Патриарх Тихон и Константинопольская патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений

Nov 25, 2019 05:13





Александр Мазырин

Подробнее беседа Иакова (Димопуло) с Евдокимом (Мещерским) была описана в  рязанском обновленческом издании в заметке под броским названием  «Восточные патриархи против Тихона». В уста константинопольского  представителя вкладывались следующие слова: «В двадцатых числах июня  текущего (1923-го. - свящ. А. М.) года я получил из константинопольской  патриархии запрос о положении церковных дел в России. Я тогда же  отвечал, что патриарх Тихон, как подсудимый, не может управлять  церковью. Он живет частным образом, как бы на покое <...>.  Надлежащей церковной властью, вполне соответствующей переживаемому  страной моменту, является священный синод, состоящий из старейших и  ученейших епископов, лучших пастырей и мирян. - Не признавайте никакой  другой церковной власти, кроме синода, - писал я константинопольскому  патриарху. По полученным ныне сведениям, мой доклад заслушан патриархией  и по нему вынесена резолюция: поддерживайте общение со священным  синодом и возможно чаще извещайте нас обо всем, что делается в  российской церкви»30.



Разумеется, нет никаких гарантий, что позиция архимандрита Иакова, а  тем более Константинопольской Патриархии, в этой заметке была отражена  без искажений. В хронологию событий явно была привнесена путаница:  получалось, что за обновленческий лжесинод, учрежденный в августе,  Димопуло начал агитировать Фанар чуть ли не в июне. Заведомо ложные  сведения сообщались в заметке об Антиохийском и Сербском Патриархах, что  они якобы «с синодом стремятся восстановить сношения также». По поводу  сношений архимандрита Иакова с обновленцами в русской зарубежной прессе в  октябре 1923 г. даже было дано опровержение: «Запрошенный по сему  поводу председатель Синода Вселенской Константинопольской Патриархии  Митрополит Кесарийский Николай заявил, что сообщение это представляет  собой сплошной вымысел»31. Вымыслов, конечно, в  большевистских и обновленческих газетах тогда хватало, но сами по себе  контакты московского представителя Фанара с обновленцами в ту пору, без  сомнения, имели место.

Евдокимовский «Синод» установление связи с Востоком сделал едва ли не  главным направлением своей политики. Первый номер его нового  печатного органа открылся в сентябре 1923 г. «Посланием Св. Синода всем  Восточным Патриархам». «Сердца наши давно были исполнены глубокой  скорбью от прекращения общения с нашею Великою Материю  Константинопольскою Церковью», - начиналось послание. Далее в нем  описывались «непростительные ошибки» Патриарха Тихона и «созидательная  работа» обновленцев. Заканчивали они обещанием послать на Восток своего  представителя для доклада с просьбой принять его с любовью32.  18 сентября 1923 г. начальник 6-го («церковного») отделения Секретного  отдела ГПУ и по совместительству секретарь Антирелигиозной комиссии при  ЦК РКП(б) Е. А. Тучков писал в докладе «О церковниках и сектах»  председателю этой комиссии Е. М. Ярославскому: «К настоящему времени  Синодцы намерены для подкрепления своего авторитета получить  у Вселенского патриарха признания и для этого посылают в Турцию свою  делегацию». При этом слово «посылают» было исправлено из первоначального  зачеркнутого «намерены послать»33. Можно это понять так, что  Тучков считал вопрос об отправке обновленческой делегации в Стамбул  решенным, препятствий со стороны ГПУ не было.

От Патриарха Тихона между тем власть требовала заявить, что «Мелетий  ставленник Англии», и выразить свое отрицательное отношение к его  «проискам» (это было одним из условий освобождения, поставленных  Антирелигиозной комиссией в июне 1923 г.34). И хотя  ориентация Мелетия на Англию не вызывала сомнений, а общая его политика  по отношению к Русской Церкви была весьма агрессивной и вполне  заслуживала осуждения, Патриарх Тихон, несмотря на давление, никаких  некорректных высказываний в его адрес не допустил. Большевики же были  совсем не прочь использовать авторитет Вселенского Патриарха в своих  интересах, в том числе и для укрепления позиций обновленцев. 18 сентября  1923 г. Антирелигиозная комиссия постановила «переговорить с тов.  Чичериным о положении Милетия (так. - свящ. Л. М.) и  Константинопольского синода и в зависимости от этого разрешить вопрос о  возврате их представителям находящегося в Москве дома»35.  Удалось ли тогда советским агентам установить какие-то контакты с  Патриархом Мелетием (он в то время находился на Афоне), неизвестно. А  замыслы у АРК, видимо, были масштабные: просто так московское подворье  грекам возвращать бы не стали.

Преемником Мелетия IV 6 декабря 1923 г. стал Патриарх Григорий VII.  Начало его правления внушило надежду на усиление взаимоподдержки  Константинопольского и Московского Патриархатов. В ответ на поздравление  с избранием Патриарх Григорий написал 27 декабря митрополиту Антонию:  «Пусть Господь дарует скорое утешение и помощь и Святой сестре Русской  Церкви и Наисвятейшему Патриарху Тихону, чьи долгие испытания повергают  нас в скорбь»36. Отвечать на отправленное на Фанар еще в  августе письмо обновленческого «Синода» Патриарх Григорий не спешил.  Пауза затянулась до весны следующего года.

Возможно, задержка была вызвана смертью константинопольского  представителя в Москве архимандрита Иакова, случившейся 15 января 1924  г. Его место, однако, недолго оставалось пустующим, и уже в феврале было  занято его помощником и племянником иеромонахом Василием (тоже  Димопуло). Перемены в константинопольском представительстве были  отмечены даже «Известиями ЦИК»: «16 февраля Димопуло представился  турецкому послу Мухтар-бею и вручил ему верительную грамоту от  константинопольского патриарха Григория, а 18 февраля он посетил  Наркоминдел и представил ему такую же грамоту, в которой  константинопольский патриарх Григорий рекомендует его как своего  представителя при Советской России»37. Урегулировав свое  положение с турками и большевиками, Димопуло-младший, по примеру своего  почившего дяди, принялся укреплять связи с обновленцами.

23 марта 1924 г. он вручил «митрополиту» Евдокиму послание Патриарха Григория о введении нового стиля38.  Жест внимания со стороны греков обновленцы истолковали как признание их  «Синода». В ответ они выразили Григорию VII «чувство глубочайшей  радости» и обратились к нему с новой просьбой: «В горячих заботах об  умиротворении церковных настроений и спасения церкви, Священный Синод  Российской Православной Церкви, 11 мая текущего года в г. Москве  собирает Великое Соборное Совещание. <...> Русский Священный Синод  просит Вас, Ваше Святейшество, прислать на это Совещание полномочных  депутатов, которые помогли бы нам внести глубокий мир в нашу,  ныне многомятежную жизнь церковную»39.

Своему «Великому Соборному (или Предсоборному) Совещанию» обновленцы  хотели придать видимость чуть ли не всеправославного собрания.  Одновременно их лжесинод довел «до всеобщего сведения», что «восточная  церковь в лице вселенского константинопольского патриарха Григория VII и  представителей других восточных патриархов (антиохийского и  александрийского), находящихся в Москве, давно порвала всякое общение с  бывшим патриархом Тихоном»40. Патриарх Тихон ответил на это  посланием к Церкви от 15 апреля, в котором заявление обновленцев о  разрыве с ним Восточной Церкви квалифицировалось как обман41.

Тем не менее кризис в отношении двух Патриархатов явно назревал. 1  июня 1924 г. в «Известиях ЦИК» появилась статья с заголовком «Вселенский  патриарх отстранил бывшего патриарха Тихона от управления Российской  церковью». В статье было сказано: «Московский представитель Вселенского  патриарха архимандрит Василий Димопуло сообщил представителю РОСТа  следующее: “Мною получено только что из Константинополя сообщение о том,  что Константинопольский патриарший Синод, под председательством  Вселенского патриарха Григория VII, вынес постановление об отстранении  от управления Российской Православной Церковью патриарха Тихона, как  виновного во всей церковной смуте. <...>”. Вместе с тем  Константинопольский патриарх посылает в Москву авторитетную комиссию из  виднейших восточных иерархов для ознакомления с делами Российской  Православной Церкви. <...> Одновременно Вселенский Патриарх  признал Российский Синод официальным главой Российской православной  церкви и запретил к священнослужению всех иерархов, бежавших из России в  эмиграцию, во главе с Антонием Храповицким. Все эти иерархи предаются  церковному суду»42.

Полученные из Константинополя бумаги, о которых Димопуло поведал  представителю РОСТа, были представлены на открывшемся 10 июня 1924 г.  «Великом Предсоборном Совещании». В президиуме совещания вместе с  видными раскольниками восседали представители Константинопольского и  Александрийского Патриархов - архимандриты Василий и Павел. По данным  чекистской сводки, на съезде присутствовало «156 попов, 83 епископа и 84  мирянина», из которых 126 были секретными осведомителями ОГПУ43.  Почетным председателем «Предсоборного совещания» был избран Вселенский  Патриарх. «Приветствие от Константинопольского патриарха Григория VII  читал сам представитель его архимандрит Василий по-русски», - сообщало  «Церковное Обновление»44. «В приветствии говорится, что  деятельность совещания привлечет внимание всего православного Востока,  чем больше будет положено любви в труды совещания, тем больше будет  надежд, что дело умиротворения увенчается успехом и благословением  святейших восточных патриархов», - обтекаемо пересказала выступление  Димопуло обновленческая газета45.

После приветствий последовал доклад Евдокима (Мещерского).  «Кардинальной заслугой синода митрополит Евдоким считает налаживание  связи с вселенским патриархом Еригорием VII, а также и с восточными  патриархами. К концу своей речи митрополит Евдоким огласил ряд посланий  вселенского патриарха синоду, из которых явствует, что синод полностью  им признан, как высший авторитетный орган церковного управления в  России»46. «Пред Совещанием раскрываются подлинные грамоты  Вселенского Патриарха об устранении п[атриарха] Тихона от управления  церковью, об отмене (хотя бы временно) патриаршества на Руси, о  признании Св. Синода единственною церковною властью в России, о  признании неканоничным “архиерейского Синода Российской Православной  Церкви за границей” и о предании суду архиереев-беженцев, занимающихся и  до сих пор политической пропагандой. Эти грамоты с печатями и подписями  Вселенского Патриарха Григория VII и его Свящ. Синода производят  сильное впечатление не только на членов Совещания, но и на посторонних  слушателей», - описывал картину обновленческий «архиепископ  Владимирский» Серафим (Руженцев)47.

Находясь под столь «сильным впечатлением», собрание постановило:  «Признать Священный Синод, в силу его органической связи с Высшим  Всероссийским Церковным Управлением, избранным на втором Всероссийском  Поместном Соборе 1923 года, а также ввиду признания его таковым  Вселенской Патриархией (определение Константинопольского Священного  Синода от 17 апреля 1924 года) - Единственным Канонически Закономерным  Высшим Органом Управления Российской Православной Церкви (так, всё с  заглавных букв. - свящ. А. М)»48. Признание Фанаром  (действительное или мнимое), таким образом, требовалось обновленческому  «Священному Синоду» не только для внешней, но и для внутренней  легитимации.

«Подлинные грамоты Вселенского Патриарха с печатями и подписями»,  столь впечатлившие «Великое Совещание» Димопуло, надо полагать, оставил  у себя, но еще 5 июня 1924 г. он направил «Его Высокопреосвященству  Председателю Священного Синода» их русский перевод «для сведения»,  подписавшись как «покорнейший слуга и во Христе сын»49. Затем  с заверением «митрополита» Евдокима от 23 июня переводы протоколов были  отправлены в советские инстанции (по факту - председателю  Антирелигиозной комиссии Ярославскому)50. После этого, уже в  сентябре, «Синодом» переводы Димопуло были циркулярно разосланы  обновленческим епархиальным управлениям. Одновременно они были пущены и в  раскольническую печать. С центральным печатным органом («Вестником  Священного Синода») у обновленцев в тот момент были сложности (он не  выходил весь 1924 г.), но местные издания выпускались довольно активно.  Наиболее полно «грамоты Вселенского Патриарха» были опубликованы в  издании «Владимирского епархиального управления»,  редактировавшегося «архиепископом» Серафимом (Руженцевым), вскоре  ставшим у обновленцев «митрополитом Московским». Пресловутые «грамоты»  были выписками из протоколов заседаний Константинопольского Синода: от  17 апреля 1924 г., от 30 апреля, от 6 мая и от 30 апреля - 6 мая (с  двойной датировкой).

Страницы:  1 2

Патриарх Тихон, Константинопольский патриархат, история РПЦ

Previous post Next post
Up