Про череп.

Oct 07, 2014 15:19

Заведу, пожалуй, тэг "тибеццкое".



Уже раз шесть встретила ссылку на этот хрустальный череп; пишут, что у одного владельца он живёт ровно год, меняет судьбу своего обладателя к лучшему, а потом уходит к следующему. Нынешним владельцам (московской галерее восточных редкостей) его подарил продавец какой-то непальской лавки.

Я решила поразмыслить, что это может быть за штука; материал для размышлений брала, в основном из бировской «Энциклопедии тибетских символов» (моей настольной книги в последнее время), а также из «Определителя буддийских изображений» Терентьева.

Вот были, например, ритуальные чаши из черепных крышек.
Такая чаша называется по-тибетски thod pa, а на санскрите - kapala, и является ритуальным сосудом для возлияния ваджраянским божествам (как правило, гневным), защитникам веры, а также идамам (таким, как Калачакра), дакини и держателям линий. В таких сосудах гневным божествам (и прочим перечисленным сущностям) подносятся торма (специальные жертвенные печеньки: http://wap.clearlight.borda.ru/?1-0-140-00000308-000-0-0), и в этом качестве они аналогичны глиняным кувшинам (kumbha) для ведических жертвоприношений или драгоценным чашам для жертвоприношений божествам мирным. Особо продвинутые аскеты также могли просить с подобной чашей милостыню или есть из неё свою аскетичную еду, вспоминая о непостоянстве (anitya) и непредсказуемости всего сущего, круговороте жизни и смерти и прочих важных вещах.

Если этот череп - разборный, то он может быть подобной ритуальной чашей с, так сказать, оригинальной подставкой. А если нет (как оно, скорее всего, и есть), то это, возможно, деталь тантрического посоха (khatvanga) или иного ритуального жезла, который статуя какого-нибудь божества (например, Дхармараджи) могла держать в одной из своих рук (скорее всего, левых).

Чтобы понять, что такое тантрический посох, откуда он взялся и зачем он нужен, представьте себе, что вы живёте в древнем косном кастовом индуистском обществе и вы случайно и непреднамеренно убили брахмана. Непреднамеренно - это очень важно. Если вы сделали это специально, то вас заклеймят, казнят, или сперва заклеймят, а потом казнят. А вот если вы убили брахмана нечаянно, то вы всего-навсего на двенадцать лет будете изгнаны из приличного общества и начнёте практиковать освящённый обычаем радикальный дауншифтинг: жить на кладбище; носить набедренную повязку из ослиной или собачьей шкуры; заворачиваться, как в плед, в случайно найденный саван; питаться едой, которую оставили на могилах родственники покойников; просить подаяние, используя чашу из черепа, как двумя абзацами выше; а также везде носить с собой деревянный посох с надетым сверху черепом убитого вами брахмана. Ваша компания на ближайшие двенадцать лет - чандалы (неприкасаемые, управлявшиеся с трупами), кладбищенские собаки, шакалы, грифы, вороны-трупоеды и незадачливые товарищи-ссыльнопоселенцы. Покаяние внезапно оказывается довольно интересным занятием: тут можно не только заниматься йогой и умерщвлять плоть, но также курить марихуану, поедать халву из неё же, обмазываться пеплом от сгоревших трупов, мастерить фенечки из костей, пугать мирных жителей грохотом барабанов из двух половинок черепа, практиковать некромантию, общаться с призраками и бестелесными духами, и метафизическим образом получать «откровения или наставления, дававшие возможность проникнуть в самое сердце тьмы - вырваться из концептуальной клетки самоотождествления, где человеческие существа находятся в плену собственных ограничений, запретов и страхов - и слиться с ослепительным светом безупречной обнажённости за пределами надежды, за пределами страха, за пределами концептуализации, за пределами сомнений и определённости».
Неудивительно, что возвращались из такой угарной ссылки далеко не все, и панковский кладбищенский ашрам со временем превратился в йогическую секту с санскритским названием «капалики», то есть, «черепоносцы». Убивать брахмана для вступления в секту, насколько мне известно, не требовалось.

Современный капалика:


Шли годы, в Индии появился буддизм, и многие из кладбищенских аскетов им прониклись, чем очень шокировали ортодоксальную буддийскую Сангху "правой руки». Ранний буддийский текст «Ла-литавистара» (около II в. н. э.) описывает капаликов как «...глупцов, которые ищут очищения, натирая свои тела пеплом, одевающихся в красные одежды, бреющих головы и носящих с собой посох-трезубец, кувшин, череп и кхатвангу». Кхатванга - это знакомый нам тантрический посох, превратившийся в символический атрибут буддиста «левой руки».
Однако именно эти порицаемые ортодоксами радикальные аскеты стали, в итоге, вдохновителями индуистских, джайнистских и буддийских тантрических традиций; причём их письменные труды глубоки, осмысленны и, как утверждают те, кто их читал, написаны достаточно ясно и внятно. Реалии кладбищенской жизни и нежизни обрели в этих трудах дополнительный символический смысл.
Как-то:
«Кладбища: полные пути колесниц сутры и тантры. Свежие трупы: циклическое существование, непостоянство и страдания рождения, болезни, старости и смерти.
Изуродованные, повешенные, расчленённые и разлагающиеся трупы: полное уничтожение эго. Вызывающие отвращение образы, которые являются противоядием к привязанности.
Скелеты: пустота.
Зомби, или безумные трупы: бессамостность. Животные, пожирающие трупы: реализация «стадии зарождения» (тиб. bskyed rim), поскольку животные пожирают «трупы» повседневных видимостей и концепций».
И так далее.
Логика простая: если нечто ведёт к просветлению, какая, в сущности, разница, запах лотоса это или пепел трупа.

Кхатванга:


Этимологически санскритское слово khatvanga, происходит от слов khatva (индийская кровать-раскладушка) и anga (нога). На таких кроватях в Индии спят и сейчас: прямоугольная рама на четырёх крепких ножках, внутри заплетённая верёвочной сеткой. А когда человек засыпает не просто так, а вечным сном, эту же кровать используют как похоронные носилки - и впоследствии бросают на кладбище.А там кровать находит весёлый тантрик, и отрывает от неё самое вкусное - ножки. Ведь ножка кровати - это ужасно полезный предмет; это практически основа тантрического быта. Ножкой от кровати можно отогнать собаку, которая нацелилась на труп, заготовленный для ночного обряда. Ножкой кровати можно разбить кокосовый орех или мозговую косточку. К ножке кровати, наконец, можно приколотить приведший к такой жизни брахманский череп и превратить орудие труда и обороны в ритуальный жезл. А в далёком будущем, когда весёлого тантрика признают почитаемым святым, его образ запечатлеют благочестивые буддийские художники, и превратят ножку от кровати в изящное ритуальное приспособление, украшенное золотом и драгоценными камнями; череп также станет золотым или, скажем, хрустальным; и этот жезл станет настолько красивым, что его впоследствии будет не стыдно вручить и божеству. Что и происходило.

Божество с кхатвангой (монастырь Thiksey в окрестностях Ле, Ладакх):



Вот такой волшебный предмет, приносящий удачу. Впрочем, возможно, я неправа, и этот хрустальный череп - не деталь ритуального жезла. По уму, его надо бы довезти, например, до Норбулингки (http://www.norbulingka.org/) и расспросить специалистов-инсайдеров.

Лирическое отступление под конец.
У читателя может возникнуть впечатление, будто бы я не верю в волшебные предметы, инициирующие перемену участи. Вовсе нет - я верю в такие предметы. Вот, например, три с небольшим года назад я нашла айфон в луже около дома - и такая со мной случилась перемена участи, что мама не горюй. Уже и айфон потерялся где-то в весёлом городе Джайсалмере - а перемены всё продолжаются и продолжаются.
Правда, скорее всего, они происходили и до айфона, только я их не замечала или интерпретировала как-то по-другому. А буддизм учит, что интерпретировать вообще не полезно. А христианство ничему по этому поводу не учит, но просто говорит: «доверяйте Богу своему, так вас растак».
И я стараюсь доверять.
Получается, мягко говоря, не всегда.
Но я стараюсь.

тибеццкое

Previous post Next post
Up