терри­тории современных Румынии и Молдавии. Сходные приемы трак­товки событий прошлого характерны для исследователей двух стран, независимо от того, кем они себя считают: румынами или молдаванами. Сторонники молдавской идентичности и румынизма не могут найти общего языка в одном: как называлось и назы­вается автохтонное восточнороманское население: молдаване или румыны.

Позволю себе привести ряд примеров из предназначенного для высшей школы учебника И.Ожога, И. Шарова «Краткий курс лек­ций по истории румын»: румынские политические образования к югу от Карпат воеводства Литового и Сенеслава, ассимиляция ос­татков мигрирующих славян к IX в. румынами и т.д. «Румынс­кие» средневековые княжества подаются как изначально моноэт ничные государства.

Не лучше излагают события средневековья и молдависты. В.  Стати в своей «Истории Молдовы», которую, судя по содержа­нию, правильнее было озаглавить «История молдаван», хотя и употребляет этноним «русин» по отношению к народу, прожива­ющему рядом с молдаванами, и приводит многочисленные факты восточнославянского влияния (названия населенных пунктов, 40% восточнославянского населения в средневековой Молдавии), все же утверждает, что «остается непреложным фактом то, что в кон­це концов волохи ассимилировали славян» (?- С.С.), безоснова­тельно называет русинов «обосновавшиеся здесь пришельцы из Юго-Западной Руси», вводит специальный термин протомолдоване - «самые древние молдоване на их исторической Днестровско- Карпатской земле», в отличие от «пришельцев из Юго-Западной Руси». Автор старательно избегает упоминания о том, что эти земли входили в состав Древней Руси. «Забывает» он, что Мол­давское княжество было основано волохами и русинами. Не при­водит данных о том, что в Молдавии до сих пор живут потомки древнерусского населения, сохранившие свое этнокультурное свое­образие.

А ведь признание того факта, что Молдавское государство с мо­мента основания было полиэтничным государством, в котором ру­сины и волохи составляли большую часть населения, что образо­валось оно на землях Галицкой Руси и впитало в себя многие эле­менты государственного устройства и культуры Древней Руси, по­зволит раскрыть процесс этногенеза молдавского народа и исто­ки формирования его материальной и духовной культуры. Без это­го приводимые сегодня аргументы, обосновывающие этнокуль­турное отличие молдавского этноса от румын, выглядят, мягко говоря, малоубедительными. Ведь самое главное - вклад русинов в образование молдавского народа, а болгар в образование ру­мынского - до сих пор игнорируется. Отсюда многочисленные ан­тропологические, культурные, языковые и иные отличия молда­ван (современной Республики Молдова и румынской Молдовы) от потомков валахов (мунтян).

Дореволюционные исследователи обоснованно указывали, что Галицкое княжество, владея значительной частью территории Карпато-Днестровских земель, простирало свою власть и на по- дунайские русские города. Отсюда наш интерес к истории Галиц­кой Руси и ее князьям, среди которых особое место занимает Да­ниил Галицкий. Его княжение является целой эпохой в истории Западной Руси. При его правлении княжество достигло вершины своего могущества. Основы государственности, заложенные галиц­кими князьями, помогли юго-западной ветви русского народа, не­смотря на экспансию католического Запада, долгое время сохра­нять свою русскость и православие. До сих пор во многих странах Центральной и Восточной Европы проживают потомки насель­ников Древней Руси, не забывшие самоназвание русин.

Галицкая земля была западной окраиной русского мира, она граничила с католическими королевствами Польшей и Венгрией, которые постоянно покушались на русские земли. Это погранич­ное положение способствовало обретению Галицкой Русью неко­торых специфических черт, отличавших ее от других русских зе­мель. Среди них - политическая активность крупных феодалов - бояр, зачастую открыто противопоставлявших себя княжеской вла­сти.

Впервые эти земли древних русских племен тиверцев, уличей и белых хорватов выделились в отдельное княжество после съезда князей в Любече (1097). По его решению, Северная Галичина была окончательно закреплена за князьями-сиротами («изгоями») Во­лодарем (ум. в 1124) и Васильком (ум. в 1124) Ростиславовичами. Первым престольным городом княжества был Перемышль, вто­рым - Галич на Днестре. Известный исследователь Галицкой Руси Ф.Ф. Аристов (1888-1932) давал высокую оценку первым галиц­ким князьям: «Их деятельность имела большое значение для Га- личины. Удачно отстаивая свои земли от притязаний поляков и мадьяр, они своей политикой по отношению к Волыни и Киеву вывели Галичину из роли захолустной киевской волости и подго­товили почву для превращения Галицкой Руси в сильное и само­стоятельное государство».

Сын Володаря Владимир (1124-1153) объединил Галичину под своей властью и значительно расширил пределы княжества. Его сын Ярослав Осмомысл (1153-1187) стал одним из самых сильных князей на Руси. Этому способствовал и приток беженцев из Се­верного Причерноморья, спасавшихся от набегов кочевников. Пос­ле кончины Ярослава в Галицкой земле начались смуты и крамо­лы, а после смерти его сына Владимира II (1189-1199) род галиц­ких князей прекратился. В1099 г. Галицким княжеством завладел волынский князь Роман Мстиславович, который объединил оба княжества.

Захват Киева в 1202 г. сделал Киевское княжество зависимым от галицко-волынского князя. Своей победой над половцами (1202) князь усилил позиции Галицкой Руси в Северном Причерномо­рье. Современники понимали значение Романа Мстиславовича как главы всех русских земель и называли его не только Великим кня­зем, но и «Самодержцем всея Руси». Роман Галицкий первый в русской истории удостоился подобного титула. Слово «самодер­жец» - буквальный перевод греческого слова «автократор» - упот­реблялось в отношении императоров Византии и выражало уро­вень личной власти князя. Киевский архимандрит Иннокентий Гизель (ум. 1684) в «Киевском синопсисе» объясняет это тем, что Роман Мстиславович, князь Галицкий, престол киевского само­державия перенес из Киева в Галич, в связи с тем и стал всей Руси самодержцем.

Своей энергичной внешней политикой Роман довел до конца дело своих предшественников - сделал Галицкое княжество силь­ным государством. Ему также удалось подавить боярское сопро­тивление в Галиче, и, по словам Н.И. Костомарова, «после дол­гой и упорной борьбы и междоусобий в Киевской Руси он нако­нец, успокоил ее, на время удержал в своей власти». «Не переда­вивши пчел, меду не есть», - говорил Роман, борясь с врагами.

После его гибели в сражении с поляками в 1205 г. с новой силой начались внутренние смуты, осложняемые внешним вмешатель­ством. Роман оставил двух сыновей - Даниила, 4-х лет и Василька, 2-х лет. Учитывая стратегическую значимость и богатство Галиц­кой земли, на нее оказалось много претендентов. Важ­ную роль в войнах за галицкое наследство играли боя­ре, которые стремились ос­лабить княжескую власть.



Даниилу Галицкому (1201-1264) и его брату Ва­сильку (1203-1269) при­шлось всю жизнь бороться за отцовское наследство - Галич и Волынь, отстаивать эти земли от притязаний как других русских князей, так и от венгров, поляков, ли­товцев, татар и врагов «до­машних» - галицких бояр.

Сразу после смерти Рома­на киевский князь Рюрик Ростиславович, насильно постриженный князем Ро­маном в монахи, снял мона­шеское одеяние, собрал дру­жину и половцев и предпри­нял попытку захватить Га­лич. Он потеснил галицко- волынские полки на Сирете, но у Галича встретил силь­ный отпор: «пешцы галиц­кие» опрокинули половцев, и киевский князь вынужден был от­ступить. На следующий год поход на Галич организовали черни­говские князья. В нем приняли участие и князья киевский, смолен­ский, северские, с запада выступило войско польского князя Леш- ко Краковского. Вдова Романа княгиня Анна обратилась за по­мощью к венграм. Венгерский король Андрей разместил гарни­зон в Галиче, не пустил поляков на Волынь, а затем предложил княжеский стол Ярославу Всеволодовичу Переяславскому. После ухода венгерского гарнизона галицкие бояре пригласили в Галич северских князей, заставив Анну с детьми бежать во Владимир, а затем из-за предательства владимирских бояр - в Краков. Князь Владимир Игоревич занял Галич, его братья Роман - Звенигород, а Святослав - Владимир. Ряд крупных центров с прилежащими зем­лями перешел под власть князей, бывших подручников Романа Мстиславовича. Фактически Юго-Западная Русь находилась в ру­ках крупных бояр, которые стали восстанавливать свои права в городах и селах, которые ограничил или отнял Роман.

В междоусобных конфликтах стороны постоянно обращались за помощью к полякам и венграм, которые действовали в своих интересах. В1210 г. венгерский король занял Галич, взяв под стра­жу князя Романа Игоревича, которого он ранее поддерживал.

В1209 г. польские войска, приглашенные князем Александром Белзским, захватили Владимир. Послы города Берестья обрати­лись к польскому князю Лешко с просьбой отпустить Анну с сы­ном Васильком. Так началось объединение Волыни. Позже Анна добилась присоединения города Белза.

Венгерская оккупация Галича вызывала недовольство среди горожан и части бояр. На княжение опять пригласили Игореви­чей, которые заняли город. Для упрочения своей власти князья истребили свыше 500 «великих» бояр, имущество которых разда­ли своим сторонникам. Оставшиеся в живых бояре бежали в Венг­рию, где попросили венгерского короля дать им Даниила для кня­жения. С помощью венгров он вновь занял принадлежавший ему по праву Галицкий престол (1211). Бояре выкупили за большую сумму попавших в венгерский плен князей Романа и Святослава Игоревичей и повесили их. Этот первый в русской истории случай казни князей, отмечает В.Т. Пашуто, свидетельствует о силе га­лицкого боярства. Бояре хотели самолично править при малолет­нем князе. Попытки княгини удержать Галич с помощью венгерс­ких войск и полков владимирских бояр не помогли, и Анна с Да­ниилом уехали в Венгрию, а Василько - в Белз. Княжить в Галич был приглашен Мстислав Пересопницкий (1212).

Венгерский король снова направил войско для похода на Га­лич, вместе с ним пошли дружины провенгерски настроенных бояр во главе с боярином Володиславом. Хотя король, получив извес­тие о мятеже придворной знати и смерти своей супруги, возвра­тился в Венгрию, бояре продолжили поход, заняли Галич (1213), и Володислав сел на княжеский стол. Это еще один необычный слу­чай в русской истории, свидетельствующий о силе галицких бояр.

В это же время польский князь Лешко решил вернуть белзкому князю Александру г. Белз. Княгиня Анна добилась передачи сво­им сыновьям городов Тихомля и Перемиля.

В 1214 г. венгерский король Андрей II и польский князь Лешко Краковский встречаются в городе Спише и договариваются о раз­деле Галичины: западная с г. Перемышлем переходит к малополь­скому князю, сын венгерского короля занимает престол в Галиче. Венгерско-польские войска занимают Галич. В нем остается вен­герский гарнизон. Но договор в Спиши оказывается непрочным, и в этом же году Андрей отобрал у поляков Западную Галичину. Княгиня Анна, пользуясь своими связями при Краковском дворе, получает от Лешко город Владимир.

Венгерский король попытался ввести в Галиче церковную унию. Воскресенская летопись так описывает это событие: «Король Угорьскый посади сына своего въ Галичи, а епископа и попы из- гна изъ церкви, а свои попы приведе латыньсюа на службу». Под­держанный папской курией, он зимой 1215-1216 гг. провозглаша­ет своего сына Коломана королем Галиции. Сам венгерский ко­роль Андрей (Эндре) II принял титул «rex Galiciae et Lodomeriae», т.е. «король Галиции и Лодомерии». Лодомерия - Владимирия (Владимир - столица Волынского княжества). Последствия этого добавления к титулу венгерских королей сказались позже, в1772 г., при разделе Польши между Австрией, Пруссией и Росси­ей. Австрийский император тогда был и королем Венгрии и был признан Россией и Пруссией «законным» наследником Галицкой Руси. Таким образом Австрия обосновала аннексию Галичины. А затем в1774 г. по такому же «праву» отторгла от Молдавского княжества его северную часть - Буковину.

В 1219 г. венгерскому владычеству пришел конец: войска Мстис­лава Удалого вместе с дружинами киевского князя Владимира Рюриковича вторглись в Галичину и заняли ее столицу. В годы княжения Мстислава Мстиславовича Удалого (1219-1228) волын­ским князьям пришлось забыть о правах на галицкий стол и со­средоточиться на объединении Волыни. В 1219 г. Даниил Галиц­кий женится на дочери Мстислава Анне. Тогда же он стал самостоятельно княжить на Волыни. Мстислав Удалой, несмотря на родственные связи, не оказал помощи Даниилу в объединении Во­лыни. Даниилу удалось отобрать у поляков Берестейщину, забуж- ские земли и всю Украину (приграничная территория Галицко- Волынского княжества в бассейне Западного Буга, упоминается, в частности, в Ипатьевской летописи под 1213 г., где говорится, что Даниил принял Угровск, Верещин, Столпье, Комов и «всю Оук- раиноу»).

В 1223 г. галичане и волыняне участвуют в битве с татаро-мон­голами на Калке. Князь Даниил показал себя храбрым воином, получил ранение в грудь. В битве участвовали и «выгонцы галиц­кие». Они спустились по Днестру в море и вошли в Днепр. Их было 1000 лодий. В следующем году Мстислав Удалой открыто выступил против Даниила в союзе с Александром Белзским, взяв в союзники половцев хана Котяна и войска Владимира Рюрико­вича Киевского. Этому наступлению Даниил противопоставил союз с Лешко Краковским. Это уравняло силы сторон, и в1225 г. галицкий князь добился мира с Мстиславом.

В это же время Мстислав совершает весьма странный поступок: дает согласие, что после его смерти Галицкий «стол» перейдет к Андрею, третьему сыну венгерского короля. Это соглашение было скреплено обязательством брака королевича с дочерью Мстисла­ва Марией. Тогда же королевич получил город Перемышль. Этот шаг привел к тяжелым для Руси последствиям. В 1226 г. короле­вич Андрей, собрав в Венгрии войско, полки некоторых бояр и союзного ему смоленского князя Изяслава Мстиславовича, выс­тупил против Мстислава Удалого. Венгерские войска вступили в Звенигород, затем направились к Галичу, которым им не удалось завладеть. Дождавшись подкрепления из Польши, они захватили Теребовль и Тихомль. Осада Кременца окончилась для них неудач­но, а при отступлении венгерско-польские войска были разбиты Мстиславом Удалым. Однако в 1227 г. боярство потребовало пе­редачи Галича королевичу. И, передав город и дочь Андрею, князь уехал на Понизье в Торческ. Напомним - Понизьем называлось «поле», Нижнее Поднестровье с долинами Прута и Сирета.

Страницы: 1 2

история Руси

Previous post Next post
Up