Jul 17, 2015 16:06
Фильм "Брат 2" Алексея Балабанова - наверное, самая значимая картина российского постсоветского кинематографа. Пожалуй, это единственный фильм, ставший по-настаящему народным. Но вот меня заинтересовало: есть ли у него аналоги в американском кинематографе? А чтобы сузить область поиска, следует понять, к какому жанру относится этот фильм.
Для начала, понятно, что "Брат 2" - не триллер и не боевик. Эффектная сцена боя в фильме ровно одна (думаю, все вспомнят, какая), а "саспенса" в фильме нет совсем. Это и не драма: и внутренних переживаний герой испытывает ноль целых хрен десятых, и его отношения с окружающими ни малейшей глубины не обнаруживают (где они не определяются слоганами, вроде "русские на войне своих не бросают", там они сугубо утилитарны). Это не gangsta movie - главный герой не позиционируется как бандит. Так что же это за фильм? И вот тут и возникает странное ощущение, что "Брат 2" - это квази-нео-вестерн.
Сюжетная основа - мститель-одиночка вписался за убитого друга и его ограбленного брата - типична для вестерна. Тут следует возразить, что она куда более типична для боевика. И таких боевиков немало было слеплено и в США и в (пост-)перестроечной России. Но, как уже упоминалось выше, "Брат 2" - не боевик. В боевиках тема мести и вооружённой справедливости - паровоз, за которым цепляется столько боевых сцен, сколько возможно. Надо же сразу объяснить зрителю, кто, кого и за что мочит. Но именно сам процесс мочилова - то ради чего мы смотрим боевики.
Не то в "Брате 2". В нём мотив мести и справедливости - это шлюз, через который происходит моральная и идеологическая накачка фильма. Нам показывают, что главный герой борется с абсолютным злом, защищает ото зла русский народ (ни много ни мало!) И здесь второе, и более глубокое, сходство фильма с вестернами: фильм отражает становление национального мифа. И, судя по народной реакции, ему это удалось.
Разумеется, есть и отличия. Различается список врагов. В вестернах главный враг - бандиты. Кроме них в ранних фильмах были дикие индейцы, позже вторым главным врагом становится коррупция: алчные буржуи и продажные "копы". В "Брате 2" враги, во-первых - алчные пендосы, во-вторых - наши бандиты (которые сотрудничают с алчными пендосами), в-третьих - негры, в-четвертых - жиды (так и норовят обдурить русского человека), ну и под конец - хохлы. Очевиден стойкий националистический ксенофобский посыл, которого в вестернах не было. Даже конфликт с индейцами имел не национальную, а культурную и цивилизационную природу (в прочем, в "Брате 2" так же можно охарактеризовать конфликт Данилы с неграми).
Более важным мне видится другое различие. В "Брате 2" нет государства. В вестернах его, вообще-то, тоже нет. Вот только действие "Брата 2" происходит не в глухой сибирской тайге, а в двух крупнейших мегаполисах России и США соответственно. То есть государство там по идее должно присутствовать. Но главный герой сознательно, грамотно и последовательно игнорирует это присутствие. По минимуму отдавая кесарю кесарево он в остальном избегает контактов с государством. Наиболее отчетливо это проявляется в эпизоде с задержанием Данилы (который начался с того, что Данила, обнаружив труп, позвонил в милицию). То есть если в вестернах государство отсутствует по естественным причинам, то в фильме Балабанова - это сознательный выбор героя, автора, ну а за одно и зрителей.
З.Ы. Написанное мною не претендует на полноценное исследование. Так что если у читающих это возникнут возражения-замечания-дополнения - прошу высказываться.