Расколотый меч

Dec 14, 2014 18:16

Прочитал книгу Джонатана Паршела и Энтони Талли «Расколотый меч» (Jonathan Parshall, Anthony Tully. Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway).
Еще раз убедился, что хорошую книгу интересно читать даже когда знаешь, чем она кончится.

Это сравнительно недавнее (2005) исследование битвы при Мидуэе. Авторы привлекли японские источники и исследования, а так же сведения о технических и тактических особенностях боевой работы японских авианосцев.

Битва описана в основном «глазами японцев». Книга опровергает ряд связанных с битвой мифов.

Далее я позволю себе перечислить эти мифы и вкратце привести опровергающие их доводы.

В момент решающего удара американцев палубы японских авианосцев были заставлены самолётами, которым не хватило пяти минут, чтобы подняться в воздух.
Неверно. Большинство свидетелей с обеих сторон их не видели. Анализ боевой работы японских авианосцев показывает, что их не могло там быть. Самолёты находились в ангарах, и требовалось 40-50 минут, чтобы поднять их в воздух.

Алеутская операция была задумана как отвлекающая.
Неверно. Начало операции было назначено на тот же день, что и удар по Мидуэю, а общее количество задействованных в ней кораблей и людей было даже больше, чем в Мидуэйской операции.

Сохраняя режим радиомолчания, Ямомото не поделился с Нагумо важной развединформацией.
Формально верно, но Нагумо получал развединформацию из того же источника, что и Ямомото: Первой части связи в Токио. Ни малейшей необходимости ретранслировать информацию от Ямомото к Нагумо просто не было.

Если бы японцы использовали двухэтапную схему авиаразведки, они смогли бы обнаружить американцев вовремя.
Возможно. Но такую схему ещё не придумали - она появилась позже, поэтому странно ожидать от коммандера Минору Генда, чтобы он её использовал.
Хуже другое: Генда вполне мог сообразить, что не стоит полагаться всего на семь самолётов, если собираешься обыскать акваторию размером со Швецию.

Если бы сaмолёт-разведчик № 4 с крейсера «Тонэ» не опоздал с вылетом на полчаса, японцы обнаружили бы американские авианосцы вовремя.
Неверно. Если бы «Тонэ № 4» вылетел вовремя (и не отклонился от курса) - он вообще никого бы не нашёл. А даже если и нашёл бы - лишние полчаса японцев не спасали.
Истинным «героем дня» стал другой самолёт - № 1 с крейсера «Тикума». Сличение курсов показывает, что примерно в 6:15 - 6:30 он как раз должен был пролетать над американскими авианосцами. Но он никого не видел. Причём 6:30 был последним сроком, когда японцы действительно успевали организовать атаку на американские авианосцы.

Если бы Нагумо не приказал перевооружать самолеты с бомб на торпеды…(далее по тексту).
Неверно. Вооружение ударных самолётов проходило в три этапа по полчаса каждый. Приказ о подготовке второго налёта на Модуэй был дан в 7:30. Американские авианосцы были обнаружены в 7:58. К этому моменту вооружена была лишь треть ударных самолётов - их-то и пришлось перевооружать. Остальные были не вооружены, а вооружать пикировщики никто даже не начинал. Уже не говоря о том, что крупнокалиберные бомбы, сбрасываемые с горизонтального полёта абсолютно бесполезны против кораблей.

Жертвенная атака американской восьмой эскадрильи торпедоносцев была не напрасна - она заставила «зеро» снизиться, и они пропустили решающую атаку американских пикировщиков.
Неверно. Пикировщики атаковали через добрых полчаса после атаки VT-8. Было бы у японских истребителей всё в порядке с дисциплиной, им вполне хватило бы времени, чтобы вернуться в свои сектора прикрытия.

При Мидуэе японцы потеряли цвет своей авиации.
Неверно. Лишь 121 из более двух тысяч погибших были пилотами. Японцы потеряли примерно четверть пилотов авиагруппы кораблей Нагумо, причём, большая их часть была сбита в воздухе, то есть была бы потеряны при любом исходе битвы.
Для сравнения, за год кровавой кампании на Соломоновых островах японцы потеряли почти три тысячи пилотов: вот где был перемолот цвет их авиации.

Американцы победили, не имея никаких шансов на победу.
Неверно. У Нагумо было 20 кораблей, четыре из них - авианосцы. У американцев было 25 кораблей, в том числе три авианосца - плюс остров со своей взлётной полосой, которую нельзя было утопить. У Нагумо было 248 самолётов, у американцев - 233 на авианосцах и ещё около 120 на острове. Так что у американцев было даже некоторое преимущество в силах.
Да, в целом, японцы задействовали в операции куда больше кораблей и людей. Но все эти корабли были разделены по нескольким тактическим группам, а группы рассредоточены на сотни миль друг от друга, и ничем помочь друг другу не могли. В итоге ни одна из них, кроме Кидо Бутаи Нагумо в битве не участвовал.
Кроме того, Американцам совершенно незачем было защищать Мидуэй так, как будто позади Москва. Остров слишком мал и слишком отдалён от всего чего можно, чтобы иметь серьёзную стратегическую ценность. По крайней мере такую, чтобы защищать его почти не имея шансов на победу и рискуя потерять последние ценные корабли.
Так что американцы дали бой лишь потому, что хотели и могли его дать. Честер Нимиц был толковым стратегом, и он оценил шансы иначе, чем их принято оценивать сейчас. А пресловутый расколотый код был ценен не тем, что вовремя предупредил о нависшей над Мидуэем угрозе, а тем, что сообщил Нимицу где и когда можно будет японцев встретить. Что дало американцам дополнительное преимущество.

Битва при Мидуэе стала решающим сражением, переломившим ход войны на Тихом океане.
Неверно, потому что японцы просто не могли победить. Сама идея сражения возникла как ответ на стратегический тупик, в котором японцы оказались к лету 1942. Они захватили слишком много, и у них уже не хватало ни транспортов, чтобы поддерживать сообщение с захваченными территориями, ни боевых кораблей, чтобы защищать коммуникации. Мало того, что Ямомото затеял одновременно операции против Мидуэя и Алеут: верховное командование согласилось их санкционировать только после того, как Ямомото поддержит наступление на юге (результатом чего стал бой в Коралловом море). Что показывает, что японцы толком не знали, что им делать дальше.
Что было бы, если бы японцы победили при Мидуэе? Сам остров никаких стратегических преимуществ им не давал: даже как трамплин для захвата Гавайев. Американцы не начали бы кампанию на Соломоновых островах, японцы легко захватили бы Самоа и Фиджи, возможно, Порт-Морсби… и всё. Даже захват Гавайев или высадка в Австралии выглядели крайне сомнительно - как в плане шансов на успех, так и в плане осмысленности таких операций. А нападение на Панамский канал или Калифорнийское побережье США уже и вовсе относились к категории стратегического бреда.
Таким образом, любые дальнейшие завоевания японцев никак не улучшали их стратегического положения и не ухудшали стратегическое положение американцев.
Наиболее серьёзным результатом битвы при Мидуэе стала потеря японцами четырёх ударных авианосцев из шести имевшихся. Но это не дало американцам решительного преимущества - это лишь сравняло силы. Причём, уже осенью того же года (в ходе упоминавшейся выше кампании на Соломоновых островах) американцы безвозвратно потеряли «Хорнет» и «Уосп», а многострадальная «Саратога» опять была повреждена.
По настоящему критичным для японцев было то, что потерянные авианосцы нечем было заменить. За время войны они сумели ввести в строй лишь четыре новых ударных авианосца (плюс два больших эрзац-авианосца), причём все четыре вступили в строй в 1944 году, когда война была, в сущности, проиграна. В то же время американцы только в 1943 году ввели в строй семь новых ударных авианосцев типа «Эссекс», а в 1944 - ещё столько же. Причём, «Эссексы» качественно превосходили всё, что было у японцев. Столь же безрадостная (для японцев) картина наблюдалась и в производстве самолётов: 100 тысяч истребителей произведённых США против 30 тысяч, 60 тысяч американских лёгких и средних бомбардировщиков против 15 тысяч японских.
И изменить это соотношение японцы не могли независимо от исхода битвы при Мидуэе - равно как и любой другой битвы.

История

Previous post Next post
Up