Святитель Николай при жизни своей был благодетелем рода человеческого. Не перестал он быть им и по смерти своей, являясь скорым заступником всех находящихся в бедах, спасая от потопления и из глубины морской, перенося на сушу, восхищая от пленения и перенося в дом, избавляя от смертной казни мечом и иных родов смерти, подавая исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих он обогатил, когда те находились в крайнем убожестве и нищете, голодным подавал пищу, и всякому, находящемуся в беде, являлся готовым помощником, усердным заступником и скорым предстателем и защитником. И теперь также помогает всем, с верою прибегающим к нему, и избавляет от постигающих их бед. Невозможно исчислить или описать все его чудеса. Великого Чудотворца Николая знает весь Восток и Запад, знает его и Сибирская земля.
Начнем с первого момента великого события покорения Сибирского царства в 1581 году. Вот собираются в путь первые завоеватели Сибири - Ермак со своими товарищами. Снаряжают их именитые люди, владетели Велико Пермского края, братья Строгановы с племянниками. К казачьей дружине Ермака, в пятьсот сорок человек. Строгановы прибавляют своих триста людей и снабжают всех перевозными судами со всеми необходимыми снастями. К началу похода, летом 1580 года, всех сил Ермака набирается за полторы тысячи, и они трогаются. Удальцов сопровождают в их далекой и трудной дороге три священника: «петь молебны перед битвами, служить панихиды по убитым после боя, приобщать и исповедовать тяжко раненных и отправлять всякия Божия службы по желаниям и нуждам». Каждая сотня казаков получила от Строгановых на дорогу, как бы в благословение, по иконе, и образа эти сделались драгоценнейшей святыней казацкой. Везде, где бы ни становились казаки на отдых лагерем, первым делом, в тот же день, сотнями топоров своих они строили деревянные часовни для этих своих образов. С образами этими впереди казаки всегда выступали в бой и во время боя берегли и защищали их, как знамя полковое.
Ипатовский чудотворный образ Святителя НиколаяЧудотворный образ святителя Николая в селе Самсоново, Тобольской епархииПредание говорит, что среди этих святынь первых завоевателей (икон Спаса Нерукотворенного, Господа Вседержителя, «Царя Славы» на троне, Богоматери с Предвечным Младенцем, Честного Животворящего Креста, знамения победы, Архистратига Михаила, и других) была и честная икона Святителя, победы тезоименитого, Николы угодника в виде образа его Можайского, наиболее приличествующего христианской дружине, то есть с мечом в одной руке и с Божиим храмом в другой. Сам предводитель казацкого воинства Ермак Тимофеев, как говорят в народе, еще ранее этого времени был усердным чтителем Святителя Николая. В верховьях реки Сылвы (около Чусовой), в местах первых подвигов Ермака, до сих пор показывают Ермаково городище, место, укрепленное рвом и высокими валами. Здесь, говорят, Ермак зимовал и молился в часовне пред образом Святителя Николы. И теперь казаки недаром имели с собой эти иконы Святителя: они всецело отдались его покрову и защите и на пути часто и с особенным усердием молились Чудотворцу о его заступничестве.
Далее