Можно ли спасти того, кто сам не хочет спастись? Вопрос риторический. Скажем сразу, что понятие «спастись» мы в данном случае используем не в религиозном, христианском, а исключительно в политическом смысле. Впрочем, все ведь взаимосвязано: неудачи церковной политики во всяком случае никак не способствуют успешному выполнению Церковью ее главной миссии, то есть детоводительства своих чад ко спасению. А эти неудачи в нашей Церкви в последнее время просто вопиющи.
Демарш т.н. «Константинопольского патриархата» с абсолютно неканоничной «автокефалией» на Украине (которая в действительности является совершенно искусственным политическим проектом с объединением двух расколов) и последующее признание этого беззакония Элладской Церковью и Александрийской патриархией - все это встретило в РПЦ, на первый взгляд, адекватно жесткое противодействие - разрыв евхаристического общения с теми, кто своими действиями, по сути, признал и одобрил украинский раскол. Мы, однако, давно и не раз
указывали, что этих абсолютно правильных и канонически оправданных действий нашего Синода недостаточно. Необходимы наступательные действия, а именно - быстрое движение в сторону соборного осуждения как противоканоничных действий других поместных Церквей, так и (что самое важное) - всевозможных догматических лжеучений, то есть, попросту говоря, ересей Фанара. Именно это позволило бы интерпретировать ситуацию как вопрос о верности православию как таковому, а не только расхождения сугубо канонического плана. Нельзя не отметить, что сейчас эту позицию абсолютно правильно озвучивают и другие, в том числе и те, кто все последние годы за то же самое не уставал обличать нас как «криптораскольников», «диссидентов» и «врагов патриарха».
Далее