Не знаешь как, придумай что

Mar 21, 2012 08:51

Оригинал взят у desmonych в Не знаешь как, придумай что
Конечно, все люди разные, в обучении творческим специальностям есть свои приемы, не универсальные, но достаточно эффективные.
Начнем с того, что вряд ли у вас получится осваивать даже базовые знания о дизайне без умения смело браться за дело. Это только кажется, что в среде студентов института специализирующегося на обучении дизайну, все такие творческие и раскрепощенные.
Долгое время обучение дизайну, по сути, совмещало в себе практики искусства и ремесленное обучение. Работа в мастерских, под руководством специалиста, который десятки лет работал, углублено изучал свое ремесло, технологии, традиции являются, в большинстве стран, привычным форматом обучения.

Сама традиция обучения подразумевает передачу накопленного опыта от мастера к подмастерью. Это, так называемый, «итальянский принцип», не принятый в начальной школе Reggio Emilia, достаточно эффективная школа воспитания, через игры и вовлечение детей в обучение, а классический жесткий процесс работы с мастером, который «лепит из того что есть», собственную копию, передавая секреты, практические навыки, определяя правила и критерии, которые ему, в свое время, передал его мастер.

Конечно, для преподавателя такая схема работы представляется достаточно выгодной, каждое твое слово может стать законом, должно им стать. Это работает отлично, ты обучаешь, проводишь семинары, практическую проектную работу, выставляешь оценки. Все круто, студенты делают точно так как ты захотел, как сам умеешь, как сам научил. Просто +100 к карме и самооценке. На практике, все несколько сложнее, студенты привыкают с самых первых недель обучения, что преподаватель даст некоторый точный рецепт успеха в дизайне, даст точный набор инструкций, уменьшит риск неудачи, объективно оценит проделанную работу.

Хотите правду? Это тупик. Человек привыкает воспринимать факты без анализа, советы без критического наблюдения, он теряет постепенно собственную точку зрения, замещая ее авторитетом педагога. После такого обучения «дизайнеру с дипломом» надо будет заново учиться самостоятельно принимать решения, брать ответственность, но ему уже навяжут привычную модель коллеги, поставив в его личное творческое пространство, «новых авторитетов». Может это и хорошо, меньше забот и амбиций, но только вряд ли кто поступая учиться видит себя настолько беспомощным в финале обучения.


Практически, такая же ситуация в нашей стране в любом университете, людей готовят встраиваться в существующую модель производства, в локальную индустрию. Только вот, кругом все изменилось. На смену ремесленному производству товаров и продуктов творческого труда, пришла пластичная цифровая экономика. Теперь, созданный тобой шрифт можешь продавать через десяток сервисов самостоятельно. Стоит ли оно того? Тебе решать. Раньше нужен был цех, коллеги, организации, профсоюз, теперь полноценный лифт обеспечивающий вертикальную мобильность. Просто умей делать хорошо и конкурентноспособно свою работу. Это изменило принципы обучения дизайну. Например, California College of the Arts, только в 2003 году распрощался с Crafts в своем названии.

От ремесленного обучения традиционным подходам, от обозначения критериев профессиональной пригодности, мы шагнули в неизведанное пространство совместного поиска решения для этого конкретного дня. Оглянитесь вокруг, внимательно посмотрите, как изменилась среда творческой индустрии, как доступна стала информация, как регулируются ее потоки. Студент, ты первогодка, или самоучка или убеленный сединами ас дизайна и герой светской хроники, не важно, на передний план выходит мобильность и профессиональное упорство. Хорошо сделана работа - ее заметят, если ты стоишь, тебе заплатят.
Хотя практика ремесленного воспитания еще гуляет по учебным аудиториям и специализированным блогам. Попробуйте сделайте первую попытку, например, шрифт и всегда найдется авторитетный специалист, а обычно дюжина, которые скажут, что так нельзя и вообще надо много чего знать, прежде чем браться и что типографика, не терпит суеты. Все верно, но вот только силы, которые только что вдохновляли и восторг первой попытки куда-то исчез. Восторгу самостоятельного поиска, приходит желание удовлетворить требования авторитетного мастера.
Самостоятельное обучение это важнейший фактор успеха в творческой специальности. Это основа, если вы не стремитесь знать больше о собственном деле, о его специфике и актуальных изменениях, вы вероятно рано испытаете разочарование в том чем занимаетесь.
Порог компетенции дизайнера растянулся на любые медиа, на любую коммуникативную среду, в некотором смысле мы наблюдаем мутацию графического дизайна, трансформацию работы с визуальной, графической информацией. Дизайнер теперь не просто решает трудную задачу, он решает невозможную задачу, находит не только образ и метафору, но и по мере сил разрабатывает сам носитель информации, придумывает вовлечение, сценарий при котором его визуальное сообщение, оседлав нужный канал информации, сможет гарантированно попасть в цель, донести смысл, эмоции, образы.

Сегодня, время медийного прорыва, когда человек который умеет видеть потребности аудитории, понимать их и фиксировать в графическом, визуальном пространстве, может лишь углубившись в изучение нового, только возникшего пространства цифровых медиа разрабатывать свои приемы. Только не надо ему навязывать скисшие методики и принципы, навязывать авторитетов. Пусть берет, что понимает, а что не понимает изучает с уверенностью и страстью. На самом деле, все под рукой, любая книга, статья, урок, лекция может быть найдена в интернет, может быть приспособлена к самостоятельному курсу обучения.
Самообучение важнейшая функция нашего мозга, двигатель постоянных изменений в жизни. И это дает нам всем шанс на общий прорыв в цифровых коммуникациях, дизайне, поскольку информация сейчас доступна для всех и ее изучение и анализ лежит в плоскости единых стандартов и единых возможностей.

Сама культура вокруг, измененная интернет и информационным бумом, творческая индустрия нам подсказывает, что уже заказчик сам хотел бы уверенней понимать возможности новых медиа, новых каналов коммуникации, но ожидает этой просветительской миссии от дизайнеров, творческих специалистов. Чаще сама задача клиентом формулируется в общих чертах, как разработка piece of communication, чего то неизвестного, но коммуницирующего в интересах бизнеса, в интересах необходимого общения с аудиторией. Оставить, проверенные временем формы обучения ремеслу и стремиться развить свежий взгляд на практику изучения нового творческого опыта, стоит начать с вызова самому себе. Педагог сменит свою роль, на мотивационную, вдохновляющую, станет игроком одной команды со студентами, пусть и с нашивкой капитана, но его игра будет по новым правилам.

Британку (БВШД) часто критикуют за массу непонятных работ студентов, что работы эти сложно соотнести с требованиями нашей локальной индустрии. Так и есть. Просто процент бездарной работы в индустрии, выше процента плохих работ у студентов. Так многие работы, просто не могут быть частью принятых норм, поскольку условием их создания был отказ от этих норм, так и возникает новое.

Через мутацию, шишки и синяки. Многие работы это как промежуточные формы эволюции, стадии поиска собственного визуального языка, мелкие эмбриональные изменения. Но возможно именно так и стоит действовать тем, кто поставил на себя и положил на мнение других, в метафорическом смысле. Здесь важно выстраивать стальные конструкции внутри личности, которая будет готова сотню раз упасть, но подняться выше с новым опытом, но не прогнуться и провести свою творческую жизнь тупо обслуживая.
Ошибки, попытки и потребность роста

Студент может ошибаться, может делать не то, что нужно, может идти не туда, но он идет своим путем и чем смелее и решительней его шаги, его решения, его дерзость к новому опыту, тем сильнее будет желание познать на ошибках, на трудностях, на сомнениях, что такое самостоятельный путь через неизвестное, к новому знанию. Не надо мешать игроку проводить свои комбинации, играть в свою игру, обходить правила, искать новые комбинации в тактике. Командная игра, где правила возникают как личная инициатива, которую поддерживают все. Главное цель. Найти новое решение. Выйти за рамки привычного метода. В этой игре побеждает тот, кто не боится проиграть. Получилась ерунда? Не страшно, теперь ты знаешь, что этот прием работает плохо, ищи новый, но не жди от себя случайного успеха. Пусть льют краску, пришивают заплатки, сканируют, обрабатывают наждаком, рендерят, снимают, монтируют, спорят, меняют цвет, шрифт, повторяют заново.
Важно что неудачи не будет. Не будет обвинений в непрофессионализме, ошибках в теории, ошибках и промахах. Будет опыт и точно знание того, что пока ты не знаешь как сделать хорошо, лучше придумать, что ты можешь сделать вообще, а не опасливо озираться на мнение окружающих, так и не сделав шага навстречу своему опыту и практике.

Что посоветовать на практике?

Преподаватель нужен. Он нужен чтобы формулировать задачу, чтобы повышать требования к качеству учебного процесса, повышать требования к самостоятельному изучению, но его позиция это человек который верит и знает как достигать нужного личного, индивидуального результата. Найдите себе наставника, который будет в вас верить, в ваш потенциал и сможет оценить, не столько результат, сколько усилия и качество вашего личного прогресса. Творческие практики зачастую должны больше вам давать пользы процессом поиска чем самой находкой, решением. Педагог в подобном сценарии это тот кто знает как вдохновить вас на поиск, но он точно знает, что результат только ваш, а не его.

Объясню, зачастую преподаватель сам вынужден «вытягивать» из студентов результат, требовать определенных практик, дисциплины. В процессе самообучение он ставит вам задачу достойную вас, высокую, кажущуюся непреодолимой, но вам обоим будет очень интересно посмотреть, как все выйдет в итоге. Иногда результат обучения кажется достигнутым вопреки преподавателю. Учитель становится неприятным раздражителем. Это великолепно. Это правильно. Только ощущение дула пистолета за спиной, всегда срабатывает, если надо принудить не сдаваться, а победить. Это неприятно, но это работает.

Заведите дневник. Не для оценок, конечно. Для записи ваших личных впечатлений. В БВШД мы используем reflective journal. Пишите туда краткие впечатления о процессе разработки учебного проекта, про изучение новых методов, реакции на прочитанное, услышанное. Даже если вы скептически настроены, пишите. Если не верите, пишите. Если в восторге, обязательно пишите. Дайте незримым процессам в вашей душе, стать фактом, осознанным вами, физически существующим на листке блокнота. После каждого практического задания, когда все выполнено, постарайтесь описать по пять пунктов того, что вам удалось и в чем вы по собственному мнению «нафакапили».

Полюбите списки. На любом клочке бумаги, в любой день, не обязательно сегодня, но только для себя, выпишите списком хоть пару вещей, приемов, фактов, которые вы узнали, научились. Это очень интересно, кратко писать, что узнал, пусть это о конкретных нажатиях кнопок в Photoshop, до любимых комбинаций шрифтов и тезисов статей и лекций.

В конечном счете, вы однажды научившись уже сможете всегда «Не зная как, придумать что». Успехов вам и не дайте себя остановить на этом пути.

Previous post Next post
Up