Как оценивали знания и поведение советских школьников в 1940-1950-е гг.

Nov 25, 2019 17:18





Интересный документ - инструкция Наркомата просвещения РСФСР о критериях оценки знаний и поведения советских школьников от 1944 г.:



"Утверждено
народным комиссаром
просвещения РСФСР
29 февраля 1944 года

ИНСТРУКЦИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВОЙ ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
УСПЕВАЕМОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ, СЕМИЛЕТНЕЙ
И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

(с изм. и доп., внесенными Приказом Минпроса РСФСР
от 23.06.1953 N 563)

В связи с приказом народного комиссара просвещения РСФСР от 10 января 1944 г. за N 24 «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» Управление начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР предлагает руководствоваться следующими указаниями:

I. При оценке успеваемости учащихся

1. Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный учебный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

2. Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

3. Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

4. Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя, неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

5. Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

6. При определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.

7. В свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием:
5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).

II. При оценке поведения учащихся

8. Балл «5» ставится за безупречное поведение учащегося в школе и вне ее.
9. Балл «4» ставится за заметное нарушение поведения учащегося. Оценка поведения баллом «4» допускается только в одной четверти.

В случае неисправления ученика педагогический совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение.

10. Балл «3» ставится за серьезное нарушение поведения учащегося и служит ему предупреждением о возможном исключении из школы.

В случае неисправления ученика в установленный для него испытательный срок педагогический совет обсуждает вопрос о возможности оставления его в школе. При решении вопроса об исключении учащегося его поведение оценивается баллом «2», и ученик исключается из школы. Решение педагогического совета об исключении учащегося из школы утверждается районным (городским) отделом народного образования.

11. Выдача свидетельств и аттестатов допускается только при отличном поведении ученика (балл «5») со следующей записью: «при отличном „5“ поведении».
(с изм. и доп., внесенными Приказом Минпроса РСФСР от 23.06.1953 N 563)

12. Учителя и классные руководители должны обеспечить регулярный просмотр дневников и четвертных ведомостей успеваемости и поведения учащихся родителями или заменяющими их лицами.

О каждом снижении отметки по поведению доводится до сведения родителей".

По-моему, если бы эти правила применялись сейчас, то максимальной оценкой знаний нынешних школьников была бы «тройка».

автор: Александр Ф

образование СССР, история СССР

Previous post Next post
Up